Дело № 2-18 /12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«10» апреля 2012 года г. Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,
при секретаре Боеве И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Заволжского района г. Твери в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Управлению образования г. Твери, Администрации г. Твери, Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № о признании действий по обеспечению безопасности образовательного процесса и соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства в зданиях МОУ СОШ № незаконными, о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства, о приостановлении эксплуатации здания,
у с т а н о в и л :
Прокурор Заволжского района г. Твери обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с требованиями к Управлению образования г. Твери, Администрации г. Твери, Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» о признании действий по обеспечению безопасности образовательного процесса и соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства в зданиях МОУ СОШ № незаконными, о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства, о приостановлении эксплуатации здания.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Заволжского района города Твери в августе - октябре 2011 года проведена проверка соблюдения действующего законодательства об антитеррористической и иной безопасности несовершеннолетних при осуществлении образовательного процесса в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №».
Прокуратурой Заволжского района установлено, что здание МОУ СОШ № по <адрес> имеет повреждения в ограждении, под окнами школы организована несанкционированная стоянка автомашин, которые ставятся жителями близлежащих домов. В здании младшей школы (<адрес>) забор повсеместно повреждён, территория школы захламлена, мусор из контейнера не вывозится длительное время.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Заволжского района года Твери в адрес начальника Управления образования города Твери внесено представление № об устранении нарушений федерального законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищённости образовательных учреждений по нарушениям, выявленным в МОУ СОШ №.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором получен ответ начальника Управления образования г. Твери на представление, в котором содержатся сведения о полном устранении нарушений, однако, как показал выезд прокуратуры района, проведённый 05 октября 2011 года в 9 часов 30 минут в зданиях младшей и старшей школы нарушения не устранены и имеют место по настоящее время.
В 2010 году было произведено обследование здания МОУ СОШ № ЗАО «Проектный институт «Тверьжилкомуннпроект». В результате обследования установлено, что древесина балок здания ломкая, имеет следы увлажнения, под потолками штукатурный слой отбит. Отдельные балки здания повреждены гнилью, домовым грибком. Чердачные перекрытия деревянные, имеются продольные и поперечные трещины по штукатурному слою потолков, имеются следы увлажнений.
В соответствии с выводами технического заключения в связи с прогрессирующими деформациями и возможным обрушением штукатурного слоя потолков в части здания с деревянными перекрытиями, здание школы № по <адрес> городе Твери подлежит ускоренной постановке на капитальный ремонт. На момент обследования в конструкциях здания выявлены прогрессирующие деформации по сравнению с сентябрём 2009 года.
Более того, помимо технических нарушений в школе нарушаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемые к образовательному учреждению.
На основании протокола, составленного Управлением Роспотребнадзора по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ (по результатам повторной проверки) установлено, что здание МОУ СОШ № имеет протечку кровли, на потолке и стенах протеки, в учебных кабинетах школы с потолка осыпалась штукатурка, имеется плесень, покрытие пола сильно изношено, здание требует ремонта, в учебных кабинетах основного здания школы отопительные приборы не оборудованы съёмными деревянными решётками, имеет место просадка пола пищеблока, а также иные нарушения.
Сложившаяся в МОУ СОШ № обстановка способствует распространению среди обучающихся заболеваний, а также может привести к обрушению здания школы, где обучается и работает несколько сотен человек, ввиду повреждения деревянных перегородок и возможной массовой гибели учащихся и преподавательского состава.
По сведениям Управления образования города Твери школа принята к новому учебному году с замечаниями Управления Роспотребнадзора Тверской области.
На основании постановления Администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ № «Об осуществлении бюджетных инвестиций и заключении долгосрочного муниципального контракта на осуществление функций застройщика и долгосрочного муниципального контракта на выполнение проектных работ (в том числе проектно-изыскательские работы) по объекту «Реконструкция МОУ СОШ №21, здание школы, расположенное по адресу: <адрес> (в.т.ч. ПИР)» здание требует реконструкции и капитального ремонта.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами Прокурор Заволжского района г. Твери обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Помощник прокурора Заволжского района г. Твери Маклаков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель МОУ СОШ № ФИО13 исковые требования признала частично.
Представители Управления образования Администрации г. Твери по доверенности Никитина Н.А. и Моргсь В.Г. исковые требования признали частично.
Представитель Администрации г. Твери по доверенности Синикова И.В. исковые требования не признала.
