Дело № 2-905/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«27» июня 2011 года
Центральный районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Михайлова А.Ю.
при секретаре Смирновой Н.Н.,
с участием представителя истца Комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области по доверенности Рыкова Ю.С., представителя ответчика Самухина А.В. Кожуховского А.А., ответчика Глинкиной Л.В.,
в отсутствие ответчиков Самухина А.В., Глинкина В.И., Чичановской Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области к Самухину А.В., Глинкину В.И., Глинкиной Л.В., Чичановской Л.В. о возложении обязанностей остановить работы на объекте археологического наследия – «Затьмацкий посад (Затьмачье) г.Твери, XI-XIX в.в.», заключить охранное обязательство на объект археологического наследия – «Затьмацкий посад (Затьмачье) г.Твери, XI-XIX в.в.» в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, взыскании денежных средств,
установил:
Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области обратилось в суд к Самухину А.В. с требованиями о возложении обязанности на ответчика остановить все работы на объекте
археологического наследия - «Затьмацкий посад (Затьмачье) г.
Твери, Х1-Х1Хвв.» и заключить охранное обязательство на
объект археологического наследия - «Затьмацкий посад
(Затьмачье) г. Твери, XI-XIX вв.» в границах земельного участка,
расположенного по адресу: <адрес>; о взыскании с ответчика суммы ущерба, причиненного объекту археологического наследия - «Затьмацкий посад (Затьмачье) <адрес>, XI-XIX вв.» размере <данные изъяты>
В обоснование требований указано что, что земельный участок по адресу: <адрес> кадастровым номером № принадлежащий на праве собственности Самухину А.В., расположен на территории объекта археологического наследия (памятника археологии) «Затьмацкий посад (Затьмачье) г. Твери, XI-ХГХ вв.».
ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области совместно с директором Тверского научно-исследовательского историко-реставрационного и археологического центра ФИО1 была осуществлена проверка объекта археологического наследия, расположенного в границах указанного земельного участка.
В ходе проверки было установлено, что собственником были произведены земляные работы по разрытию траншей, общей площадью 34,4 кв. м., в результате которых произошло частичное уничтожение памятника археологии. Полученные данные были зафиксированы актом о причинении ущерба от ДД.ММ.ГГГГ, составленным сотрудниками комитета.
Комитетом по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области были направлены акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и предписание № от ДД.ММ.ГГГГ на имя собственника земельного участка - Самухина А.В. по адресу: <адрес>. Данным предписанием комитет предъявил следующие требования: остановить все строительные и земляные работы; заключить с комитетом охранное обязательство на часть памятника археологии в границах земельного участка, расположенного по указанному адресу; силами специализированной археологической организацией произвести археологическое обследование самовольно отрытых траншей и представить заключение по результатам данного обследования; в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить условия комитета на проектирование и строительство планируемой постройки; оплатить ущерб, причиненный объекту археологического наследия; разработать и согласовать с комитетом проектную документацию (архитектурное решение) на строительство.
Данные условия предписания, собственником исполнены не были. Впоследствии комитетом было направлено предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ Самухину А.В. с требованием выполнить условия выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ, однако каких-действий со стороны собственника по исполнению предписания не последовало.
Самухин А.В. обратился в комитет по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области с заявлением о проведении раскопок с целью очистки земельного участка от человеческих останков, обнаруженных вследствии проведения земельных по разрытию траншей. По факту находки человеческих костей на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, были привлечены сотрудники Следственного управления Следственного комитета РФ по Тверской области.
Комитетом по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области был дан ответ заявителю от ДД.ММ.ГГГГ, в котором также было указано требование выполнить условия предписания от ДД.ММ.ГГГГ в установленные сроки.
