О признании незаконным и недействующим постановления Избирательной комиссии г. Твери `Об утверждении схемы 16 одномандатных избирательных округов по досрочным выборам депутатов Тверской городской Думы 14.10.2012 г.` (решение не вступило в законную силу)



Дело № 2-2606/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 сентября 2012 года

Центральный районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Михайлова А.Ю.,

при секретаре Фоминой О.В.,

с участием заявителя Жигарева В.Е., представителя Жигарева В.Е. Драгуш Г.В., представителя избирательной комиссии города Твери Задумовой С.Ю., старшего помощника прокурора Центрального района г.Твери Гагариной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по заявлению Жигарева В.Е. о признании незаконным постановления избирательной комиссии города Твери от 28 августа 2012 года № 01-07/32 «Об утверждении схемы 16 одномандатных избирательных округов по досрочным выборам депутатов Тверской городской Думы 14 октября 2012 года», восстановлении его нарушенного избирательного права путем признания недействующим со дня принятия постановления избирательной комиссии города Твери от 28 августа 2012 года № 01-07/32 «Об утверждении схемы 16 одномандатных избирательных округов по досрочным выборам депутатов Тверской городской Думы 14 октября 2012 года», возложении обязанности на Избирательную комиссию города Твери от опубликовать сообщение о решении суда о признании незаконным и недействующим постановления избирательной комиссии города Твери от 28 августа 2012 года № 01-07/32 «Об утверждении схемы 16 одномандатных избирательных округов по досрочным выборам депутатов Тверской городской Думы 14 октября 2012 года»,

УСТАНОВИЛ:

Жигарев В.Е. обратился в Центральный районный суд г.Твери с вышеуказанным заявлением, в обосновании которого указал следующее.

Исходя из положений ст.ст. 16, 18 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.17, 29 Устава г.Твери избирательная комиссия города Твери превысила свои полномочия. У избирательной комиссии города Твери отсутствовали основания для применения п.3 ст.18 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Норма части 2 ст.17 Устава г.Твери соответствует ч.3.1 ст.23 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 18 ст.35 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.101.1 Избирательного кодекса РФ, а также не признана недействующей решением суда.

В муниципальных районах и городских округах с численностью 20 и более законодательное Собрание Тверской области не имеет право определять условия применения видов избирательных систем. Положения п.3 ст.101.1 Избирательного кодекса Тверской области не осуществляют правовое регулирование порядка проведения выборов в городских округах с численностью депутатов представительных органов 20 и более депутатов, а значит Законодательное Собрание Тверской области не устанавливало запрет на применение пропорциональной избирательной системы на выборах в муниципальный представительный орган Тверской области с численностью депутатов 20 и более.

Данное толкование ст.101.1 Избирательного кодекса Тверской области подтверждается решением Тверского областного суда от 10 августа 2012 года.

Обжалуемое постановление нарушает избирательные права заявителя, поскольку лишает его возможности участвовать в выборах в Тверскую городскую Думу на основе установленной в соответствии с законодательством избирательной системы, обеспечивающей достоверность волеизъявления избирателей и справедливость выборов в органы публичной власти.

В судебном заседании заявитель и его представитель доводы заявления поддержали в полном объеме. Представитель Избирательной комиссии города Твери возражала против удовлетворения заявления, представила письменные возражения.

Представитель прокуратуры Центрального района г.Твери полагала заявление не подлежащим удовлетворению.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Полномочия Тверской области (субъекта Российской Федерации) в соответствии с федеральными законами реализованы в законе Тверской области от 07.04.2003 № 20-ЗО «Избирательный кодекс Тверской области» (далее – Избирательный кодекс Тверской области) (см. Общую часть Избирательного кодекса Тверской области, а также раздел 5 Особенной части Избирательного кодекса Тверской области).

Согласно пункту 2 статьи 101.1 Избирательного кодекса Тверской области выборы депутатов представительных органов городских и сельских поселений проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства или смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы с закрытыми списками кандидатов.

Согласно пункту 3 статьи 101.1 выборы депутатов представительных органов муниципальных районов проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства, смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы с закрытыми списками или пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов.

Выборы депутатов представительных органов городских округов проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства, смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы с закрытыми списками кандидатов, смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы с открытыми списками кандидатов.

Судом установлено, что оспариваемое постановление принято 28 августа 2012, официально опубликовано в газете «Муниципальные вести», № 42(634) от 28 августа 2012 года.

Численность избирателей, зарегистрированных на территории города Твери, по состоянию на 01 июля 2012 года, составила 336 815 человек.

