решение о признании противоречащим закону и недействующим Решения Тверской Городской Думы (решение не вступило в законную силу)



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» августа 2012 года

Центральный районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,

при секретаре Вакуленко Ю.А.

с участием старшего помощника прокурора Центрального района г. Твери Гагариной М.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пушкарева Ю.А., действующего в интересах Пушкаревой М.И., о признании противоречащим закону и недействующим решения Тверской городской Думы № 79 от 18.04.2011 года « О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 30.10 2007 года № 144 (190) «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Тверь Водоканал» по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения города Твери на 2008 -2015 годы»,

у с т а н о в и л :

     Пушкарев Ю.А., действуя в интересах Пушкаревой М.И., обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим решения Тверской городской Думы № 79 от 18.04.2011 года « О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 30.10 2007 года № 144 (190) «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Тверь Водоканал» по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения города Твери на 2008 -2015 годы».

В обоснование указал, что 18 апреля 2011 года № 79 Тверская городская дума приняла решение « О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 30.10 2007 года № 144 (190) «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Тверь Водоканал» по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения города Твери на 2008 -2015 годы». Указанное решение было опубликовано в газете «Вся Тверь» № 3 от 29.04.2011 г.

Заявитель считает, что оспариваемое решение Тверской городской думы не соответствует закону и нарушает права Пушкаревой М.И., в интересах которой он обращается, и законные интересы, в частности, Пушкарев Ю.А. указывает, что установление в инвестиционной программе ООО «Тверь Водоканал» экономически необоснованной надбавки к тарифу повлечет за собой увеличение тарифа на водоснабжение и водоотведение. Также отсутствие в инвестиционной программе мероприятий по подключению земельных участков к системе коммунальной инфраструктуры приводит к нарушению прав Пушкаревой М.И.    

    Пунктом 1 оспариваемого решения внесены изменения в решение Тверской городской Думы от 30.10.2007 года № 144(190) «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Тверь Водоканал» по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения города Твери на 2008 -2015 годы».

Полагая, что внесенные изменения в название инвестиционной программы установлены в нарушение федерального законодательства и нарушают права и законные интересы Пушкаревой М.И., т.е. являются незаконными, заявитель и обратился в суд.

В судебном заседании Пушкарева М.И. не участвовала, представитель Пушкаревой М.И. – Пушкарев Ю.А. поддержал доводы заявления, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Тверской городской Думы по доверенности Ермакова Т.В.. с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, по существу заявленных требований представила отзыв, который приобщен к материалам дела.

Представители Администрации г. Твери по доверенности Березовская Т.Г., Сорокина Н.В., Филиппова Е.В., Толстых Ю.Д., Чижов Е.В., Кузина Л.А.,. в судебном заседании требования заявителя не признали, просили отказать в удовлетворении заявленных требований, позиция по существу отражены в отзывах, которые также приобщены к материалам дела.

Представитель ООО «Тверь Водоканал» по доверенности Скороходова Е.Г.. с требованиями Пушкарева Ю.А. не согласился, считая, что требования являются необоснованными, не подлежащими удовлетворению, в связи с чем просила в удовлетворении заявленных требований в полном объеме отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Гагариной М.А., находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ст.ст. 245, 251 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям граждан, организаций об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

В силу положений ст.247 ГПК РФ дела, возникающие из публично-правовых отношений, рассматриваются судом, если те или иные акты, действия(бездействие) оспариваются в связи с нарушением прав и законных интересов либо самих заявителей, либо лиц, в защиту которых обращаются иные субъекты, обладающими соответствующими полномочиями на обращение в суд. Таким образом, уполномоченное лицо вправе обратиться в суд в том случае, если принятым правовым актом или конкретным действием нарушены права и свободы конкретного лица.

В соответствии с положением ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должного лица нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, Законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

    Пушкарев Ю.А., обращаясь в интересах Пушкаревой М.И., считая, что решение Тверской городской Думы № 79 от 18.04.2011 года « О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 30.10 2007 года № 144 (190) «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Тверь Водоканал» по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения города Твери на 2008 -2015 годы» не соответствует закону, обратился в суд с заявлением, в котором просит оспариваемое решение признать противоречащими закону и недействующими с момента опубликования.

Однако, с таким утверждением заявителя суд согласиться не может.

    . В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Таким образом, нормативный правовой акт должен быть принят правомочно органом государственной власти или органом местного самоуправления, или должностным лицом, применяться неоднократно в отношении неопределенного круга лиц, независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, устанавливать правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц.

