Дело № 2-2314/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«24» августа 2012 года
Центральный районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Михайлова А.Ю.,
при секретаре Фоминой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по заявлению Прокурора Центрального района г.Твери в интересах муниципального образования городской округ Тверь о признании незаконными действий Тверской городской Думы, выразившихся в принятии пункта 10 Перечня недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, подлежащего отчуждению из муниципальной собственности в соответствии с поданными заявлениями о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, утвержденного решением Тверской городской Думы от 29.05.2012 года № 163, а также об опубликовании сообщения о решении суда в газете «Вся Тверь» после вступления его в законную силу,
установил:
Прокурор Центрального района г.Твери в интересах муниципального образования городской округ Тверь обратился в суд с требованиями о признании незаконными действий Тверской городской Думы выразившихся в принятии пункта 10 Перечня недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, подлежащего отчуждению из муниципальной собственности в соответствии с поданными заявлениями о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, утвержденного решением Тверской городской Думы от 29.05.2012 года № 163, а также об опубликовании сообщения о решении суда в газете «Вся Тверь» после вступления его в законную силу.
В обоснование требований указано, что 29.05.2012 Тверской городской Думой принято решение № 163, утвердившее в приложении Перечень недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, подлежащего отчуждению из муниципальной собственности в соответствии с поданными заявлениями о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Решение Тверской городской Думы от 29.05.2012 № 163 официально опубликовано в газете «Вся Тверь» № 6 (390) от 04.06.2012.
Пунктом 10 Перечня определено, что отчуждению из муниципальной собственности в соответствии с поданным заявлением о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества подлежит нежилое помещение по адресу: <адрес>, арендуемое ЗАО «Тверская оптика».
Как следует из п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу надлежит выяснять, соблюден ли порядок принятия решений, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Включению в Перечень подлежит муниципальное недвижимое имущество, подлежащее отчуждению в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком.
При этом преимущественное право может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, арендуемое помещение может быть приватизировано в упрощенном порядке хозяйствующим субъектом, имеющим преимущественное право на его приобретение, при соблюдении всех указанных условий.
Реализация права на выкуп арендуемого имущества возможна только в том случае, если это имущество находилось в непрерывном владении субъекта малого и среднего предпринимательства на момент вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ. Указанная позиция подтверждается информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Решением Арбитражного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по заявлению ЗАО «Тверская оптика» о признании незаконным бездействия департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери в части непринятия решения об отчуждении арендуемого нежилого помещения и совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения по адресу: <адрес>, установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Тверская оптика» не являлось субъектом малого или среднего предпринимательства.
Постановлением Четырнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № также установлено, что статус субъекта малого и среднего предпринимательства ЗАО «Тверская оптика» приобрело только в 2010 году. Таким образом, на момент принятия Тверской городской Думой Перечня ЗАО «Тверская оптика» не соответствовало условиям, позволяющим приобрести арендуемое нежилое помещение по адресу: <адрес>, в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ.
В соответствии со ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно перечисленным положениям закона нежилое помещение по адресу: <адрес>, не могло быть включено в Перечень недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, подлежащего отчуждению из муниципальной собственности в соответствии с поданными заявлениями о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, с целью передачи его в собственность ЗАО «Тверская оптика».
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Неправомерное включение нежилого помещения по адресу: <адрес>, в Перечень недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, подлежащего отчуждению из муниципальной собственности в соответствии с поданными заявлениями о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, с целью передачи его в собственность ЗАО «Тверская оптика» повлечет за собой отчуждение имущества из муниципальной собственности и, как следствие, уменьшение экономической основы местного самоуправления, уменьшение доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, что отрицательно скажется на способности муниципального образования городской округ Тверь эффективно решать вопросы местного значения.
В судебном заседании представитель прокуратуры Центрального района г.Твери Гагарина М.А. доводы заявления поддержала в полном объеме, пояснила, что прокурор обратился в суд в защиту интересов муниципального образования.Представитель Тверской городской Думы возражал против удовлетворения заявления, представил письменный отзыв. Представители заинтересованных лиц Департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации г.Твери и ЗАО «Тверская оптика» возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что в Тверскую городскую Думу были представлены документы по форме установленной законодательством, которые подтверждали факт отнесения ЗАО «Тверская оптика» к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Решение Арбитражного суда основано всего лишь на справке сотрудника налоговой инспекции, а, кроме того, поменялась судебная практика.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Прокурор обратился в суд в защиту интересов муниципального образования, однако каких либо доказательство того, что интересы муниципального образования нарушены действиями Тверской городской Думы, не представил. Вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта суд не вправе обсуждать, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц
Согласно п.5 ч.1 ст.30 Устава города Твери к компетенции Тверской городской Думы отнесен вопрос определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с п.1.8. Порядка приватизации муниципального имущества г. Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы № 87 от 05 июля 2002 года, разработку Программы приватизации на очередной финансовый год осуществляет Департамент. Глава администрации города Твери представляет ее на утверждение Тверской городской Думы в порядке, установленном Положением о бюджетном процессе в городе Твери. Программа приватизации представляет собой перечень недвижимого муниципального имущества, подлежащего приватизации, и содержит характеристики этого имущества, предполагаемые сроки приватизации, начальную цену имущества, возможный способ приватизации, а также размер и виды затрат на организацию и проведение приватизации имущества.