В результате проведенных земляных работ объекту археологического наследия - «Затьмацкий посад (Затьмачье) г. Твери, XI-XIX вв.» был причинен ущерб в размере <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ комитетом по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области на основании акта о продолжении производства несогласованных земляных и строительных работ и о причинении ущерба объекту археологического наследия от ДД.ММ.ГГГГ, Самухину А.В. было направлено почтовым отправлением предписание от ДД.ММ.ГГГГ, со следующими требованиями: немедленно приостановить производство земляных и строительных работ на территории объекта археологического наследия; оплатить ущерб в сумме <данные изъяты>., согласно расчету суммы ущерба, причиненного объекту археологического наследия; копию банковской квитанции о перечислении суммы причиненного ущерба необходимо предоставить в комитет в срок до ДД.ММ.ГГГГ
На данный момент условия предписания не исполнены.
Представитель истца по доверенности Рыков Ю.С. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, пояснил, что г. Тверь является историческим поселением. Кроме этого, ответчик после получения предписания о прекращении работ, не прекратил работы, а также не оспорил ни акт, ни предписание.
Представитель ответчика по доверенности Кожуховский А.А. возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал доводы ранее представленных письменных возражений, из которых следует, что с актами и предписаниями не согласны, полагаем, что ответчик не отвечает за работу следователей, причинителем вреда он не является, охранное обязательство заключать не обязан, так как такая обязанность для физического лица нигде не содержится; вред отсутствует, так как траншея закопана и восстановлению не подлежит. Никаких работ - под землей на объекте археологического наследия (границы которого не установлены) ответчик не проводил и не проводит.
О том, что в границах земельного участка по адресу: <адрес>, может находиться памятник археологии, Самухин А.В. узнал ДД.ММ.ГГГГ, в то время как землеройные работы проводились ДД.ММ.ГГГГ без участия и волеизъявления ответчика, помимо его воли. В открытых источниках информации сведений об обременениях земельного участка нет. Кроме того, точные границы памятника археологии соответствующие действующему законодательству не ясны, так как не составлен проект охранных зон памятника, в связи с чем, не ясно попадает ли вообще земельный участок в границы памятника археологии.
Истцом утверждается, что объекту археологии, которым согласно копии представленного Истцом Паспорта «Затьмацкий посад (Затьмачье) г. Твери, датированного XI-XVII вв., причинен вред. Однако, Памятник археологии изначально был принят на охрану в испорченном состоянии, так как на его территории в большом объеме проводились неизвестные захоронения, что безусловно привело к порче памятника археологии. Факт захоронений, их состав и временной период захоронений подтверждается письмом СУ СК России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на обнаружение костных человеческих останков, принадлежащих не менее, чем 20-ти лицам различных возрастных групп, а также иные костных останков с одинаковой давностью захоронения от 50-ти до 100 лет. В связи с чем, факт нанесения ущерба не доказан.
Самухин А.В. являлся собственником 44/100 долей земельного участка, о чем он неоднократно ставил в известность Комитет по государственной охране объектов культурного наследия Администрации Тверской области. Другими участниками долевой собственности на момент выявления захоронения являлись Глинкина Л.В. и Глинкин В.И. Самухин А.В. не пользовался земельным участком из-за противоречивых отношений с вышеуказанными соседями, которые без согласия Самухина А.В. незаконно сдавали большую часть дома с участком в наём третьим лицам до июня 2011 года. Никакие землеройные работы на земельном участке ответчиком не производились, никакого строительства не планировалось, необходимость в ленточном фундаменте отсутствовала, что он и его представитель неоднократно поясняли представителю Комитета.
Все акты и предписания, содержат недостоверные сведения о том, что Самухин А.В. является владельцем участка и выступал застройщиком. Источник получения данной информации не указан, сведения надуманы составителями акта. Акты составлялись в отсутствие Самухина А.В., и доказательств вины или причастности Самухина А.В. к землеройным работам, истцом не представлено.
Выкопанная траншея никогда не использовалась для каких-либо строительных работ, в зафиксированном состоянии была вырыта по инициативе Следственного Комитета РФ, в связи с поисками человеческих останков. Объем землеройных работ, выполненный до вмешательства СУ СК РФ по Тверской области неизвестен, в связи с чем, объем причиненного вреда, нанесенного Объекту археологии определить не представляется возможным.
