Дело № 2-2167/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«11» сентября 2012 года
Центральный районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Михайлова А.Ю.,
при секретаре Фоминой О.В.,
с участием старшего помощника прокурора Центрального района г.Твери Денисовой О.А., представителя Администрации города Твери по доверенности Никитиной Е.Б., представителя третьего лица Управления образования администрации г.Твери,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Твери действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Твери об увеличении количества дошкольных образовательных учреждений,
установил:
Прокурор Центрального района г.Твери обратился в Центральный районный суд г.Твери с вышеуказанным исковым заявлением в обосновании которого указал следующее.
Одним из вариантов увеличения количества мест в детских дошкольных учреждениях является перепланировка спортивных залов детских садов и увеличение помещений для дополнительных групп, однако в данном случае будут нарушены права детей, посещающих данные дошкольные образовательные учреждения.
В 2012 году на очереди для поступления в дошкольные учреждения зарегистрировано <данные изъяты> детей, из них лишь <данные изъяты> детей поступят в сад в новом учебном году. Имеющиеся и запланированы темпы увеличения количества мест в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, не отвечают потребностям населения г.Твери в услугах дошкольного образования, с учетом сложившейся демографической ситуации.
В связи с невозможностью реализации права на доступное дошкольное образование на территории г.Твери увеличилось количество жалоб, поступающих в органы прокуратуры и другие инстанции.
В связи с выявленными фактами ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Центрального района г.Твери в адрес Главы Администрации г.Твери внесено представление об устранении нарушений прав и интересов несовершеннолетних в сфере получения дошкольного образования. Представление рассмотрено, его доводы признаны обоснованными, однако вопрос с наличием достаточного количества мест в дошкольных учреждениях до сих пор не решен.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
Поскольку определить конкретный круг лиц, нуждающихся в устройстве в дошкольные учреждения, не представляется возможным, невозможно привлечь к участию в деле каждого гражданина, чьи права нарушены, и нарушение прав продолжается, прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель прокуратуры Центрального района г.Твери исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований, полагала дело подлежащим прекращению, представила письменные возражения. Представитель третьего лица Управления образованием Администрации города Твери возражали против удовлетворения исковых требований.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Общие полномочия прокурора по участию в гражданском судопроизводстве закреплены в статье 45 ГПК РФ. Согласно указанной норме прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре, целью участия прокурора в гражданском процессе является защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.
Как следует из искового заявления, поданного прокурором в защиту неопределенного круга лиц, основанием для обращения с указанным иском в суд, явилась проведенная прокурорская проверка.
Довод ответчика о том, что, обращаясь в защиту неопределенного круга лиц, прокурор фактически обратился за защитой прав и свобод значительного числа граждан, каждого из которых можно индивидуализировать суд полагает несостоятельным.
Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В соответствии со ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Список лиц, подавших заявление о предоставлении мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, на который ссылается ответчик, как на доказательство того, что круг лиц определен, таким доказательством не является. Указанный список определяет количество нуждающихся лиц обратившихся на определенную дату, но не свидетельствует о том, что все нуждающиеся обратились за предоставлением мест в детских дошкольных образовательных учреждениях. Определенным категориям лиц законодательство Российской Федерации предоставлено право на внеочередное предоставление мест, что при общем их дефиците, не позволит им реализовать свое право. То есть круг лиц, которые имеют право на предоставление места, не исчерпывается представленным ответчиком списком.
Следовательно, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, являются первоочередной задачей в правовом регулировании и прямой обязанностью государства. В связи с тем, что государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства затрагивает интересы неопределенного круга лиц, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ст. 5 Закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», государство обеспечивает гражданам право на образование путем (создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования (ч. 2); государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ч. 3).
Организация предоставления общедоступного, бесплатного дошкольного образования на территории муниципальных районов относится к полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов (п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона «Об образовании»).
Судом установлено, что на территории г.Твери располагается 110 дошкольных образовательных учреждений с общим количеством мест по проекту <данные изъяты> На ДД.ММ.ГГГГ планировалось посещение <данные изъяты> детей. Переуплотнение ДОУ детьми составляет 12 %.
В 2012 году на очереди для поступления в ДОУ зарегистрировано <данные изъяты> детей, из них лишь <данные изъяты> детей поступят в сад в новом учебном году.
Имеющиеся и запланированные темпы увеличения количества мест (ведомственная целевая программа «Обеспечение доступности дошкольного образования в г.Твери в 2012-201 годах) не отвечают потребностям населения г.Твери. Факт наличия дефицита мест подтверждается и третьим лицом.
В соответствии с действующим законодательством превышение предельной наполняемости групп в детских дошкольных учреждениях влечет за собой лишение учреждения лицензии.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о нарушении положений ст. 43 Конституции РФ, которая за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, а также о наличии факта нарушения требований ч. 2 ст. 4 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также п. 3 ст. 2, ч. 2 ст. 5, п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании».
При указанных обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что им предпринимаются меры, направленные на ликвидацию дефицита мест, не могут быть приняты во внимание как основание для отказа в иске, поскольку предметом судебного разбирательства является не установление факта бездействия администрации, а кроме того не свидетельствует о надлежащем исполнении своих обязанностей органами местного самоуправления.
Несостоятелен довод и о том, что прокурор ограничивает право муниципального образования в выборе способа решения вопроса местного значения. Прокурор предъявляет требование в котором просит обязать муниципальное образование выполнить возложенные на него Конституцией РФ и федеральным законодательством функции.
Доводы об отсутствии и несвоевременности финансирования, недостаточности срока, который просит установить прокурор, не являются основанием освобождающим муниципальное образование от его обязанностей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Центрального района г.Твери удовлетворить.
Возложить на Администрацию г.Твери обязанность увеличить количество дошкольных образовательных учреждений на территории г. Твери до полного обеспечения детского населения г. Твери местами в детских дошкольных образовательных учреждениях в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме судебное решение изготовлено
Председательствующий