Действительно, оспариваемое решение Тверской городской Думы от 18.04.2011 № 79 « О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 30.10 2007 года № 144 (190) «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Тверь Водоканал» по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения города Твери на 2008 -2015 годы» принято в установленном законом порядке, обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Данное решение опубликовано в газете «Вся Тверь» № 3 от 29.04.2011 г. Следовательно, указанное решение Тверской городской Думы является нормативным правовым актом..

    Согласно требованиям п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, должен также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

В соответствии с пунктом 14 статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» инвестиционная программа коммунального комплекса и срок ее реализации могут быть пересмотрены представительным органом муниципального образования по предложению организации коммунального комплекса. При этом основанием для ее пересмотра (внесения изменений) в утвержденную инвестиционную программу может быть пересмотр (внесение изменений) в техническое задание на разработку инвестиционной программы.

Согласно Приказу Минрегионразвития РФ от 10.10.2007 № 99 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организации коммунального комплекса» пересмотр (внесение изменений) инвестиционной программы рекомендуется осуществлять в порядке, предусмотренном для разработки инвестиционной программы.

Внесение изменений в утвержденную решением Тверской городской Думы от 30.10.2007 г. № 144 (190) инвестиционную программу ООО «Тверь Водоканал» вызвано, прежде всего, внесением изменений в техническое задание для ООО «Тверь Водоканал» на разработку инвестиционной программы, а именно внесением в техническое задание дополнительных подключаемых к системам коммунального водоснабжения и водоотведения города строящихся и реконструируемых объектов, а также перечня земельных участков, обеспечиваемых данными системами. Техническим заданием администрации города, утвержденным Постановлением Главы администрации города Твери от 18.05.2007 г. № 1422, планировалось подключить к системам коммунальных водоснабжения и водоотведения города Твери 124 объекта капитального строительства. Пересмотренным техническим заданием администрации города, утвержденным Постановлением Главы администрации города Твери от 02.08.2007 г. № 1774, планируется подключить к системам коммунальных водоснабжения и водоотведения города Твери 521 объект капитального строительства.

Внесение изменений в инвестиционную программу ООО «Тверь Водоканал» по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения города Твери на 2008-2015 года также было вызвано следующими обстоятельствами:

изменение перечня мероприятий инвестиционной программы в части строительства и модернизации систем водоснабжения и водоотведения, связанное с необходимостью увеличения производственных мощностей ООО «Тверь Водоканал»;

изменение сметной стоимости мероприятий инвестиционной программы, связанное с ростом инфляции;

изменение нормативной базы, определяющей порядок расчета и подготовки инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Инвестиционная программа реализуется в три этапа (что соответствует ранее действующей программе):

I    этап -2008- 2010 г.г.

II    этап-2011 -2013 г.г.

III    этап-2014-2015 г.г.

Дополнительно предложен этап финансирования с 2016 по 2025 годы.

Необходимость увеличения сроков финансирования по сравнению с ранее действующей программой вызвана установленным сроком возврата (с 2016 по 2025 годы) привлеченных кредитных средств. Привлечение кредитных средств позволит не только реализовать повышенные обязательства по мероприятиям инвестиционной программы, но и не изменять инвестиционную надбавку в сторону увеличения.

Нормы, запрещающей предусматривать дополнительно этап
финансирования    инвестиционной    программы,    действующим

законодательством не закреплено.

Согласно Постановлению Главы администрации города Твери от 19.12.2007 № 3919 «О регулировании тарифов и надбавок к тарифам организаций коммунального комплекса г. Твери» в процессе корректировки ранее утвержденной решением Тверской городской Думы от 30.10.2007 № 144 (190) инвестиционной программы принимали участие: Департамент архитектуры, департамент ЖКХ, департамент экономики, инвестиций и промышленной политики администрации города Твери, как органы регулирования города Твери.

Орган регулирования (администрация города Твери и ее структурные подразделения) на основании представленных организацией коммунального комплекса материалов проверяет соответствие инвестиционной программы требованиям законодательства Российской Федерации, соответствие мероприятий инвестиционной программы целям, задачам и условиям технического задания, обоснованность расчета финансовых потребностей, соответствие рассчитанных организацией коммунального комплекса тарифов и надбавок финансовым потребностям, необходимым для реализации инвестиционной программы.