Хозпостройка является движимым имуществом, построена за пределами участка и привезена на него, выполнена по технологии позволяющей перевозить и передвигать её в другое место; установлена без производства землеройных работ на блоки; на участке находится временно. Согласовывать нахождение движимого имущества с истцом закон не обязывает.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о причинении какого-либо вреда памятнику археологии со стороны истца не представлено. Прямой обязанности для истца заключить охранное обязательство законодательство не предусматривает, заявленное требование Истца в данной части нормативно не обоснованно.
В судебное заседание не явились ответчик Самухин А.В., соответчики Чичановская Л.В., Глинкин В.И, уведомленные в соответствии с требованиями ст. ст. 113-118 ГПК РФ о времени и месте проведения судебного заседания, не ходатайствовал об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в свое отсутствие, Глинкин В.И. представив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В связи с указанными обстоятельствами судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика и соответчиков.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Самухин А.В. является собственником 44/100 долей, а Чичановская Л.В. – 56/100 долей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается впиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с Федеральным Законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ ст.7, п.1 Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области является специально уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия, целью деятельности которого является их сохранение гарантированное вышеуказанной нормой закона, как в интересах государства, так и в интересах народов Российской Федерации (общественности).
Так, в соответствии со ст.9.1. п.п.2 п.1 вышеуказанного Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации).
Таким образом, охрана объектов археологического наследия, отнесенным к объектам культурного наследия федерального значения (на основании ст. 4 Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), находится в компетенции органов государственной власти субъекта РФ.
Согласно ст. 33 вышеуказанного Федерального закона, истец вправе устанавливать ответственность за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия.
В судебном заседании установлено, что «Затьмацкий посад г. Твери», находящийся на правом берегу р.Волги к западу и юго-западу от кремля за р. Тьмакой является памятником археологии, о чем свидетельствует Паспорт памятника.
В соответствии с Постановлением Коллегии Министерства культуры РФ от февраля 1990 г., Коллегии Госстроя РСФСР и Президиума Центрального Совета ВООПИК - г.Калинин (ныне г.Тверь) внесен в список исторических населенных мест РСФСР.
Согласно постановлению Законодательного Собрания Тверской области
от 27 ноября 1997 г. № 647 «Об объявлении объектов историко-культурного наследия тверской области памятниками истории и культуры местного значения», на основании Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 15.12.78 г. объявлены находящиеся на территории Тверской области объекты архитектуры (г. Тверь), археологии (Тверская область) и истории (Калининский район), имеющие историческую, научную и культурную ценности, памятниками истории и культуры местного значения и включены в Государственный список недвижимых памятников истории и культуры Тверской области, в который вошел также Затьмачье г. Твери.
В соответствии со ст. 59 Федерального закона № 73-ФЗ «историческим поселением в целях настоящего ФЗ является городское или сельское поселение, в границах территории которого расположен объект культурного наследия...» «в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными)». Статьей 60 вышеуказанного закона регламентирована необходимость осуществления градостроительной, хозяйственной и иной деятельности в историческом поселении при условии сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения.
В соответствии со ст. ст. 35, 36 вышеуказанного Федерального закона, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля. В соответствии со ст. 40 данного закона в исключительных случаях под сохранением объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы. Т.е. перед производством земляных и строительных работ застройщику необходимо было согласовать свои действия с госорганом охраны объектов культурного наследия и привлечь археологов для обеспечения необходимых археологических исследований, что не было сделано. Не выполнил застройщик и норму ст. 37 данного закона, предписывающую немедленную остановку работ по получении письменного предписания органа, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно Акту о причинении ущерба объекту археологического наследия (памятнику археологии) – «Затьмацкий посад г. Твери» в ходе производства земляных работ, не согласованных с комитетом по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области по адресу: <адрес>, на территории заповедной зоны памятников истории и культуры г. Твери, в результате выхода представителей комитета ДД.ММ.ГГГГ, на место, было установлено, что в <адрес> по адресу: <адрес>, который является объектом культурного наследия «Жилой дом 1 пол. 19 в.», на территории объекта археологического наследия (памятника археологии) - «Затьмацкий посад г. Твери», состоящего на госохране, на земельном участке, владельцем которого является Самухин А.В., без согласования и разрешения госоргана охраны памятников, без утверждения в установленном порядке проектной документации, без обеспечения и выполнения предварительных археологических исследований производятся земляные работы, в результате которых происходит разрушение участка памятника археологии по указанному адресу. На момент осмотра объекта были отрыты траншеи под закладку фундамента общей площадью 34,4 кв.м., земляные работы продолжались. Производитель работ - индивидуальный застройщик Самухин А.В.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес застройщика было направлено письменное предписание с требованиями:
- немедленно остановить производство всех не согласованных с госорганом охраны объектов культурного наследия земляных и
строительных работ на территории объекта археологического наследия «Затьмацкий посад г. Твери» по адресу: <адрес>;
- во исполнение Постановления Губернатора Тверской области №
от ДД.ММ.ГГГГ незамедлительно заключить с комитетом Охранное
обязательство на часть памятника археологии в границах принадлежащего
Вам земельного участка. Для подготовки Охранного обязательства необходимо представить в комитет правоустанавливающие и кадастровые документы на земельный участок и паспортные данные землепользователя;
- силами специализированной археологической организации незамедлительно произвести археологическое обследование самовольно отрытых траншей и представить в комитет заключение по результатам данного обследования. Материалы заключения должны содержать графическую и фотофиксацию траншей, обмерный план траншей с привязкой их границ к окружающей застройке, информацию о хронологии, стратиграфии, мощности и степени сохранности археологических культурных отложений, информацию о происхождении, датировке и условиях залегания обнаруженных захоронений. Заключение по результатам обследования траншей должно быть подписано заказчиком, руководителем подрядной археологической организации и археологом-исследователем;
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить условия комитета на проектирование и строительство планируемой постройки;
- во исполнение требований ст. 61 Закона № 73-ФЗ в срок до ДД.ММ.ГГГГ оплатить ущерб, причиненный объекту археологического
наследия (памятнику археологии), на расчетный счет Управления
Федерального Казначейства по Тверской области, с пометкой «за ущерб,
причиненный объекту культурного наследия». Расчет суммы причиненного
ущерба и номер расчетного счета будет сообщен дополнительно. Копию
банковской квитанции о перечислении суммы за причиненный ущерб
необходимо представить в комитет в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ на основании условий комитета на проектирование и строительство планируемой постройки разработать и согласовать с комитетом проектную документацию (архитектурное решение) на строительство планируемой постройки.
Актом от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, что в <адрес> по адресу: <адрес>, на территории объекта археологического наследия (памятника археологии) - «Затьмацкий посад г. Твери XI-XIX вв.», состоящего на госохране, в границах зон охраны памятников истории и культуры г. Твери, на участке объекта культурного наследия «Жилой дом 1 пол. 19 в.» без согласования и разрешения госоргана охраны памятников, без обеспечения и выполнения предварительных археологических исследований в нарушение требований ранее выданных предписания и предупреждения комитета продолжаются неразрешенные строительные работы по возведению хозяйственной постройки на территории участка. На момент осмотра объекта строительства по поверхности ранее частично откопанных фундаментных траншей возведена срубная хозяйственная постройка.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес застройщика было направлено письменное предписание с требованиями:
- немедленно приостановить производство земляных и строительных работ на территории объекта археологического наследия по адресу: <адрес>;
- во исполнение требований ст. 61 вышеуказанного Федерального закона в срок до ДД.ММ.ГГГГ оплатить ущерб в сумме <данные изъяты>., согласно прилагаемому расчету, причиненный объекту археологического наследия (памятнику археологии), на расчетный счет Управления Федерального Казначейства по Тверской области, с пометкой «за ущерб,
причиненный объекту культурного наследия»;
- копию банковской квитанции о перечислении суммы причиненного ущерба необходимо представить в комитет в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Актом от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, что в <адрес> по адресу: <адрес>, на территории объекта археологического наследия (памятника археологии) - «Затьмацкий посад г. Твери XI-XIX вв.», состоящего на госохране, в границах зон охраны памятников истории и культуры г. Твери, на участке объекта культурного наследия «Жилой дом 1 пол. 19 в.» без согласования и разрешения госоргана охраны памятников, без обеспечения и выполнения предварительных археологических исследований в нарушение требований ранее выданных предписания и предупреждения комитета продолжаются неразрешенные строительные работы по возведению хозяйственной постройки на территории участка. На момент осмотра объекта строительства на поверхности ранее откопанных фундаментных траншей возведена срубная хозяйственная постройка. Постройка возведена на бетонном фундаменте вокруг постройки выполнена бетонная отмостка. Над постройкой возведена скатная кровля. Производитель работ гражданин Самухин А.В.
