решение о перерачете пенсии (решение не вступило в законную силу)



Дело № 2-2424/2012                        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«18» сентября 2012 года    город Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Михайлова А.Ю.,

при секретаре Боеве И.В.,

с участием истца Шкред В.Г., представителя ответчика по доверенности Воробъева А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шкред В.Г. к Военному комиссариату Тверской области о перерасчете пенсии,

у с т а н о в и л:

Шкред В.Г. обратился в Центральный районный суд г. Твери с исковым заявлением к Военному комиссариату Тверской области с требованиями о признании действий Военного комиссариата Тверской области и ответственных лиц за начисление истцу заниженной пенсии незаконными и безответственными; о возложении обязанности на ответчика осуществить перерасчет и выплачивать истцу с 01 января 2012 года пенсию с учетом повышения должностного оклада на коэффициент 2 на основании решения Тверского областного суда от 09.02.2010 года по гражданскому делу № 3-6/2010 и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Федерального закона №136-Ф3 от 7 ноября 2000 года «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»; о взыскании компенсации недополученной пенсии с учетом регионального коэффициента инфляции с момента с 01 января 2012 года до момента принятия судом решения; о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>

В обосновании иска указано, что истец, пенсионер МО РФ с ДД.ММ.ГГГГ и находится на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Тверской области. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в ВС РФ. В войсковой части проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ На основании приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ в звании подполковника уволен с военной службы в запас по ст. 59 п. «а» (по возрасту) с правом ношения военной формы одежды. До января 2012 года получал пенсию по выслуге лет с учетом повышенного должностного оклада по первой группе работ с химическим оружием с применением коэффициента 2 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 136-Ф3 от 07 ноября 2000 года «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», а также на основании решения Тверского областного суда по делу № 3-6/2010 от 09.02.2010 г. Данное решение исполнялось Военным комиссариатом Тверской области до декабря 2011 года включительно. То есть он получал пенсию, рассчитанную из повышенного должностного оклада на коэффициент 2.    

В декабре 2012 года истцу была выплачена пенсия за январь 2012 года без учета повышения должностного оклада на коэффициент 2. Проведенный перерасчет пенсии Военным комиссариатом Тверской области был проведен без извещения и разъяснения причины в нарушение Закона и решения Тверского областного суда с ДД.ММ.ГГГГ. При этом снизив коэффициент повышения должностного оклада, принимаемого для перерасчета пенсии с 2 до 1,5.

До настоящего времени извещения и разъяснения по данному вопросу от Военного комиссариата Тверской области в его адрес не поступало.

Считает действия Военного комиссариата Тверской области о перерасчете пенсии, несмотря на наличие решения суда, применение для расчета пенсии отличного от указанного в решении суда коэффициента повышения должностного оклада, неправомерными, нарушающими законные интересы истца.

В связи с принятием Федеральных законов «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «Официальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были пересмотрены размеры пенсий пенсионерам Минобороны России и осуществлена выплата пенсий в декабре 2011 года за январь 2012 года, исчисленных из 54 процентов сумм соответствующего денежного довольствия, включающего в себя оклады по воинским должностям, воинским званиям и процентную надбавку за выслугу лет, согласно Приложению № 1 к Постановлению Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту».

Вступившее в законную силу до ДД.ММ.ГГГГ решение не отменено, не пересмотрено. Как видно из ч. 2 ст. 61 ГПК РФ и из п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным решением (постановлением) по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ № 4468-1) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому и специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии, в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть в размере 50 процентов.

В соответствии с пунктом б статьи 49 указанного Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. денежное довольствие военнослужащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.

Исходя из требований указанных нормативных правовых актов, при исчислении пенсии военным пенсионерам следует учитывать размер денежного довольствия, включающий в себя перечисленные выше выплаты.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан занятых на работах с химическим оружием» № 136-ФЗ от 07 ноября 2000 г. (в редакции Федеральных законов от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам.

К первой группе работ с химическим оружием относятся: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, при выполнении которых используются токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию; работы по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия; работы по техническому обслуживанию и обследованию химического оружия, связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также работы по уничтожению отдельных химических боеприпасов, емкостей и устройств, находящихся в аварийном состоянии; работы по ликвидации объектов по производству химического оружия.

Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; перевозка химического оружия к местам его уничтожения; работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.

Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2001 г. № 484-р.

Статья 4 Федерального закона №136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно Приложению.

В Приложении к указанному Постановлению Правительства РФ предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет «2», по второй группе работ «1,5».

Положениями ст. 1 Федерального закона «О социальной защите граждан занятых на работах с химическим оружием» № 136-ФЗ от 07 ноября 2000 г. предусмотрено, что установление конкретного списка производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 386-25 от 06 июня 2002 г. «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии», основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утвержденному списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда и дата вступления в должность.

В п. 3 данного Постановления указано, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, социальные гарантии предоставляются на основании решений Министра обороны РФ и Министра промышленности и торговли РФ.

Этим же Постановлением утвержден список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации.

Таким образом, из анализа приведенного законодательства следует, что право на социальные гарантии в связи с выполнением работ с химическим оружием, и как следствие перерасчет ранее назначенной пенсии, наступает при установлении факта выполнения военнослужащим работ по первой либо второй группе работ с химическим оружием; соответствия занимаемой военнослужащим должности списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, утвержденному Правительством Российской Федерации; включения войсковой части либо иной организации, в которой проходил службу военнослужащий в список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, утвержденный Правительством РФ.

Право на перерасчет пенсии возникает с момента включения войсковой части и должности, в которой военный пенсионер до увольнения проходил службу, в список производств с вредными условиями труда, работа на котором дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, и список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 386-25 от 06 июня 2002 г.

Судом установлено, что истец является бывшим военнослужащим, получателем пенсии по линии Министерства обороны.

Решением Тверского областного суда военный комиссариат Тверской    области обязан выплачивать истцу. пенсию с учетом размера тарифных ставок, должностных окладов по первой группе работы с химическим оружием с применением коэффициента 2 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 136-ФЗ от 7 ноября 2000 г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

На момент вынесения решения действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием».

В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием», в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года, гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со Списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно Приложению.

В Приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет «2», по второй группе работ «1,5».

В указанное выше Постановление Правительства Российской Федерации внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 60 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР».

Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 31 января 2012 г. № 60 постановлено в Приложении к Постановлению Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» абзацы первый - третий изложить в следующей редакции: «Размеры (коэффициенты) повышения тарифных ставок, должностных окладов, окладов по воинским (штатным) должностям: первая группа работ - 2 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,5 (оклады по воинской (штатной) должности); вторая группа работ - 1,5 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,25 (оклады по воинской (штатной) должности)».

Таким образом, указанным Постановлением Правительства РФ № 60 изменен коэффициент повышения окладов по воинской, штатной должности, по первой группе работ с химическим оружием с 01 января 2012 г. с «2» на «1,5».

Изложенное выше позволяет сделать вывод о правомерности действий ответчика по перерасчету размера пенсии истцу путем уменьшения коэффициента, на который повышается оклад по воинской, штатной должности для лиц, отнесенных к первой группе работ с химическим оружием с «2» до «1,5».

Доводы истца о том, что данные действия ответчика свидетельствуют о неисполнении решения Тверского областного суда, которым установлено право истца на повышение должностного оклада с применением коэффициента «2», суд полагает несостоятельными, исходя из следующего.

Согласно решению Тверского областного суда за истцом лишь признано право на исчисление пенсии с учетом надбавки к должностному окладу за работу с химическим оружием по первой группе работ, поскольку установлено, что он в период службы выполнял работы с химическим оружием по первой группе работ, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

Указание в решении Тверского областного суда на применение коэффициента «2» к правоотношениям с участием истца, было основано на положениях Постановления Правительства РФ № 187 от 29 марта 2002 г., действовавшего на момент вынесения судебных постановлений, которое не содержит указаний на то, что данный коэффициент «2» применяется при исчислении пенсии истца пожизненно и изменению не подлежит.

Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований, считает, что пенсионные права истца не нарушены.

В связи с тем, что права истца нарушены не были, не подлежат также удовлетворению требования компенсации морального вреда.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Шкред В.Г. к Военному комиссариату Тверской области о перерасчете пенсии – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня оглашения решения суда.

Председательствующий                            А.Ю. Михайлов