Дело № 2 – 1964/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«07» августа 2012 года
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Михайлова А.Ю.,
при секретаре Фоминой О.В.,
с участием заместителя военного прокурора Тверского гарнизона Осипова С.А.,
в отсутствие истца и ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Тверского гарнизона в защиту прав и законных интересов Грязнова И.Б. к Военному комиссариату Тверской области о взыскании недоплаты пенсии за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года в связи с повышением оклада по воинскому званию,
у с т а н о в и л:
Военный прокурор Тверского гарнизона в защиту прав и законных интересов Грязнова И.Б. обратился в Центральный районный суд г. Твери с исковым заявлением к Военному комиссариату Тверской области о признании за Грязновым И.Б. право на перерасчет пенсии, в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января 1999 года 30 июня 1999 года и взыскании недополученной суммы пенсии в период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года в размере 2 736 руб. 65 коп.
Грязнов И.Б. является пенсионером Министерства Обороны РФ и в период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года при определении денежного довольствия для исчисления ему пенсии неправомерно учитывался оклад по воинскому званию без учета увеличения. Так, Постановлением Правительства РФ № 72 от 19.01.1999 года сумма оклада должна была быть увеличена с 1 июля 1999 года, однако, решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999 года данное положение было признано недействительным в части повышения оклада лишь с 1.07.1999 года, а не с более раннего срока, как не соответствующий ФЗ «О статусе военнослужащих». Установлено, что увеличение окладов должно быть произведено с 1 января 1999 года. Военный комиссариат Тверской области как орган, назначающий пенсию военным пенсионерам, за период с 01 января по 30 июня 1999 года перерасчет пенсии с учетом увеличения оклада по воинскому званию Грязнову И.Б. не произвел, что является нарушением его прав. Недоплаченная сумма пенсии за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года с учетом изменения индекса потребительских цен составила 2 736 руб. 65 коп.
В судебном заседании представитель военной прокуратуры исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебное заседание не явились истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства. На основании ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ и ему назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет, исчисленная из денежного довольствия в с соответствии со ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.
В соответствии со ст. 43 указанного Закона для исчисления пенсии учитываются в порядке, определенном Правительством РФ, оклады по должности, специальному званию, процентная надбавка за выслугу лет.
Согласно п. «б» ст. 49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 Закона, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Следовательно, в случае повышения оклада по воинскому званию соответствующих категорий военнослужащих подлежит пересмотру с учетом этого повышения и пенсия, назначенная истцу.
Правительством РФ 19 января 1999 года издано Постановление № 72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции», в п.2 которого постановлено установить с 1 июля 1999 года месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву), согласно приложению № 1.
Решением Верховного Суда РФ от 20 октября 1999 года п.2 вышеуказанного постановления Правительства РФ от 19 января 1999 года № 72 в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01 июля 1999 года признан недействительным (незаконным).
Так, из решения Верховного Суда РФ следует, что согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
При этом размеры окладов данным Законом ограничены определенными пределами лишь по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту. Следовательно, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям других военнослужащих определяются Правительством Российской Федерации.
В силу абз. 2 п.2 ст.12 указанного Закона оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
В соответствии с п. 1 ст. 29 того же Закона Правительство Российской Федерации было обязано в течение 1998 года повысить оклады денежного содержания по воинским должностям и воинским званиям до уровня, установленного в п. 2 ст.12 Закона.
Согласно Федеральному закону от 9 января 1997 г. N 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» минимальный размер оплаты труда составляет 83 руб. 49 коп.
Из этого следует, что не позднее чем с 01 января 1999 г. месячный оклад по первичной должности должен быть не менее 417 руб. 45 коп. (83,49 руб. х 5), а оклад по воинскому званию - не менее 208 руб. 73 коп. (417,45 руб.: 2).
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 оклады по первичным воинским должностям по первому тарифному разряду составляют 418 - 426 руб. и по первичному воинскому званию - 210 руб., что соответствует требованиям п.2 ст.12 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Однако оклады по воинскому званию в таких размерах применяются лишь с 01 июля 1999 г.До этого они также определялись постановлениями Правительства Российской Федерации и до 01 июля 1999 г. составляли по первичному воинскому званию 105 руб. 50 коп., что ниже уровня, предусмотренного в указанной норме Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Поэтому п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 в части повышения окладов по воинскому званию лишь с 1 июля 1999 г. противоречит требованиям абз.2 п.2 ст.12 названного Закона.
Верховный Суд РФ признал недействительным (незаконным) п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции" в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 г., так как он не соответствует абз.2 п.12 ст.12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В то же время, как следует из представленной справки Военного комиссариата Тверской области, начисление пенсии истцу с учетом повышения оклада по воинскому званию такой же категории военнослужащих до 1 июля 1999 года не производилось.
Утрата силы нормативного правового акта или его части означает невозможность его применения на будущее время.
Поскольку вышеназванные нормы постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года признаны указанным решением Верховного Суда РФ недействующими в части пересмотра пенсий с 01 июля 1999 года, с момента вступления решения суда в законную силу, то именно с этого момента они утрачивают силу и не подлежат применению.
Однако это не означает, что право на пересмотр пенсий с момента увеличения оклада по воинскому званию, как неотъемлемой составляющей "денежного довольствия для исчисления пенсии" военнослужащих, для истца не возникает или возникает только с момента вынесения решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормативный правовой акт, имеющий наибольшую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 58 этого же Закона сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, а нарушенные права истцов подлежат восстановлению.
Истцом представлен расчет, правильность сумм исчисления разницы по пенсионному обеспечению между фактически начисленной и положенной к начислению (с учетом повышения оклада по воинскому званию) судом проверена и сомнений не вызывает.
Судом установлено, что недоплаченная истцу пенсия подлежит индексации.
Согласно ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» для исчисления пенсии указанным в Законе лицам, учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Таким образом, индексация денежного довольствия предусмотрена вышеуказанным Законом РФ.
Кроме того, в соответствии с п.8 Постановление Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ", установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при присуждении ко взысканию в пользу военнослужащего своевременно не выданного ему денежного и иного довольствия, а также других выплат суд в случае признания жалобы, обоснованной в соответствии с законом, должен восстановить нарушенные права заявителя в полном объеме. Поэтому военнослужащему, право которого на своевременное получение денежных выплат было нарушено, должен быть в полном объеме компенсирован понесенный в связи с этим ущерб и в частности потери от инфляции.
При определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.
Таким образом, при определении суммы задолженности истец вправе требовать возмещения недополученной суммы пенсионного обеспечения с учетом изменения индекса потребительских цен, согласно данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тверской области.
Расчет причиненных убытков составлен истцом на основании данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тверской области, не оспорен ответчиком, вследствие чего суд при определении размера подлежащей взысканию денежной суммы, руководствуется расчетом истца. Общая сумма, подлежащая взысканию как недополученная пенсия за период с 01 января 1999 по 01 июля 1999 года в связи с увеличением оклада по воинской должности, составит 2 736 руб. 65 коп.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования военного прокурора Тверского гарнизона в защиту прав и законных интересов Грязнова И.Б. удовлетворить.
Признать за Грязновым И.Б. право на перерасчет пенсии за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года.
Взыскать с Военного комиссариата Тверской области:
в пользу Грязнова И.Б. сумму задолженности по пенсии за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года в размере 2 736 (две тысячи семьсот тридцать шесть) руб. 65 коп.;
госпошлину в доход государства в сумме 400 руб. (четыреста) руб.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня оглашения решения суда.
Председательствующий: