решение об установлении факта сиротства и предоставлении жэилого помещения по договору социального найма (решение не вступило в заокнную силу)



№ 2-806/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Тверь                                 30 июля 2012 года

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Булыгиной Н.В.

при секретаре Вакуленко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Димитриенко В.Г. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Димитриенко Д.В. к Администрации г.Твери, Администрации Заволжского района г.Твери, Министерству социальной защиты населения Тверской области, Министерству финансов Тверской области, Министерству финансов Российской Федерации об установлении факта сиротства в отношении Димитриенко В.Г., о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма на семью из четырех человек,

у с т а н о в и л :

Димитриенко В.Г. обратился в суд в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Димитриенко Д.В. с требованиями к Администрации г.Твери об установлении факта сиротства в отношении Димитриенко В.Г., о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма на семью из четырех человек.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Заволжского района г.Твери, статус которой впоследствии изменен на соответчика.

Статус третьего лица – Министерства социальной защиты населения Тверской области также изменен на соответчика.

Также к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Тверской области и Министерство финансов РФ.

Таким образом, исковые требования Димитриенко В.Г. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Димитриенко Д.В. обращены к Администрации г.Твери, Администрации Заволжского района г.Твери, Министерству социальной защиты населения Тверской области, Министерству финансов Тверской области, Министерству финансов РФ и Управлению федерального казначейства по Тверской области об установлении факта сиротства в отношении Димитриенко В.Г., о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма на семью из четырех человек.

Свою требования истец мотивировал тем, что он воспитывался в Западнодвинском доме ребенка, далее в дошкольном детском доме Бухвостово, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в ГОУ «Осташковский специализированный (коррекционный) детский дом для детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии» и находился на полном государственной обеспечении, с ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в Осташковском детском доме №3, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился и обучался в Вышневолоцкой школе-интернате , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в училище г. Калинина, где обучался в группе по специальности «слесарь-сантехник, газосварщик». После окончания обучения работал на домостроительном комбинате в должности сварщика и был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий.

Жильем до настоящего времени по учетной норме площади жилого помещения он не обеспечен, также государство не исполнило обязанность по обеспечению жилым помещением, как сироту.

Поскольку, в документальных материалах архива <адрес> нет фондов ни детских яслей, ни Западнодвинского Дома ребенка, то ему необходимо установить факт сиротства.

В 1988 году он был вселен в муниципальное общежитие по адресу: <адрес> на койко-место, где проживает и по настоящее время.

В настоящее время в спорной комнате общей площадью 16,6 кв.м., в том числе жилой площадью 14,4 кв.м., проживают: он, его супруга ФИО1, а также двое несовершеннолетних детей: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Димитриенко Д.В.

Таким образом, в данном жилом помещении общей площадью 16,6 кв. м. проживает семья из четырех человек, на каждого члена семьи приходится менее 12 кв.м. площади.

В судебное заседание истец не явился, данные о надлежащем извещении в материалах дела имеются, от его имени действовала представитель по ордеру адвокат Чаурова Н.А., которая поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель Администрации г.Твери по доверенности Абрамова Т.Г., представитель Администрации Заволжского района г.Твери по доверенности Демидова И.В., представитель Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Потатуев И.П., представитель третьего лица - Правительства Тверской области по доверенности Вуймина И.М. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, просили в и иске отказать.

Представители Министерства социальной защиты населения Тверской области, Министерства финансов Тверской области, а также третье лицо Димитриенко А.В., действующая также в интересах несовершеннолетнего Насибуллина А.Д., в судебное заседание не явились, данные о надлежащем извещении в материалах дела имеются, судом определено рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Ранее в материалы дела был представлен отзыв Министерства социальной защиты населения Тверской области, в соответствии с которым в случае признания истца сиротой, он имел бы право на постановку на учет в органах местного самоуправления Западной Двины Тверской области.

Льгота предоставляется лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения до возраста 23 лет. На момент ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 27 лет, в связи с чем, он не подпадает под действие данного закона.

Данные о постановке на учет по месту постоянной регистрации отсутствует, что указывает на то, что истец на учете не состоит.

Согласно возражениям, представленным Министерством финансов Российской Федерации, гарантируемая социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23 лет.

Позиция Министерства финансов Тверской области в представленном отзыве полностью согласуется с мнением Министерством финансов Российской Федерации.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Димитриенко В.Г. воспитывался в Западнодвинском доме ребенка, далее в дошкольном детском доме Бухвостово, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в ГОУ «Осташковский специализированный (коррекционный) детский дом для детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии» и находился на полном государственной обеспечении, с ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в Осташковском детском доме №3, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился и обучался в Вышневолоцкой школе-интернате , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в училище г. Калинина, где обучался в группе по специальности «слесарь-сантехник, газосварщик». После окончания обучения работал на домостроительном комбинате в должности сварщика и был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий.

Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей» (статья 1) дети, оставшиеся без попечения родителей, это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Как видно из представленных документов, Димитриенко В.Г. является ребенком, оставшимся без попечения родителей. До настоящего времени правовой статус Димитриенко В.Г. как сироты не установлен (ни в административном, ни в судебном порядке), что лишает его дополнительных жилищных гарантий и прав, предусмотренных действующим законодательством.

Так, согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса жильё предоставляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учёт.

Часть 2 ст.57 ЖК РФ определяет, что жилое помещение вне очереди предоставляется по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При этом в п.1 и п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ предоставляя право на получение жилья вне очереди, не указаны сроки предоставления такого жилья.

Согласно п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для предоставления жилого помещения вне очереди необходимо наличие юридических фактов: 1. статуса сиротства; 2. окончания учебного заведения, прекращения опеки; 3. состояния на учёте в Министерстве социальной защиты населения Тверской области в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Таким образом, в противоречии с действующим законодательством Димитриенко В.Г. до настоящего времени не имеет статуса сироты (не имеется ни постановления главы администрации района, ни распоряжения Территориального отдела социальной защиты населения города Твери), при том, что всю жизнь он прожил в социальных учреждениях (домах ребёнка, интернатах), своих родителей никогда не видел и не знает. Димитриенко В.Г. на настоящее время не обучается в учебном заведении, не находится под опекой, не состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, статуса сироты он до настоящего времени не имеет, что препятствует ему в реализации своего права на получение жилья.

Указанные обстоятельства позволяют суду установить факт социального сиротства Димитриенко В.Г., который фактически относится к детям, оставшимся без попечения родителей.

Однако суд приходит к выводу, что в сложившейся ситуации установление статуса сиротства для истца не является основанием для удовлетворения его исковых требований о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Постановка на учет детей-сирот или лиц, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления по месту первичного выявления или лишения родителей родительских прав.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Льгота предоставляется лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения до возраста 23 лет.

Согласно ст.8 Закона Тверской области от 09.12.2005 № 150-30 «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения) из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями Правительством Тверской области или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством.

Обеспечение вне очереди жилыми помещениями категорий лиц, указанных в абзацах первом и втором ст. 8 Закона Тверской области от 09.12.2005 № 150-30 «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области», осуществляется в порядке, установленном Правительством Тверской области.

В соответствии с пунктами 4, 7, 9 и 15 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством)», утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 29.06.2006 № 156-па, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных Министерству социальной защиты населения Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период.

Министерство социальной защиты Тверской области ведет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Министерство социальной защиты населения Тверской области на основании утвержденных списков определяет количество, площадь и иные характеристики жилых помещений, подлежащих приобретению в государственную собственность Тверской области в целях их дальнейшего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), формирует соответствующую заявку на проведение в установленном законом порядке конкурса по определению продавца жилых помещений.

Судом установлено, что на момент ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 27 лет, в связи с чем, он не подпадает под действие данного закона.

Непосредственно органы местного самоуправления обеспечивают жилыми помещениями по договорам социального найма граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися по месту постоянной регистрации.

Истцом суду не представлены данные о постановке на учет по месту постоянной регистрации, что указывает на то, что истец на учете не состоит.

В связи с изложенными обстоятельствами, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма на семью из четырех человек отказать.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Димитриенко В.Г. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Димитриенко Д.В. удовлетворить частично.

Установить, что Димитриенко В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, является социальной сиротой.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                  Н.В. Булыгина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 07 августа 2012 года.