Дело № 2-97/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«11» апреля 2012 года г. Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Булыгиной Н.В.
при секретаре Боеве И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Игоря Васильевича к Администрации г. Твери, Правительству Тверской области, Министерству социальной защиты населения Правительства Тверской области, Администрации Заволжского района г. Твери о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма, о возложении обязанности включить в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, о признании приказа Главы Администрации Заволжского района г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ № недействующим в части снятия Смирнова И.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключения из списков,
у с т а н о в и л :
Смирнов И.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Твери, Правительству Тверской области, Министерству социальной защиты населения Правительства Тверской области, Администрации Заволжского района г. Твери о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма, о возложении обязанности включить в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, о признании приказа Главы Администрации Заволжского района г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ № недействующим в части снятия Смирнова И.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключения из списков.
В обоснование требований указано, что истец является ветераном боевых действий, Распоряжением Главы Администрации Заволжского района г. Твери № от ДД.ММ.ГГГГ, он был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Приказом Главы Администрации Заволжского района г. Твери № от ДД.ММ.ГГГГ Смирнов И.В. был снят с учета и исключен из списка на получение жилой площади в связи с предоставлением ему земельного участка для строительства дома.
Смирнов И.В. не согласен с исключением его из списка лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, указывает о том, что ему на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, но квартира эта без удобств. Смирнову И.В. по решению Центрального районного суда г. Твери выделили земельный участок под строительство индивидуального жилого дома, истец этот участок оформил в собственность, однако часть этого участка оказалась захвачена. Смирнов И.В. полагает, что вправе требовать предоставления ему отдельной квартиры в собственность бесплатно, поскольку должным образом не был обеспечен жильем.
Впоследующем истец уточнил исковые требования, просил о признании за ним права на получение жилого помещения по договору социального найма, о возложении обязанности включить его в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, о признании приказа Главы Администрации Заволжского района г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ № недействующим в части снятия Смирнова И.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключения из списков
Смирнов И.В., его представитель Покровский В.В. заявленные требования поддержали с учетом уточнений, просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель Правительства Тверской области надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не принимал участие. В предыдущем судебном заседании представил письменный отзыв, который приобщен к материалам дела
Представитель Администрации г. Твери, Администрации Заволжского района г. Твери по доверенности Тимофеева И.А. не признала исковые требования, указала о том, что Смирнову И.В. был предоставлен земельный участок для строительства дома, в связи с чем он перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий и его правомерно сняли с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Кроме того, Тимофеева И.А. отметил, что обеспечение жильем ветеранов боевых действий осуществляется за счет средств федерального бюджета, следовательно, Администрация г. Твери не является органом, на который возложена обязанность по обеспечению жильем истца как ветерана боевых действий.
Суд, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив представленные доказательства, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что Смирнов И.В. является ветераном боевых действий на территории других государств, имеет соответствующее удостоверение на установленные законом льготы. Распоряжением Главы Администрации Заволжского района г. Твери № от ДД.ММ.ГГГГ, он был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, включен в общий список под № и в список лиц, имеющих право на первоочередное получения жилья под №.
Приказом Главы Администрации Заволжского района г. Твери № от ДД.ММ.ГГГГ Смирнов И.В. был снят с учета и исключен из списка на получение жилой площади в связи с предоставлением ему земельного участка для строительства дома, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с решением Центрального районного суда г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ Смирнову И.В. был бесплатно предоставлен в собственность земельный участок для строительства дома на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Твери от 08 октября 2009 года установлено, что Смирнов И.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию г. Твери с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. На момент его обращения действовала редакция Федерального закона «О статусе военнослужащих», предоставляющая истцу такое право.
Кроме того, действовавшая до 1 января 2005 года редакция статьи 22 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» предоставляла гражданам право на приобретение в установленном порядке земельных участков для жилищного строительства независимо от наличия у них другого жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в редакции, действовавшей на момент постановки Смирнова И.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Данный пункт в редакции Федерального закона от 29.12.2004 года № 199-ФЗ предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Действовавший до 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РСФСР также не предусматривал в качестве основания снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, получение земельного участка под жилищное строительство.
Такое основание было впервые установлено пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Следовательно, до 01 марта 2005 года препятствий для нахождения гражданина на жилищном учете в случае предоставления ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имелось.
Согласно статье 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Исходя из системного толкования приведенных выше правовых норм, граждане, принятые на жилищный учет в соответствии с действовавшим ранее законодательством, могут быть сняты с такого учета по указанным выше основаниям только в случае, если эти основания возникли после 1 марта 2005 года.
Иное толкование противоречило бы Конституции Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его судебных актах от 4 декабря 2007 года № 965-П, от 15 мая 2006 года № 5-П, от 1 декабря 2009 года № 1549-О-П, согласно которым изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Право Смирнова И.В. на получение земельного участка для жилищного строительства возникло до 1 января 2005 года. Данное право он пытался реализовать, обратившись с заявлением о предоставлении земельного участка в полномочный орган ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим предоставление ему земельного участка на основании состоявшегося судебного решения в 2009 году, то есть после введения в действие Жилищного кодекса РФ не может повлиять на объем его прав и гарантий, предусмотренных ранее действовавшим законодательством.
Следовательно, Смирнов И.В. подлежал снятию с жилищного учета только в случае предоставления ему благоустроенного жилого помещения либо завершения строительства жилого дома на предоставленном земельном участке.
Таким образом, требование Смирнова И.В. о признании приказа Главы Администрации Заволжского района г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ № 17 недействующим в части снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключения из списков подлежит удовлетворению.
В связи с чем, требование Смирнова И.В. о возложении обязанности на Администрацию г. Твери и Администрацию Заволжского района г. Твери включить истца в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях также подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, подпунктом 3 пункта 1 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон) предусмотрена такая мера социальной поддержки ветеранов боевых действий, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии положениями статьи 23.2 Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Пунктом 2 статьи 23.2 Закона предусмотрено, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23.2 Закона, форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Постановлением Администрации Тверской области от 14.11.2006 года №275-па «О Порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельной категории ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области» (далее - Порядок) такой формой определена субсидия на строительство или приобретение
жилого помещения. Такая форма предоставления мер социальной поддержки как «предоставление жилого помещения» не предусмотрена.
Порядок определяет всю последовательность действий, которую должно совершить лицо, имеющее право на предоставление мер социальной поддержки. Исходя и заявленных требований, истец до настоящего времени не обращался за получением указанной субсидии, то есть не попытался реализовать предоставленное ему право.
Судом установлено, что обеспечение жильем ветеранов является полномочиями Российской Федерации, переданными органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Субвенция на реализацию переданных полномочий ежегодного предусматривается в федеральном бюджете исходя из количества граждан, нуждающихся в предоставлении указанных мер социальной поддержки. Отсутствие обращения со стороны истца повлекло за собой отсутствие и соответствующих денежных средств из федерального бюджета.
Анализируя нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что право ветеранов боевых действий на получение субсидий вне зависимости от даты постановки на учет до или после 01.01.2005 года одинаковое.
В связи с чем, требования Смирнова И.В. о признании за ним права на получение жилого помещения по договору социального найма не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать приказ Главы Администрации Заволжского района г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ № недействующим в части снятия Смирнова И.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключения из списков.
Обязать Администрацию г. Твери, Администрацию Заволжского района г. Твери включить Смирнова И.В. в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, тем самым восстановить его нарушенное право.
В остальной части требований Смирнова И.В. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Булыгина
Решение в окончательной форме изготовлено 16 апреля 2012 года.