Представитель Департамента архитектуры и строительства Администрации г. Твери по доверенности Смирнова О.И. исковые требования не признала.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В целях защиты прав неопределенного круга лиц в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд. При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию в деле каждого жителя г. Твери, чьи права нарушены, и нарушение прав граждан продолжается, прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что в соответствии с Уставом МОУ СОШ №, утвержденным приказом начальника Управления образования г. Твери № от ДД.ММ.ГГГГ с дальнейшими дополнениями и изменениями, учредителем данной школы является Управления образования Администрации г. Твери (п. 1.5 Устава) В соответствии с п. 6.3 Устава, учредитель обязан согласовать вопрос с Департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери о предоставлении Учредителю здания с соответствующим оборудованием, оказывать помощь в решении содержания и развития материально-технической базы Учреждения, осуществлять бюджетное финансирование учреждения на основе утверждённой сметы расходов; принимать на себя расходы на содержание основных фондов, используемых на образовательные цели, на текущий и капитальный ремонт Учреждения при периодичности: капитальный ремонт, согласно существующим нормативам, текущий ремонт ежегодно в пределах утверждённой сметы. В соответствии с п. 8.1 Устава имущество учреждения является муниципальной собственностью и передаётся Учреждению на праве оперативного управления по решению Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.
В соответствии со ст. 16 п. 3, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Заволжского района города Твери в августе- октябре 2011 года проведена проверка соблюдения действующего законодательства об антитеррористической и иной безопасности несовершеннолетних при осуществлении образовательного процесса в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №».
В результате проведенной проверки были выявлены технические нарушения и нарушения требования санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемые к образовательному учреждению.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Заволжского района года Твери в адрес начальника Управления образования города Твери внесено представление № об устранении нарушений федерального законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищённости образовательных учреждений по нарушениям, выявленным в МОУ СОШ №.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором получен ответ начальника Управления образования г. Твери на представление, в котором содержатся сведения о полном устранении нарушений.
Выезд прокуратуры Заволжского района г. Твери, проведённый ДД.ММ.ГГГГ, показал, что в зданиях младшей и старшей школы нарушения не устранены и имеют место по настоящее время.
По утверждению прокурора Заволжского района г. Твери Администрация г. Твери, Управление образования г. Твери, МОУ СОШ № по обеспечению безопасности образовательного процесса и соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства в зданиях МОУ СОШ № по адресу: <адрес> по адресу: <адрес> бездействуют, так как существенных мер для решения вопроса реконструкции школы не принято.
Однако с такими выводами прокурора согласиться нельзя.
В соответствии с. 255 ГПК РФ к действиям органов местного самоуправления, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Из содержания указанной нормы закона понятно, что в результате незаконных действий (бездействий) органов государственной власти органов местного самоуправления, должностных лиц государственных или муниципальных служащих, могут быть нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Исходя из анализа указанных правовых норм, основанием для принятия решения суда о признании незаконным бездействия является одновременное несоответствие этого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов граждан, организаций, в защиту интересов которых обращается прокурор.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с актом проверки готовности общеобразовательного учреждения МОУ СОШ № принято к 2011-2012 учебному году в соответствии с замечаниями Управления Роспотребнадзора и условием проведения капитального ремонта школы.
На основании Приложения 6 решения Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № и приложения 18 к решению Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете города Твери на 2011 год», в Адресной инвестиционной программе города Твери на 2011 год внесена реконструкция МОУ СОШ №, здание школы, расположенное по адресу: <адрес>.
Бюджетополучатель - Департамент архитектуры и строительства администрации города на сумму <данные изъяты>.
МОУ СОШ № является бюджетным учреждением, ремонтные работы проводятся по мере поступления бюджетного финансирования. Здание школы стоит в плане на реконструкцию, финансирование на ремонтные работы на 2011 год не выделялось. Однако, за счёт оказания материальной помощи депутатом Тверской городской Думы ФИО12, ОАО <данные изъяты> арендных средств и силами родительского комитета школы к новому учебному 2011-2012 году были проведены ремонтные работы:
косметический ремонт классов и служебных помещений в зданиях по адресам: <адрес> и <адрес>;
ремонт кровли крыши здания по адресу: <адрес>;
- замена линолеума в коридорах и служебных помещениях первого этажа здания, расположенного по адресу: <адрес>;
- замена части оконных блоков в здании, расположенного по адресу: <адрес>.
После получения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> директором МОУ СОШ № ФИО4 были направлены письма:
- в службу единого заказчика ФИО10;
в Администрацию Заволжского района города Твери;
начальнику Управления образования администрации г. Твери
по вопросу включения МОУ СОШ № в целевую программу противопожарных мероприятий на 2012 год по замене ограждения, восстановлению облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочных слоев здания, реконструкции уличного освещения и т.д.
На 2012 календарный год подана заявка на капитальный ремонт кровли здания по адресу: <адрес>. Деньги уже выделены в размере <данные изъяты>. Заявка на ремонт ограждения направлена в службу единого заказчика и Управление образования администрации г. Твери
ДД.ММ.ГГГГ МОУ СОШ № был заключен муниципальный контракт № с ООО «СК Вектор» на выполнение обязательств по ремонту кабинетов в здании по адресу: <адрес>, на сумму <данные изъяты>.
