Дело 2-1149/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 мая 2012 года г.Тверь
Центральный районный суд г.Твери в составе
председательствующего судьи Булыгиной Н.В.
при секретаре Боеве И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бушинской Н.С. к Министерству экономического развития Тверской области о взыскании единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых и денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты,
У С Т А Н О В И Л :
Бушинская Н.С. обратилась в суд с требованиями к Министерству экономического развития Тверской области о взыскании единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых и денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты. Впоследствии исковые требования были уточнены в части суммы денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты.
Свои требования мотивировала тем, что замещала должность заведующей финансово-хозяйственным отделом Департамента промышленного производства торговли и услуг Тверской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ была уволена в связи с сокращением должности государственной гражданской службы на основании п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (приказ № 19-к от 25.01.2012 года).
В соответствии с Распоряжением Администрации Тверской области от 18 февраля 2010 года государственным гражданским служащим Тверской области был установлен размер и утвержден порядок осуществления ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых.
Согласно п.2 Порядка, утвержденного Распоряжением Администрации Тверской области от 18 февраля 2010 года № 120-ра, выплата на лечение и отдых выплачивается работнику по его письменному заявлению, как правило, при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска или его части. Единственным основанием для снижения выплаты является наличие дисциплинарных взысканий у работника. Пунктом 5 указанного выше Порядка предусматривался перерасчет суммы полученной выплаты пропорционально фактически отработанному времени в текущем календарном году в случае увольнения работника.
Распоряжением Правительства Тверской области от 14.09.2011 года № 57-рп «О внесении изменений в отдельные распоряжения Администрации Тверской области» был частично изменен порядок осуществления единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых, утвержденный распоряжением Администрации Тверской области от 18.02.2010 г. № 120-ра. Согласно внесенным изменениям в п.5 порядка осуществления выплаты перерасчет суммы полученной выплаты пропорционально фактически отработанному времени не производится в случае увольнения в связи с сокращением численности или штата работников.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о предоставлении единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых.
На основании заявления в январе 2012 года ей была начислена единовременная ежегодная денежная выплата на лечение и отдых в размере <данные изъяты> с учетом НДФЛ.
25 января 201 года она была уволена в связи с сокращением должности государственной гражданской службы. Служебный контракт был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. Однако в день прекращения контракта расчет произведен не был.
Часть денежных средств в размере <данные изъяты> ею была получена ДД.ММ.ГГГГ. Однако сумма единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых была пересчитана, и вместо начисленных на дату увольнения <данные изъяты> без удержания налога на доходы физических лиц единовременной выплаты ей начислили <данные изъяты> (с НДФЛ) за фактически отработанное время. Таким образом, с нее незаконно удержана сумма в размере <данные изъяты>
К моменту выплаты Департамент промышленного производства торговли и услуг Тверской области, где она замещала должность заведующей финансово-хозяйственным отделом, ДД.ММ.ГГГГ прекратил деятельность в связи с присоединением. Правопреемником стало Министерство экономического развития Тверской области.
Исходя из вышеизложенного, незаконный перерасчет единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых был произведен Министерством экономического развития Тверской области.
В связи с указанными обстоятельствами она просит взыскать с Министерства экономического развития Тверской область сумму ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых в размере <данные изъяты> и денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплаты в размере <данные изъяты> а также денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплаты на день фактического исполнения решения суда.
В судебное заседание истец Бушинская Н.С. не явилась, от ее имени действовала представитель по доверенности Бушинская М.В., которая поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика по доверенностям Вуймина И.М. и Никифорова Е.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, ссылаясь на то обстоятельство, что дополнительные выплаты производятся по усмотрению работодателя, то есть это дополнительная гарантия. Перерасчет истцу был произведен правомерно, так как нормы Трудового Кодекса РФ не распространяются на данные правоотношения, указанные выплаты производит Правительство Тверской области. Такая единовременная выплата производится пропорционально отработанному времени.
Суд, выслушав стороны, рассмотрев имеющиеся материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установил суд, Бушинская Н.С. замещала должность заведующей финансово-хозяйственным отделом Департамента промышленного производства торговли и услуг Тверской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец была уволена в связи с сокращением должности государственной гражданской службы на основании п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 13.09.2011 №35-пп «О переименовании, реорганизации областных исполнительных органов государственной власти Тверской области» (в ред. Постановления Правительства Тверской области от 28.10.2011 №159-пп) Департамент промышленного производства торговли и услуг Тверской области реорганизован 07.02.2012 года путем присоединения в Министерство экономического развития Тверской области, которое стало его правопреемником.
