Дело № 2-1568/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«02» августа 2012 года г. Тверь
Центральный районный суд г.Твери в составе
председательствующего Булыгиной Н.В.
при секретаре Боеве И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Московского района г. Твери в защиту прав и законных интересов Скородумовой Н.МИ. к Администрации г. Твери о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Московского района г. Твери обратился в суд в защиту прав и законных интересов Скородумовой Н.МИ. с требованиями к Администрации г. Твери о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование требований указано, что в прокуратуру Московского района г. Твери с целью защиты социальных прав обратилась Скородумова Н.МИ., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющаяся лицом из числа детей сирот.
В результате проведённой проверки, установлено, что мать заявителя, ФИО1, лишена родительских прав, отец убит матерью в <данные изъяты> году.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы администрации Московского района г. Твери над Скородумовой Н.МИ., ДД.ММ.ГГГГ г.р., установлена опека - опекун ФИО4, проживающая: <адрес>, по указанному адресу заявительница проживала по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Скородумова Н.М. закончила <данные изъяты>
Скородумова Н.М. не имеет закрепленного жилья, состоит на учете в Администрации Московского района г. Твери и Департаменте социальной защиты населения Тверской области как имеющая право на внеочередное предоставление жилого помещения в качестве лица из числа детей-сирот.
Скородумова Н.М. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, которое до настоящего времени не предоставлено.
В связи с данными обстоятельствами Прокурор Московского района г. Твери обратился в суд в интересах Скородумовой Н.М., с вышеуказанными требованиями.
В судебном заседании старший помощник прокурора Московского района г. Твери Машуто Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании истец Скородумова Н.М., исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации г. Твери по доверенности Абрамова Т.Г., представитель администрации Московского района г. Твери по доверенности Антонова Н.А. исковые требования признали, при этом пояснили, что Скородумова Н.М., включена в список на получения жилья, истцу будет предоставлено жилье, когда поступят на это денежные средства.
Представитель Территориального отдела социальной защиты населения г. Твери по доверенности Афанасьева С.Р. согласилась с заявленными требованиями.
Представитель Министерства социальной защиты населения Тверской области по доверенности в судебное заседание не явился, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются. Просил рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Министерства финансов Тверской области в судебное заседание не явился, в связи с нахождением представителя Министерства финансов Тверской области в очередном отпуске, просили об отложении рассмотрения дела.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что требования Прокурора Московского района г. Твери в защиту прав и интересов Скородумовой Н.М., подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах и др.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Московского района г. Твери проведена проверка по обращению гр. Скородумовой Н.М., об оказании ей содействия в обеспечении вне очереди жилым помещением, как лица из числа детей-сирот и лица, оставшегося без попечения родителей.
В ходе прокурорской проверки установлено, что Скородумова Н.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р., достигшая возраста 18 лет, в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, и относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы администрации Московского района г. Твери над Скородумовой Н.МИ., ДД.ММ.ГГГГ г.р., установлена опека - опекун ФИО4, проживающая: <адрес>, по указанному адресу заявительница проживала по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Скородумова Н.М. закончила <данные изъяты>.
Скородумова Н.М. не имеет закрепленного жилья, состоит на учете в Администрации Московского района г. Твери и Департаменте социальной защиты населения Тверской области как имеющая право на внеочередное предоставление жилого помещения в качестве лица из числа детей-сирот.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ дети оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Статьей 5 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или жилищного фонда.
Пунктом 3 части 1 ст. 51 ЖК РФ определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пункт 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ устанавливает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 Закона Тверской области от 9 декабря 2005 г. № 150-30 "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями Правительством Тверской области или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет и не получившие жилое помещение по достижении ими указанного возраста, сохраняют свое право на внеочередное получение жилого помещения.
Согласно Закону Тверской области от 7 декабря 2011 г. № 78-30 "О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан", статье 2 - органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с Решением Тверской городской Думы от 3 декабря 2008 года № 36(167) "Об Уставе города Твери" - город Тверь является единым муниципальным образованием и на основании закона Тверской области имеет статус городского округа.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством)" утвержден Постановлением Администрации Тверской области от 29 июня 2006 г. № 156-па.
Анализ правовых норм жилищного законодательства позволяет суду утверждать, что Скородумова Н.М. имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма.
Данная позиция нашла своё отражение и в действующей судебной практике. Судебная коллегия по гражданским дела Верховного суда РФ в своём Определении от 30 сентября 2008 года № 85-В08-3 указала:
«Данная правовая норма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь».
В настоящее время правовое регулирование отношений возникающих в связи с предоставлением жилых помещений жилищного фонда Тверской области по договорам социального найма, в том числе отдельным категориям граждан, обеспечение жильем которых относится к полномочиям органов государственной власти Тверской области или полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, переданным органам государственной власти Тверской области регулируются Законом Тверской области от 17 апреля 2006 года № 39-30 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области».
В соответствии со ст. 1 Закона Тверской области от 17 апреля 2006 года № 39-30 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области» на получение жилых помещений жилищного фонда Тверской области по договорам социального найма имеют право лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 2 Закона Тверской области от 17 апреля 2006 года № 39-30 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области» гражданам, указанным в ч. 1 ст. 1 настоящего закона и относящимся к категориям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди. По договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта).
Частью 5 ст. 57 ЖК РФ определено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу требований ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно ст. 4 Закона Тверской области от 17 апреля 2006 года № 39-30 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области» норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма (далее -норма предоставления) при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма гражданам, устанавливается в следующих размерах для одиноко проживающим гражданам - не менее 33 квадратных метров общей площади.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности могут возникать из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
Защита нарушенных жилищных прав осуществляется в соответствии со ст. 11 ЖК РФ судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав может осуществляться путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; а так же иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
Способ защиты нарушенного права избран правильно.
С учетом всех обстоятельств данного дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Московского района г. Твери в интересах Скородумовой Н.МИ. удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Твери предоставить Скородумовой Н.МИ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Тверской облсуд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Булыгина
Решение в окончательной форме изготовлено 03 августа 2012 года.