Работы были проведены в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Проведена проверка Контрольно-ревизионным отделом Департамента финансов администрации г. Твери и составлен акт ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с письмом начальника Управления образования Администрации <адрес> в МОУ СОШ №(в здании по <адрес>) к началу нового учебного года проведены ремонт ограждения и остекление окон первого этажа. Во время образовательного процесса за территорией школы осуществляет надзор охранник учреждения. По поводу несанкционированной стоянки автомашин руководством школы направлены письма в ГИБДД, с просьбой оказать помощь в установке запрещающего знака. На территории школы по адресу: <адрес> до начала учебного года была произведена обрезка деревьев, все обрезанные деревья были убраны. Территория школы вычищена от мусора, трава скошена. Мусорные контейнеры вывозят регулярно.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что со стороны МОУ СОШ № Управления образования г. Твери, Администрация г. Твери были предприняты все возможные меры для решения вопросов, связанных с обеспечением безопасности образовательного процесса и соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства в зданиях МОУ СОШ №.
Таким образом, суд считает правильным отказать прокурору Заволжского района г. Твери в удовлетворении искового заявления в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации города Твери, Управления образования г. Твери, МОУ СОШ № по обеспечению безопасности образовательного процесса и соблюдению санитарно- эпидемиологического законодательства в зданиях МОУ СОШ № по адресу: <адрес> по адресу: <адрес> незаконным.
Также по убеждению суда, требования Прокурора Заволжского района г. Твери о возложении обязанности на Администрацию города Твери, Управление образования города Твери, МОУ СОШ № приостановить эксплуатацию здания МОУ СОШ № по адресу: <адрес> ввиду имеющихся прогрессирующих деформаций в конструкциях здания, создающих угрозу жизни и здоровья неопределённого круга лиц не подлежит удовлетворению.
В рамках рассмотрения гражданского дела Открытым акционерным обществом <данные изъяты> была проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
На разрешение эксперта поставлен вопрос: «Возможна ли дальнейшая эксплуатация здания Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №»
Согласно выводам вышеуказанной экспертизы дальнейшая эксплуатация здания Муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа №» возможна. Настоящее состояние конструкций школы не имеет тенденций к резкому ухудшению, но указанные выше дефекты оказывают негативное морально-психологическое воздействие на находящихся в здании людей. Необходимо проведение мониторинга технического состояния конструкций стен. В последующем необходимо выполнить капитальный ремонт здания.
Из содержания экспертизы также усматривается, что ограниченно работоспособное состояние конструкций школы не имеет тенденций к резкому ухудшению, но указанные в заключении дефекты оказывают негативное морально-психологическое воздействие на находящихся в здании людей. Для дальнейшей нормальной эксплуатации необходимо выполнить указания выданные специалистами ООО <данные изъяты> в техническом отчете №.
В связи с вышеуказанным суд соглашается с требованиями Прокурора о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства в здании младшей школы МОУ СОШ № и полагает возможным возложить обязанность на ответчиков обеспечить целостность ограждения школы путём замены повреждённого забора в виде сетки-рабицы; заменить линолеум в коридорах и классах на новый; в классах английского языка «Виста» обеспечить ремонт отделки потолка, стен, устранив следы протечек; обеспечить работу на пищеблоке двух электрокотлов, оборудовать моечное отделение оборотной тары.
При этом суд обращает внимание на то обстоятельство, что стороны в этой части исковые требования признали и не возражали против их удовлетворения
Вместе с тем, суд не может согласиться с требованием Прокурора Заволжского района г. Твери о снятии с оконных проемов жалюзи.
В соответствии с п. 7.1.8. Постановления Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.
В связи с чем, суд считает, что администрация МОУ СОШ № напротив выполнила требования СанПиНа вопреки доводам Прокурора о нарушении норм санитарно – эпидемиологического законодательства.
На основании изложенного, исковые требования Прокурора Заволжского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц подлежат частичному удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Заволжского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Твери, Управление образования города Твери и МОУ СОШ № устранить нарушения действующего законодательства в здании младшей школы МОУСОШ №, расположенной по адресу по адресу <адрес>, а именно: обеспечить целостность ограждения школы путём замены повреждённого забора в виде сетки – рабицы; заменить линолеум в коридорах и классах на новый, в классах английского языка «Виста» обеспечить ремонт отделки потолка, стен, устранив следы протечек; обеспечить работу на пищеблоке двух электрокотлов, оборудовать моечное отделение оборотной тары.
В удовлетворении остальной части исковых требований Прокурору Заволжского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Булыгина
Решение в окончательной форме изготовлено 12 апреля 2012 года.