Дело № 2-2164/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 13 » сентября 2012 года город Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего - судьи Михайлова А.Ю.,
при секретаре Фоминой О.В.,
с участием помощника прокурора Центрального района г.Твери Воробъева А.В., представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 1имени В.В.Успенского» Никитиной С.А., представителя Министерства здравоохранения Тверской области Солнышкиной И.С.,
в отсутствие Правительства Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Твери действующего в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница № 1 имени В.В. Успенского», Правительству Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерству здравоохранения Тверской области о защите прав инвалидов на свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры,
установил:
Прокурор Центрального района г. Твери, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд г. Твери с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница № 1 имени В.В. Успенского», Правительству Тверской области о возложении обязанности на Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница № 1 имени В.В. Успенского» оборудовать входы в 1-е и 2-е инфекционные отделения, расположенные по адресу: <адрес>, вход в отделение дневного стационара пребывания больных, расположенный по адресу: <адрес>, пандусами для инвалидов на инвалидных колясках и поручнями при входе в здание до ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанности на Правительство Тверской области осуществить финансирование данных мероприятий.
В обоснование требований в заявлении указано, что проверкой, проведенной прокуратурой Центрального района г. Твери, установлено, что при входе в 1-е и 2-е инфекционные отделения, расположенные по адресу: <адрес>, входе в отделение дневного стационара пребывания больных, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют специальные приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в помещение учреждения здравоохранения.
Указанные входы в ГБУЗ «Городская клиническая больница № 1 имени В.В. Успенского» не оборудованы пандусами для инвалидов на инвалидных колясках, что является препятствием для реализации инвалидами, гарантированных государством прав по обеспечению условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Здание ГБУЗ «Городская клиническая больница № 1 имени В.В. Успенского» является объектом социальной инфраструктуры.
Обычно используемыми приспособлениями для инвалидов являются пандусы и поручни при входах в здания, у лестниц, пологие спуски у тротуаров и иных мест общего пользования, специальные поручни, ручки или другие приспособления для удобства нахождения инвалидов в объектах социальной инфраструктуры и органах местного самоуправления. Данные положения законодательства ГБУЗ «Городская клиническая больница № 1 имени В.В. Успенского», Правительством Тверской области, как распорядителем финансовых средств государственного казенного учреждения здравоохранения, не выполнены.
Исковые требование были уточнены, прокурор также просил возложить обязанность по финансированию данных мероприятий на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области.
В судебном заседании представитель прокуратуры исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ГБУЗ «Городская клиническая больница № 1 имени В.В. Успенского» исковые требования признала. Представитель Министерства здравоохранения Тверской области возражала против удовлетворения исковых требований к Министерству здравоохранения Тверской области по доводам письменных возражений.
Ответчик – Правительство Тверской области, в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменный отзыв, указал, что является ненадлежащим ответчиком, просил отказать в удовлетворении исковых требований. Согласно пункту 5 раздела 2 Порядка Правительство Тверской области в рамках осуществления функций и полномочий учредителя государственных учреждений Тверской области принимает решения в форме распоряжений:
о создании и ликвидации государственных учреждений Тверской
области, об изменении их типа;
о реорганизации бюджетных учреждений и казенных учреждений,
если иное не установлено Правительством Российской Федерации, а также
о реорганизации автономных учреждений. Аналогичные положения также
предусмотрены Уставом ГБУЗ.
Иных полномочий Правительства Тверской области указанным нормативным правовым актом не определено.
Ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией в составе: старших помощников прокурора Центрального района г. Твери Воробьева А.В. и Сахаровой А.В., установлено, что при входе в 1-е и 2-е инфекционные отделения, расположенные по адресу: <адрес>, входе в отделение дневного стационара пребывания больных, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют специальные приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в помещение учреждения здравоохранения ГБУЗ «Городская клиническая больница № 1 имени В.В. Успенского».
Здание ГБУЗ «Городская клиническая больница № 1 имени В.В. Успенского» является объектом социальной инфраструктуры.
В силу ст. 12 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с п. 9.3 Постановления Администрации Тверской области от 14.06.2011 г. № 283-па «Об утверждении областных нормативов градостроительного проектирования Тверской области» к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения.
Согласно п. 9.9 указанного постановления объекты социальной инфраструктуры должны оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания.
Пунктом 9.12 постановления предусмотрено, что здания должны иметь как минимум один вход, приспособлений для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием.
В соответствии с положениями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также постановления Госстроя России и Министерства труда и социального развития РФ от 22.12.199 № 74/51 «Об утверждении Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» планирование и застройка сельских поселений, разработка проектной документации для строительства, реконструкции зданий, строений, сооружений и их комплексов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур без учета обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и использования таких объектов инвалидами не допускается.
Обычно используемыми приспособлениями для инвалидов являются пандусы и поручни при входах в здания, у лестниц, пологие спуски у тротуаров и иных мест общего пользования, специальные поручни, ручки или другие приспособления для удобства нахождения инвалидов в объектах социальной инфраструктуры и органах местного самоуправления.
Данные положения законодательства ГБУЗ «Городская клиническая больница № 1 имени В.В. Успенского» при проектировании и строительстве входа в здание диспансера не выполнены.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита нарушенных прав может быть осуществлена, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора, заявленные в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, в части требований к ГБУЗ «Городская клиническая больница № 1 имени В.В. Успенского», подлежат удовлетворению.
Что касается требований к Правительству Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерству здравоохранения Тверской области то они не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно уставу ГБУЗ «Городская клиническая больница № 1 имени В.В. Успенского» его учредителем является Тверская область, от имени которой полномочия учредителей в рамках их компетенции осуществляют Правительство Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области. Доказательств не исполнения их полномочий в качестве представителя учредителя Тверской области, суду не предоставлено.
В редакции Бюджетного кодекса РФ, который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в новой системе деления государственных и муниципальных учреждений на типы лишь собственники имущества казенных учреждений будут нести субсидиарную ответственность по долгам созданных юридических лиц, что следует из абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК РФ. Учредители бюджетных и автономных учреждений от такой ответственности освобождаются.
Учреждение ГБУЗ «Городская клиническая больница № 1 имени В.В. Успенского» является самостоятельным юридическим лицом, самостоятельно отвечает по своим обязательствам, осуществляет текущий и капитальный ремонт имущества.
Положения ч.2 ст.120 ГК РФ о том, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества, собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, в данном случае не применимы, так как обязательство носит не имущественный характер. ГБУЗ «Городская клиническая больница № 1 имени В.В. Успенского» не исполняются не имущественные обязательства, а обязательства по соблюдению прав граждан.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 193, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Центрального района г.Твери удовлетворить частично.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 1 имени В.В. Успенского» оборудовать входы в 1-е и 2-е инфекционные отделения, расположенные по адресу: <адрес>, вход в отделение дневного стационара пребывания больных, расположенный по адресу: <адрес>, пандусами для инвалидов на инвалидных колясках и поручнями при входе в здание до ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме судебное решение изготовлено 14 сентября 2012 года.
Председательствующий