Департаментом архитектуры и строительства администрации города Твери в заключении б/н от 20.01.2011 г. установлено, что мероприятия проекта «Инвестиционная программы ООО «Тверь Водоканал» по строительству и модернизации систем водоснабжения и водоотведения города Твери на 2008-2015 годы с перспективой дальнейшего финансирования программы до 2025 года» в целом соответствует целям, задачам и условиям утвержденного технического задания, а также отраслевым нормам, правилам и стандартам.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери, рассмотрев инвестиционную программу, отметил, что мероприятия по модернизации, развитию и техническому перевооружению системы водоснабжения и водоотведения города, включенные в перечень программы соответствуют мероприятиям, предусмотренным в техническом задании. Департамент ЖКХ установил, что предусмотренные тарифы и надбавки являются обоснованными, а запланированные мероприятия согласуются с потребностями коммунального хозяйства города.

Департамент экономики, инвестиций и промышленной политики администрации города Твери в заключении № 14/128-и от 07.02.2011 г. отметил, что замечаний в части правильности расчета необходимых для реализации инвестиционной программы финансовых потребностей в ходе рассмотрения проекта инвестиционной программы выявлено не было.

Департаментом экономики, инвестиций и промышленной политики администрации города Твери была оценена экономическая доступность для потребителей услуг организации коммунального комплекса исходя из фактических (2010 г.) и планируемых данных на текущий (2011 год) и предстоящий (2012-2013 года) периоды регулирования.

Департамент экономики в своем заключении резюмирует, что в целом достигнут необходимый баланс интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов ООО «Тверь Водоканал», обеспечивающий, с одной стороны, доступность услуг по водоотведению и водоснабжению для потребителей и эффективное функционирование организации коммунального комплекса.

Решением «О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 30.10.2007 г. № 144 (190) «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Тверь Водоканал» по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения города Твери на 2008-2015 годы» обеспечена доступность для потребителей по всем видам регулируемых услуг ООО «ТверьВодоканал» (водоснабжение, водоотведение, подключение вновь создаваемых объектов недвижимости к системам водоснабжения и водоотведения).

В соответствии с пунктом 10 статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» при вынесении органом регулирования муниципального образования решения о доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса указанный орган регулирования с учетом предложений по частичному обеспечению финансовых потребностей организации коммунального комплекса за счет средств местного бюджета направляет проект инвестиционной программы организации коммунального комплекса и представленные этой организацией коммунального комплекса расчеты на заключение в орган регулирования субъекта Российской Федерации, после чего — в представительный орган муниципального образования.

Проект инвестиционной программы ООО «Тверь Водоканал» по строительству и модернизации систем водоснабжения и водоотведения города Твери на 2008-2015 года с перспективой дальнейшего финансирования программы до 2025 года, по которому администрацией города принято решение о доступности для потребителей товаров и услуг, был направлен в Региональную энергетическую комиссию Тверской области для дачи заключения.

Согласно заключению Региональной энергетической комиссии Тверской области от 06.04.2011 г. представленная администрацией города Твери инвестиционная программа ООО «Тверь Водоканал» выполнена в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 г. № 99, и рекомендована к согласованию в полном объеме.

Исходя из вышеизложенного, оценка соответствия инвестиционной программы утвержденному техническому заданию в целом осуществлялась администрацией города Твери на этапе подготовки проекта инвестиционной программы.

В результате такой оценки был сделан вывод, что Инвестиционная программа ООО «Тверь Водоканал» по строительству и модернизации систем водоснабжения и водоотведения города Твери на 2008-2015 годы с перспективой дальнейшего финансирования до 2025 года в целом соответствует целям, задачам и условиям утвержденного технического задания.

Согласно статье 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ к полномочиям представительного органа муниципального образования в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса относится утверждение инвестиционной программы организации коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры.

14 февраля 2011 г. администрацией города Твери был направлен на рассмотрение Тверской городской Думой проект решения «О внесении изменений в Решение Тверской городской Думы от 30.10.2007 г. № 144(190) «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Тверь Водоканал» по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения города Твери на 2008-2015 годы».

В соответствии с Регламентом Тверской городской Думы, утвержденным решением от 25.03.2008 г. № 38, проект решения был направлен на заключение правового управление Думы и контрольно-счетной палаты, где получил положительную оценку, после чего - рассмотрен постоянным комитетом по развитию города и городскому хозяйству Тверской городской Думы.

Согласно статье 69 Регламента Тверской городской Думы решения Тверской городской Думы принимаются не менее, чем в двух чтениях. Первое чтение - обсуждение документа, принятие его за основу с поправками или без них. Второе чтение - внесение поправок и изменений в документ, принятие его в целом.

Решение Тверской городской Думы принимается большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не установлено федеральным законом, Уставом города, Регламентом.