В силу Распоряжения Администрации Тверской области от 18 февраля 2010 года № 120-ра в целях реализации статьи 7 закона Тверской области от 25.02.2005 года № 160-30 «О статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Тверской области» и статьи 20 закона Тверской области от 21.06.2005 года № 89-30 «О государственной гражданской службе Тверской области», лицам, замещающим государственные должности Тверской области в Администрации Тверской области, и государственным гражданским служащим Тверской области был установлен размер и утвержден порядок осуществления ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых.
Согласно п.2 Порядка, утвержденного Распоряжением Администрации Тверской области от 18 февраля 2010 года № 120-ра, выплата на лечение и отдых выплачивается работнику по его письменному заявлению, как правило, при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска или его части. Единственным основанием для снижения выплаты является наличие дисциплинарных взысканий у работника. Пунктом 5 указанного выше Порядка предусматривался перерасчет суммы полученной выплаты пропорционально фактически отработанному времени в текущем календарном году в случае увольнения работника.
Распоряжением Правительства Тверской области от 14.09.2011 года № 57-рп «О внесении изменений в отдельные распоряжения Администрации Тверской области» был частично изменен порядок осуществления единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых, утвержденный распоряжением Администрации Тверской области от 18.02.2010 г. № 120-ра. Согласно внесенным изменениям в п.5 порядка осуществления выплаты перерасчет суммы полученной выплаты пропорционально фактически отработанному времени не производится в случае увольнения в связи с сокращением численности или штата работников.
ДД.ММ.ГГГГ Бушинская Н.С. обратилась с заявлением о предоставлении единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых в соответствии с п.7.1. ст.20 закона Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № 89-30 «О государственной гражданской службе Тверской области».
На основании заявления в январе 2012 года ей была начислена единовременная ежегодная денежная выплата на лечение и отдых в размере <данные изъяты> с учетом НДФЛ, однако в день прекращения контракта расчет произведен не был.
Согласно ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Указанное требование закона ответчиком не соблюдено, задолженность по единовременной ежегодной денежной выплате на лечение и отдых истцу по настоящее время не выплачена.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим гарантируются:
1) равные условия оплаты труда;
2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с Законом №79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Статьей 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено установление работнику заработной платы трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Частью 1 статьи 19 Закона Тверской области от 21.06.2005 №89-30 «О государственной гражданской службе Тверской области» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, в состав которого входит:
1) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы;
2) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы;
3) ежемесячные и иные дополнительные выплаты: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за, выслугу лет на гражданской службе;
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
ежемесячное денежное поощрение;единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
материальная помощь.
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Тверской области.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона Тверской области от 21.06.2005г. «О государственной гражданской службе Тверской области» № 89-30 для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений и запретов, установленных федеральными законами, гражданским служащим предоставляются государственные гарантии в соответствии с Законом №79-ФЗ, Законом №89-30 и иными нормативными правовыми актами Тверской области.
Согласно пункта 7-1 статьи 20 Закона №89-30 гражданскому служащему Тверской области за счет средств, предусмотренных областным бюджетом Тверской области на соответствующий финансовый год, осуществляется единовременная ежегодная денежная выплата на лечение и отдых.
Предельный размер ежегодной денежной выплаты, установленной пунктом 7-1 статьи 20 Закона №89-30, ежегодно определяется Правительством Тверской области в соответствии с законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 7 Закона Тверской области от 09.12.2005 №145-30 «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области» гражданским служащим производятся другие выплаты (помимо указанных в пунктах 1 и 3 статьи 1 Закона №145-30), предусмотренные федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Тверской области за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Таким образом, анализируя нормы Законов от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 21.06.2005г. «О государственной гражданской службе Тверской области» № 89-30, от 09.12.2005 № 145-30 «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области», суд считает, что истец как государственный гражданский служащий Тверской области в качестве государственной гарантии имеет право на единовременную ежегодную денежную выплату на лечение и отдых, предельный размер которой определяется Правительством Тверской области в соответствии с законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий год. Законом Тверской области от 27.12.2010 №126-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Предельный размер единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых, в т.ч. и порядок её выплаты, не определен, и самостоятельно истцу размер и порядок выплаты единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых из положений вышеуказанных Законов определить не представляется возможным.