Разрушение объекта археологического наследия Самухиным А.В., являющегося застройщиком <адрес>, повлекло за собой невозможность реализации конституционного права общественности доступа к культурным ценностям, ответчик не выполнил конституционную обязанность (ст.44 Конституции РФ) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, что повлекло за собой невозможность реализации прав граждан на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, сохранения историко-культурной среды обитания, источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений..
В соответствии со ст. 61 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ответчик, причинивший вред объекту археологического наследия, обязана возместить стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, т.е. стоимость археологических исследований (как это предусмотрено ст.40 указанного ФЗ: стоимость научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор), поскольку фактически произвести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с реставрационными нормами и правилами невозможно.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса, вред подлежит возмещению лицом, причинившим вред. В силу ч. 2 ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств наличия вины ответчика, причинившего вред.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений. Согласно ч. 3 ст. 48 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Сведения об объектах культурного наследия являются общедоступными. Ответчик не обращался к истцу за получением информации об объектах культурного наследия.
Ст. 18 Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что соответствующий орган охраны объектов культурного наследия уведомляет собственника выявленного объекта культурного наследия или пользователя им о решении органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Однако данный объект был внесен в список памятников истории и культуры Тверской области местного значения согласно постановлению Законодательного Собрания Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №, а Самухин А.В. стал собственником земельного участка только в 2010 году.
После того как ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт о совершении незаконных работ, ответчик не приостановил работ, а продолжил их. Из текста акта следует, что Самухин А.В. не имеет право производить работы без соответствующего разрешения.
Государственная историка - культурная экспертиза введена ФЗ № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и регламентирована Постановлением Правительства РФ №569 от 15.07.2009 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе». Государственная историка - культурная экспертиза проводится в целях указанных в ст.28 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Оснований для ее проведения не было.
Согласно ч. 4 ст. 48 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
При регистрации права собственности Самухиным А.В. такое обязательство заключено не было, что с учетом вышеуказанных норм об охране объектов культурного наследия свидетельствует о необходимости его заключения.
Ссылка на то, что понуждение к заключению обязательств без каких либо условий является ненадлежащим способом защиты – несостоятельна, так как условия охранного обязательства вытекают из требований закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность данного объекта и являются ограничениями (обременениями) права пользования данным объектом. Исходя из требований закона охранное обязательство должно быть заключено в любом случае.
Физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
Таким образом, суд приход к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в части возложения обязанности остановить производство всех несогласованных работ, и заключении охранного обязательства.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Оснований для освобождения ответчика от уплаты госпошлины не имеется. Таким образом, подлежит взысканию с ответчика в доход государства госпошлина в размере 400 руб. коп.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области частично.
Обязать Самухина А.В. и Чичановскую Л.В. остановить производство всех несогласованных с Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области земляных и строительных работ на территории объекта археологического наследия «Затьмацкий посад (Затьмачье) г.Твери, XI-XIX в.в.» в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Самухина А.В. и Чичановскую Л.В. заключить с Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области охранное обязательство на часть памятника археологии в границах земельного участка по адресу <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Самухина А.В. и Чичановской Л.В. госпошлину в доход государства в сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2012 года.
Председательствующий