о признании незаконным распоряжения Правительства Тверской области от 05.04.2012 г. № 147-ри `Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую` (решение не вступило в законную силу)



Дело № 2-1296/2012

Решение

Именем Российской Федерации

04 мая 2012 года                          г. Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Михайлова А.Ю.,

при секретаре Фоминой О.В.,

с участием представителя заявителей Куракиной В.Б., Дубенцова И.В., Иванова А.Г. адвоката Иванова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куракиной В.Б., Дубенцова И.В., Иванова А.Г. о признании незаконным распоряжения Правительства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую» по рассмотрению заявления Куракиной В.Б., Дубенцова И.В., Иванова А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования,

у с т а н о в и л:

Куракина В.Б., Дубенцов И.В., Иванов А.Г. обратились в Центральный районный суд г. Твери с заявлением с требованиями признать незаконным распоряжение Правительства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению заявления Куракиной В.Б., Дубенцова И.В., Иванова А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования земельного участка; возложить обязанность на Правительство Тверской области принять решение о включении в границы населенного пункта – <адрес> и изменении разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявления указано, что заявители обратились в Администрацию <данные изъяты> сельского поселения с заявлением о включении в границы населенного пункта - <адрес> и изменении разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером площадью <данные изъяты> из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего им на праве общей долевой собственности.

Глава Администрации <данные изъяты> сельского поселения подготовила и направила в Правительство Тверской области мотивированное заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования участка - в целях жилищного строительства.

Распоряжением Правительства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ заявителям отказано в переводе земельного участка из одной категории в другую на основании п. 1 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а также п. 1 ч. 19 ст. 4.1 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191 – ФЗ. Заявители с данным решением не согласны по следующим основаниям.

Согласно п. 1ч. 19 ст. 4.1 ФЗ от 29.12.2004 г. № 191 - ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка.

Однако в обжалуемом Распоряжении отсутствует какое-либо обоснование или ссылки на нормативно - правовые акты, подтверждающие установленные ограничения. Таким образом, распоряжение Правительства Тверской области является незаконными, и нарушает права Заявителей.

Заявители, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. ст. 113-116 ГПК РФ, в судебное заседание не явились, не ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заявителя адвокат Иванов В.А. в судебном заседании поддержал требования в полном объеме, пояснив, что Градостроительный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень оснований включения земельного участка в границы населенного пункта, и перевода земельного участка из одного вида разрешенного использования в другой.

Представитель заинтересованного лица – Правительства Тверской области, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. ст. 113-116 ГПК РФ, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представив в материалы дела письменные возражения, указав следующее.

04.10.2011 года было утверждено положение о Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям постановлением Правительства Тверской области от 04.10.20] 1 № 61-пп «О Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям». Постановлением Правительства Тверской области от 06.12.2011 г. № 228-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 04.10.2011 N 61-пп» внесены изменения.

В соответствии с данным положением в функции комиссии входит подготовка предложений об обоснованности либо необоснованности перевода земель или земельных участков из одной категории в другую в целях последующего принятия Правительством Тверской области (уполномоченным должностным лицом Правительства Тверской области) решений об отказе в рассмотрении ходатайства заинтересованных лиц о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, принятия Правительством Тверской области решения о переводе либо отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.

В соответствии с регламентом организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденным распоряжением Правительства Тверской области от 16.11.2011 № 262-рп «Об утверждении регламента организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую» в целях оперативной и качественной подготовки материалов, необходимых для рассмотрения ходатайства на Межведомственной комиссии, при Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям проводится рабочая группа.

В соответствии с регламентом организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, по итогам заседания рабочей группы в целях обеспечения всестороннего рассмотрения Межведомственной комиссией ходатайств заинтересованных лиц на предмет обоснованности и исключительности перевода земель из одной категории в другую, было принято решение направить запросы рецензентам для получения заключений, а также иные запросы для получения дополнительных сведений по рассматриваемым Межведомственной комиссией вопросам. Органом, уполномоченным на обеспечение деятельности Межведомственной комиссии, является министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.

Представитель заинтересованного лица – Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. ст. 113-116 ГПК РФ, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражал против заявленных требований.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

В судебном заседании установлено, что Куракина В.Б., Дубенцов И.В., Иванов А.Г., являясь собственниками земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного в <адрес>, <адрес>, обратились в Администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> с заявлением о включении в границы населенного пункта - <адрес> и изменении разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером площадью <данные изъяты>. из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежащего им на праве общей долевой собственности.

Распоряжением Правительства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии решения о включении в границы населенного пункта <адрес> земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, из категории земель сельскохозяйственного назначения

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.

В силу п. 1 ч. 19 ст. 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодека РФ» исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка.

Согласно ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов в соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Пункт 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид является прерогативой главы местной администрации и зависит исключительно от усмотрения последнего.

Согласно п. 5 Регламента организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другу, утвержденного Распоряжением Правительства Тверской области от 16.11.2011 г. № 262-рп, в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо либо заинтересованным лицом приложены документы, состав, форма или содержание (в том числе в случае отсутствия обоснования перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую) которых не соответствуют требованиям земельного законодательства, Министерство в течение тридцати дней со дня поступления ходатайства в Правительство Тверской области отказывает в рассмотрении данного ходатайства и возвращает его заинтересованному лицу с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В ст. 77 Земельного Кодекса РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что не имеется оснований для удовлетворения требований заявителей о признании незаконным распоряжения Правительства Тверской области от 05.04.2012 г. об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую.

Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 5) если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.

Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного управления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, которыми нарушены права гражданина, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а в данном случае судом этого не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193, 194-199, 254 -258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Куракиной В.Б., Дубенцова И.В., Иванова А.Г. о признании незаконным распоряжения Правительства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую» по рассмотрению заявления Куракиной В.Б., Дубенцова И.В., Иванова А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 мая 2012 года.

Председательствующий                         А.Ю. Михайлов