Пунктом 2 распоряжения Администрации Тверской области от 18.02.2010 №120-ра «О единовременной ежегодной денежной выплате на лечение и отдых работникам исполнительных органов государственной власти Тверской области» утвержден порядок осуществления единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых лицам, замещающим государственные должности Тверской области в Администрации Тверской области, и государственным гражданским служащим Тверской области исполнительных органов государственной власти Тверской области. Согласно пункта 3 Порядка в случае поступления работника на работу в исполнительный орган государственной власти Тверской области в течение текущего календарного года по его заявлению выплата на лечение и отдых предоставляется пропорционально отработанному и предполагаемому к отработке времени в текущем календарном году при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска или наличия медицинских показаний либо в случае отсутствия оснований для предоставления работнику отпуска или отсутствия медицинских показаний - в декабре текущего календарного года.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона №79-ФЗ представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с Законом №79-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
Производя перерасчет, Министерство ссылалось на Распоряжение Правительства Тверской области от 15.02.2012 года № 61-рп. Суд не может согласиться с доводами представителей ответчика о том, что такой расчет произведен правомерно, так как нормы данного Распоряжения не могут влиять на правоотношения, которые возникли и прекратились до вступления его в силу по следующим основаниям.
Применение федеральных законов, содержащих нормы трудового права, к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, осуществляется в соответствии со ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Поскольку вопросы действия актов во времени не урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, на данные правоотношения распространяются требования Трудового кодекса.
В соответствии со ст.12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, положения Распоряжения Правительства Тверской области от 15.02.2012 года № 61-рп противоречат требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, который имеет высшую юридическую силу по отношению к распоряжениям Правительства Тверской области.
Более того, правоотношения истца с Правительством Тверской области прекратились с момента расторжения служебного контракта. В свою очередь с указанного момента у Правительства Тверской области возникла обязанность произвести с Бушинской Н.С. расчет в полном объеме. Никакие, в последствии принятые нормативные акты, не могут повлечь за собой изменение указанной обязанности.
При увольнении работника работодатель обязан был произвести единовременную ежегодную денежную выплату на лечение и отдых.
Обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав истца ответчиком на равную оплату труда и лишении его государственных социальных гарантий, предоставляемых государственным служащим, установлены.
До настоящего момента единовременная ежегодная денежная выплата на лечение и отдых истцу не выдана.
Поскольку часть денежных средств в размере <данные изъяты> истцом была получена ДД.ММ.ГГГГ, но сумма единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых была пересчитана, и вместо начисленных на дату увольнения <данные изъяты> без удержания налога на доходы физических лиц единовременной выплаты ей начислили <данные изъяты>. (с НДФЛ) за фактически отработанное время, суд приходит к выводу, что с Бушинской Н.С. незаконно удержана сумма в размере <данные изъяты>., которая подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии со ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Таким образом, при задержке выплат, причитающихся работнику, работник вправе требовать выплаты процентов за нарушение сроков выплаты заработной платы (денежной компенсации).
Факт задержки единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых, причитающейся истцу, судом установлен.
Размер подлежащих уплате ответчиком процентов на день обращения в суд с исковым заявлением, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, составляет <данные изъяты>. исходя из составленного истцом расчета. Расчет судом проверен и сомнений не вызывает. Также суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплаты со дня, следующего за днем подачи в суд иска, на день фактического исполнения решения суда.
В соответствии со ст.ст.88 и 94 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителя, эксперта, а также по уплате госпошлины отнесены к судебным расходам.
Согласно п.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования Бушинской Н.С. удовлетворить.
Взыскать с Министерства экономического развития Тверской области в пользу Бушинской Н.С. единовременную ежегодную денежную выплату на лечение и отдых в размере <данные изъяты>., проценты за задержку выплаты на день обращения в суд с иском, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, в сумме <данные изъяты> а всего <данные изъяты>
Взыскать с Министерства экономического развития Тверской области в пользу Бушинской Н.С. денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплаты со дня, следующего за днем подачи иска в суд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, и на день фактического исполнения решения суда.
Взыскать с Министерства экономического развития Тверской области госпошлину в доход государства в размере 3349 (три тысячи триста сорок девять) руб.
Решение суда может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.В.Булыгина
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.