Судом установлено, что проект решения Тверской городской Думы «Об утверждении перечня недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, надлежащего отчуждению из муниципальной собственности в соответствии с поданными заявлениями о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества» был подготовлен Администрацией города Твери в дополнение к Программе приватизации, утвержденной решением Тверской городской Думы от 08.12.2011 № 347 «Об утверждении Программы приватизации муниципала имущества на 2012 год» и направлен в Тверскую городскую Думу для принятия решения.
К проекту решения были приложены все необходимые документы, а именно: пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, перечень решений, подлежащих признанию утратившими силу, копия распоряжения администрации города Твери «О реализации правотворческой инициативы», копия выписки из протокола заседания комиссии по эффективному использованию муниципального имущества. За принятие Решения проголосовал 31 депутат.
Таким образом, на основании представленных Администрацией города Твери документов, в рамках своей компетенции 29 мая 2012 г. Тверская городская Дума приняла решение «Об утверждении перечня недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, подлежащего отчуждению из муниципальной собственности в соответствии с поданными заявлениями о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества».
Нарушения процедуры принятия решения Тверской городской Думой не допущено. Тверская городская Дума действовала в рамках своей компетенции и полномочий.
Прокурор ссылается на решение Арбитражного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении заявления ЗАО «Тверская оптика» о признании незаконным бездействия Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери в части непринятия решения об отчуждении арендуемого имущества, как на основание незаконности и необоснованности решения Тверской городской Думы от 29.05.2012 года № 163.
Однако само решение Тверской городской Думы от 29.05.2012 года № 163 прокурором не обжалуется.
Прокурором обжалуются только действий Тверской городской Думы, выразившихся в принятии пункта 10 Перечня недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, подлежащего отчуждению из муниципальной собственности в соответствии с поданными заявлениями о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, утвержденного решением Тверской городской Думы от 29.05.2012 года № 163.
Тверская городская Дума принимает решение на основании представленных ей документов в вышеуказанном порядке. Тверской городской Думе были представлены документы о том, что ЗАО «Тверская оптика» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Следовательно, Тверская городская Дума действовала в рамках своей компетенции и полномочий.
В этой связи, незаконности в действиях Тверской городской Думы, выразившихся в принятии пункта 10 Перечня недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, подлежащего отчуждению из муниципальной собственности в соответствии с поданными заявлениями о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, утвержденного решением Тверской городской Думы от 29.05.2012 года № 163 – нет.
Кроме того, в соответствии со ст.61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Однако Тверская городская Дума не участвовала при рассмотрении дела Арбитражным судом Тверской области ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из смысла части 4 статьи 13, частей 2 и 3 статьи 61, части 2 статьи 209 ГПК РФ лица, не участвовавшие в деле, по которому судом общей юрисдикции или арбитражным судом вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать обстоятельства, установленные этими судебными актами. В указанном случае суд выносит решение на основе исследованных в судебном заседании доказательств.
Из представленных ЗАО «Тверская оптика» документов по форме №, которые легли в основу решения Тверской городской Думы от 29.05.2012 года № 163, следует, что на ДД.ММ.ГГГГ численность работников организации составляла 245 человек, а на ДД.ММ.ГГГГ 243 человека. Указанные данные имелись в налоговой инспекции. Письмо же заместителя начальника МИФНС России по Тверской области № 10 от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждено формой по №
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Прокурора Центрального района г.Твери в интересах муниципального образования городской округ Тверь о признании незаконными действий Тверской городской Думы, выразившихся в принятии пункта 10 Перечня недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, подлежащего отчуждению из муниципальной собственности в соответствии с поданными заявлениями о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, утвержденного решением Тверской городской Думы от 29.05.2012 года № 163, а также об опубликовании сообщения о решении суда в газете «Вся Тверь» после вступления его в законную силу – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме судебное решение изготовлено 27 августа 2012 года.
Председательствующий