Дело № 2-2559/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«06» сентября 2012 года город Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Каричкиной Н.Н.
при секретаре Ивановой Д.С.
с участием представителя заявителя Цховребадзе В.А., представителя заявителя Шмелева А.В.
представителя заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Соколовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по заявлению Цховребадзе В.А. об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка под организацию пожарного проезда и строительство погрузочно-разгрузочной площадки,
у с т а н о в и л:
Заявитель обратился в Центральный районный суд г. Твери с требованиями о признании отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении части земельного участка из земель населённых пунктов общей площадью <данные изъяты> кв. м. кадастровый № по адресу <адрес>. – незаконным.
В обоснование заявленных требований в заявлении указано, что в <данные изъяты> году заявителем было приобретено строение вместе с земельным участком на основании договора купли-продажи у другого лица. За его участком находился еще один земельный участок, между погрузочной платформой и железнодорожными верками, одна из которых также находится в его собственности. После приобретения заявителем строения и земельного участка выяснилось, что для организации работы базы ему необходим еще один пожарный проезд и дополнительная разгрузочно-погрузочная площадка для разгрузки вагонов с железнодорожной ветки, кроме того, когда в <данные изъяты> году он пригласил землеустроителей, для того, чтобы уточнить границы его земельного участка. Выяснилось, что забор выходит за его границы. Цховребадзе обратился в Комитет по управлению имуществом Тверской области, чтобы ему пояснили, что делать в данной ситуации. Заявителю пояснили, что его выделение возможно, если участок не выходит за красные линии, то можно оформить на него аренду. ДД.ММ.ГГГГ заявителем было подано заявление в Комитет по управлению имуществом Тверской области о предоставлении указанного земельного участка с кадастровым номером № в аренду по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта. Время с момента подачи заявления составляет 1 год и 8 месяцев. За это время Цховребадзе неоднократно обращался сначала в Комитет по управлению имуществом Тверской области, затем в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области. Ему отвечали, что заявление будет рассмотрено на ближайшем заседании Межведомственной комиссии. Однако ему стало известно, что положительное заключение Департамента архитектуры и строительства города Твери, Роспотребнадзора о возможности предоставления данного участка было получено Комитетом по управлению имуществом Тверской области еще в <данные изъяты> году. Градостроительная документация о застройке на данный участок не разработана, поэтому оснований для отказа, согласно статьи 30 Земельного кодекса нет. Кроме того ДД.ММ.ГГГГ в газете «<данные изъяты>» № которая является официальным печатным органом администрации города Твери была опубликована информация о возможном (предстоящем) предоставлении данного участка. ДД.ММ.ГГГГ Цховребадзе снова подал обращение в Министерство имущественных и земельных отношений по Тверской области, но что был получен ответ, что заявление будет рассмотрено в ближайшем заседании Межведомственной комиссии. Однако вместо ответа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области заявитель получил определение Пролетарского районного суда по делу № 2-1329/2012 от 30.07.2012 по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области о сносе забора, расположенного на части спорного земельного участка. Через день после этого заявителем было получено письмо Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Через день после этого заявителем было получено письмо Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, в связи с тем, что по результатам рассмотрения межведомственной комиссией принято решение считать нецелесообразным предоставление указанного земельного участка для строительства.
В судебном заседании заявитель Цховребадзе В.А. и его представитель Шмелев А.В. по устному соглашению поддержали доводы заявления в полном объеме, просили признать отказ Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении части земельного участка из земель населённых пунктов общей площадью <данные изъяты> кв. м. кадастровый №, по адресу <адрес> - незаконным. Оспаривают только процедуру предоставления земельного участка.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по доверенности Соколова Ю.С. возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку подпунктом «б» пункта 2.13 Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также с учетом решения Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям Министерством имущественным и земельных отношений Тверской области ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта. По мнению Министерства, заявителем не представлено доказательств обоснованности нарушения его прав на спорный земельный участок, а также доказательств, свидетельствующих об обязанности Министерства предоставить заявителю испрашиваемый земельный участок.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Цховребадзе В.А. принадлежит на праве собственности нежилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес> земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. метра, расположенного по адресу: <адрес> и железнодорожный путь № протяженностью <данные изъяты> м, инвентарный номер <данные изъяты>, литер <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, ветка №, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права, имеющихся в материалах дела.
ДД.ММ.ГГГГ Цховребадзе В.А. обратился в Комитет по управлению имуществом Тверской области с заявлением о предоставлении дополнительной части земельного участка <данные изъяты> соток по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, для организации пожарного проезда и крытой погрузочно-разгрузочной площадки для хранения метталломатериалов с предварительным согласованием места размещения объекта.
ДД.ММ.ГГГГ Цховребадзе В.А. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области с заявлением с целью сообщения о результатах рассмотрения заявления и предоставлении протокола межведомственной комиссии.
В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании ст.28 Земельного Кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 ст.30 Земельного Кодекса РФ).
Согласно п.5 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (пункт 9 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
На основании ст.32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к
нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Следовательно, решение Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области о предоставлении земельного участка, либо об отказе в предоставлении, должно быть принято после соблюдения процедуры согласования.
То есть, исходя из смысла данной статьи в случае обращения гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства по предварительному согласованию, государственный орган, предусмотренный ст. 29 Земельного кодекса РФ (в данном случае Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области) обращается в орган местного самоуправления, и уже орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участок на основании соответствующих документов, указанных в статье 31 Земельного кодекса РФ.
Отказ в предоставлении земельного участка возможен только в случае невозможности осуществления выбора земельного участка. На основании соответствующих документов, либо при наличии условий, указанных в пункте 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ - при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Таких оснований, в данном случае, не имеется.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в газете «<данные изъяты>» № которая является официальным изданием Администрации г. Твери, была опубликована информация о возможном (предстоящем) предоставлении данного земельного участка.
Таким образом, Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области при разрешении вопроса о предоставлении земельного участка нарушены нормы действующего законодательства, наличие незарегистрированных объектов на участке, предоставляемом по процедуре с предварительном согласованием места размещения объекта не является основанием для отказа, так как при согласовании места размещения объекта предусмотрены процедуры решения имущественных вопросов.
При разрешении вопроса предоставления земельного участка со стороны Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области должен быть дан мотивированный отказ. Однако в данном случае нельзя сделать однозначный вывод относительно оснований Цховребадзе к отказу в предоставлении земельного участка в аренду.
Решение Межведомственной комиссии в соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка организации работы по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, в Административном центре Тверской области – городском округе «город Тверь»» носит рекомендательный характер, поэтому при наличии возможности выбора земельного участка и соблюдении условий ст. 30 Земельного кодекса РФ не может быть принято, как основание для отказа. Кроме того понятия целесообразности предоставления земельного участка для строительства в статье 30 Земельного кодекса РФ нет.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать отказ Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении Цховребадзе В.А. части земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>- незаконным.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса направить в орган местного самоуправления соответствующие документы для обеспечения им процедуры выбора земельного участка.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тверской областной суд через Центральный районный суд с момента изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Каричкина
Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2012 года.