Средняя норма представительства избирателей в каждом из 16 одномандатных избирательных округов составляет 21 051 избирателей. Допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей (не более чем на 10 процентов) составляет 2 105 человек. Таким образом, минимальная численность избирателей в одном одномандатном округе может составлять 18 946 избирателей, максимальная – 23 156.

Численность избирателей в утвержденных избирательной комиссией 16 одномандатных избирательных округах соответствует установленному законом количеству.

Согласно части 7 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.

Согласно части 2 статьи 29 Устава города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 N 68 «О принятии Устава города Твери» (далее – Устав города Твери) Тверская городская Дума состоит из 33 депутатов, избираемых населением города Твери на муниципальных выборах на пятилетний срок полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Тверской области.

Частью 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Согласно части 3.1 статьи 23 Федерального закона №131-ФЗ не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

В целях реализации части 3 статьи 23 Федерального закона № 131-ФЗ виды избирательных систем, применяемых на муниципальных выборах, вне зависимости от количественного состава депутатов представительных органов, установлены пунктами 2, 3 статьи 101.1 Избирательного кодекса Тверской области.

Обязательным условием применения видов избирательных систем, указанных в пункте 3 статьи 101. 1 Избирательного кодекса Тверской области, является особое требование, установленное Федеральным законом № 67-ФЗ - при численности представительного органа муниципального района, городского округа 20 и более депутатов не менее половины депутатских мандатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов (пункт 4 статьи 101.1 Избирательного кодекса Тверской области).

В соответствии с пунктом 5 статьи 101.1 Избирательного кодекса Тверской области избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа конкретного муниципального образования, определяется уставом муниципального образования в соответствии с установленными пунктами 2 и 3 статьи 101.1 Избирательного кодекса Тверской области видами избирательных систем.

Таким образом, пунктом 5 статьи 101.1 Избирательного кодекса Тверской области установлено обязательное требование об определении в уставе конкретного муниципального образования вида избирательной системы из тех, которые установлены пунктами 2, 3 статьи 101.1 Избирательного кодекса Тверской области.

Частью 2 ст.17 Устава города Твери установлен вид избирательной системы, применяемой на выборах депутатов Тверской городской Думы – пропорциональная избирательная система с закрытыми списками кандидатов на всей территории избирательного округа.

Данная норма Устава противоречит видам избирательных систем, установленным для муниципальных районов и городских округов пунктом 3 статьи 101.1 Избирательного кодекса Тверской области.

Довод заявителя о том, что данная норма не противоречит нормам избирательного законодательства, закрепленного на уровне субъекта Российской Федерации и Российской Федерации, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Отсутствие судебного решения с учетом выявленных противоречий делает невозможным ее применение.

Ссылка заявителя на решение Тверского областного суда от 10 августа 2012 по гражданскому делу № 3-47/2012 по заявлению Жигарева В.Е. о признании недействующими со дня принятия подпунктов «б» и «г» пункта 7 статьи 1 закона Тверской области от 28.05.2012 № 34-ЗО «О внесении изменений в Избирательный кодекс Тверской области) несостоятельна, поскольку указанное решение не вступило в законную силу. Кроме того, согласно Конституции РФ только Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 101.1 Избирательного кодекса Тверской области в случае, если в уставе муниципального образования не определена избирательная система, по которой проводятся муниципальные выборы, или избирательная система, закрепленная в уставе муниципального образования, не соответствует требованиям названной статьи при проведении выборов депутатов представительных органов сельских поселений применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства, в иных муниципальных образованиях применяется смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система с закрытыми списками кандидатов.

При этом, при численности представительного органа муниципального района, городского округа 20 и более депутатов не менее половины депутатских мандатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов (пункт 4 статьи 101. Избирательного кодекса Тверской области).

Следовательно, в силу прямого указания пункта 8 статьи 101.1 Избирательного кодекса Тверской области при проведении выборов депутатов Тверской городской Думы должна применяться смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система с закрытыми списками кандидатов. При этом 17 депутатских мандатов распределяется между муниципальными списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, 16 - по одномандатным избирательным округам. В соответствии с этим избирательной комиссией города Твери правомерно принято оспариваемое по настоящему делу Постановление. Данное обстоятельство также свидетельствует о несостоятельности доводов заявителя.

Законом Тверской области от 12.07.2012 № 61-ЗО «О роспуске Тверской городской Думы» полномочия Тверской городской Думы прекращены.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, статьей 24 Федерального закона № 67-ФЗ, статьями 20, 101 Избирательного кодекса Тверской области, статьей 52 Устава города Твери, принятого решением Тверской городской Думы от 23 июня 2005 г. № 68 (в редакции решения Тверской городской Думы от 03.12.2008 № 36(167)) избирательная комиссия города Твери является избирательной комиссией муниципального образования, обеспечивающей реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и организующей подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутатов Тверской городской Думы, голосования по вопросам изменения границ, преобразования города (далее – избирательная комиссия; избирательная комиссия, организующая выборы).

В связи с досрочным прекращением полномочий Тверской городской Думы, на основании статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ, статей 11, 20, 100, 101.1 Избирательного кодекса Тверской области, Устава города Твери избирательная комиссия города Твери приняла постановление от 20.08.2012 года № 01-07/17 «О назначении досрочных выборов депутатов Тверской городской Думы». Досрочные выборов депутатов Тверской городской Думы назначены на 14 октября 2012 года с сокращением сроков назначения выборов и осуществления иных избирательных действий на одну треть. Постановление опубликовано в газете «Муниципальные вести» № 41 (633) от 24 августа 2012 года.

20 августа 2012 года избирательной комиссией назначены досрочные выборы депутатов Тверской городской Думы на 14 октября 2012 года. При этом сроки осуществления избирательных действий указанным постановлением сокращены, но не более чем на одну треть, что соответствует статье 10 Федерального закона № 67-ФЗ.

Согласно статье 18 Федерального закона № 67-ФЗ, статье 15 Избирательного кодекса Тверской области одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона № 67-ФЗ. Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему. Если на территории, на которой проводятся выборы, представительный орган муниципального образования отсутствует или новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в настоящей статье, избирательная комиссия, организующая выборы, принимает одно из следующих решений:

а) если схема избирательных округов, утвержденная для выборов в орган местного самоуправления прежнего созыва (далее - прежняя схема округов), соответствует требованиям, установленным Федеральным законом, - о проведении выборов по прежней схеме округов;

б) если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом, и (или) признана судом в установленном федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению, - о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями закона организующей выборы избирательной комиссией и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом если число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется, избирательная комиссия при определении указанной схемы вправе кроме уточнения численности избирателей только внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 4 статьи 18 Федерального закона, и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана недействующей и не подлежащей применению. Если указанные изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в прежней схеме округов, комиссия вправе также изменить границы указанных округов в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ.

Выборы депутатов Тверской городской Думы предыдущего состава проводились по определенной в Уставе города Твери пропорциональной избирательной системе по единому избирательному округу. Поэтому схема одномандатных избирательных округов ни Тверской городской Думой, ни избирательной комиссией не утверждались.

Таким образом, поскольку полномочия Тверской городской Думы прекращены и новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена Тверской городской Думой в срок, установленный частью 2 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ (не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы), а прежняя схема округов не соответствует законодательству, избирательная комиссия города Твери приняла решение утвердить схему одномандатных избирательных округов по досрочным выборам депутатов Тверской городской Думы.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 15 Избирательного кодекса одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:

а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей;

б) при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов.

в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

Указанные требования Федерального закона № 67-ФЗ соблюдены при утверждении избирательной комиссией города Твери схемы одномандатных округов.

Таким образом, постановление избирательной комиссии города Твери от 28.02.2012 № 01-07/32 «Об утверждении схемы 16 одномандатных избирательных округов по досрочным выборам депутатов Тверской городской Думы 14 октября 2012 года» не противоречит федеральному законодательству и законодательству Тверской области. Принимая оспариваемое Постановление, избирательная комиссия города Твери действовала в пределах своих полномочий.

Обжалуемым постановлением права заявителя ничем не нарушаются, поскольку не лишают его возможности участвовать в выборах в Тверскую городскую Думу на основе установленной в соответствии с законодательством избирательной системы, обеспечивающей достоверность волеизъявления избирателей и справедливость выборов в органы публичной власти.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 259-261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Жигарева В.Е. о признании незаконным постановления избирательной комиссии города Твери от 28 августа 2012 года № 01-07/32 «Об утверждении схемы 16 одномандатных избирательных округов по досрочным выборам депутатов Тверской городской Думы 14 октября 2012 года», восстановлении его нарушенного избирательного права путем признания недействующим со дня принятия постановления избирательной комиссии города Твери от 28 августа 2012 года № 01-07/32 «Об утверждении схемы 16 одномандатных избирательных округов по досрочным выборам депутатов Тверской городской Думы 14 октября 2012 года», возложении обязанности на Избирательную комиссию города Твери от опубликовать сообщение о решении суда о признании незаконным и недействующим постановления избирательной комиссии города Твери от 28 августа 2012 года № 01-07/32 «Об утверждении схемы 16 одномандатных избирательных округов по досрочным выборам депутатов Тверской городской Думы 14 октября 2012 года» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме судебное решение изготовлено 14 сентября 2012 года.

Председательствующий