31 марта 2011 г. на 41-ом очередном заседании Тверской городской Думы решение «О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 30.10.2007 г. № 144 (190) «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Тверь Водоканал» по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения города Твери на 2008-2015 годы» было принято в первом чтении.

18 апреля 2011 г. на 43-ом внеочередном заседании Тверской городской Думы решение «О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 30.10.2007 г. № 144 (190) «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Тверь Водоканал» по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения города Твери на 2008-2015 годы» было принято во втором чтении. За принятие решения «в целом» проголосовало 27 депутатов.

Решение «О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 30.10.2007 г. № 144 (190) «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Тверь Водоканал» по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения города Твери на 2008-2015 годы» было опубликовано в городской официальной газете «Вся Тверь» № 3 (372) от 29.04.2011 г. и вступило в силу со дня его официального опубликования.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое решение не находится в противоречии с действующим законодательством, принято полномочным органом в установленном законом порядке.

Кроме того, в силу требований ч.. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Частью 1 ст. 4 ГПК РФ установлено, что суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

В данном случае, из содержания заявления, приложенных к нему документов, и доводов, которые озвучены Пушкаревым Ю.А. в судебном заседании, нельзя сделать вывод о том, что оспариваемым решением затрагиваются, нарушаются права Пушкаревой М.И., в интересах которой обратился Пушкарев Ю.А.

В судебном заседании Пушкарев Ю.А. пояснил, что решение Тверской городской Думы от 18.04.2011 № 79 «О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 30.10.2007 № 144 (190) «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Тверь Водоканал» по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения города Твери на 2008-2015 годы» ухудшает положение Пушкаревой М.И., как добросовестного плательщика жилищно-коммунальных услуг, и других граждан г. Твери, т.к. приводит к необоснованному увеличению платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению.

В частности, представитель заявителя Пушкарев Ю.А. пояснил, что установление в инвестиционной программе ООО «Тверь Водоканал» экономически необоснованной надбавки к тарифу повлечет за собой увеличение тарифа на водоснабжение и водоотведение.

Вместе с тем, увеличение платы за коммунальные услуги является следствием повышения тарифов и нормативов на эти услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

На территории Тверской области тарифы устанавливает Региональная энергетическая комиссия Тверской области, которая, принимая во внимание инвестиционную программу, утвержденную Тверской городской Думой, может изменить предложенную инвестиционной программой надбавку к тарифу путем ее изменения, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Указанное означает, что РЭК Тверской области не связана расчетами, предложенными органами местного самоуправления.

Таким образом, суд считает, что в указанной части оспариваемое решение Тверской городской Думы не нарушает права Пушкаревой М.И. Более того, Пушкарев Ю.А., ссылаясь на нарушение прав всех жителей г. Твери, не обладает полномочиями по обращению в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Также в судебном заседании Пушкарев Ю.А. утверждает, что права Пушкаревой М.И. нарушаются отсутствием в инвестиционной программе мероприятий по подключению земельных участков к системам коммунальной инфраструктуры. Названным обстоятельством нарушаются также права застройщиков земельных участков.

При этом Пушкарев Ю.А. не подтвердил наличие у Пушкаревой М.И. земельного участка, который необходимо подключить к объектам инженерной инфраструктуры, пояснив, что она проживает в многоквартирном жилом доме, который давно подключен к инженерной инфраструктуре.

Таким образом, в указанной части оспариваемое решение Тверской городской Думы также не нарушает права Пушкаревой М.И. Пушкарев Ю.Л., ссылаясь на нарушение прав застройщиков, не представил доверенности на право представления их интересов в суде.

Подробный экономический анализ инвестиционной программы ООО «Тверь Водоканал» и оценка ее экономической эффективности, выполненные Пушкаревым Ю.Л., указание им на необходимость принятия инвестиционной программы в том виде, в котором представляет он, судом расцениваются, как вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления. При этом самостоятельность органов местного самоуправления на решение вопросов местного значения гарантирована Конституцией Российской Федерации, а также международными нормами, в частности, Европейской Хартией о местном самоуправлении.

    

    С учетом, изложенного суд считает, что доводы, изложенные в заявлении Пушкарева Ю.А., являются необоснованными, не нашли свого подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, суд считает правильным отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 245,247,251 - 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований Пушкарева Ю.А., действующего в интересах Пушкаревой М.И. о признании противоречащим закону и недействующим решения Тверской городской Думы № 79 от 18.04.2011 года « О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 30.10 2007 года № 144 (190) «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Тверь Водоканал» по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения города Твери на 2008 -2015 год», отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

    Председательствующий                    

Решение изготовлено в окончательной форме 20 августа 2012 года.