Дело № 2-2208/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 20 » сентября 2012 года город Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего - судьи Михайлова А.Ю.,
при секретаре Фоминой О.В.,
с участием заместителя прокурора Центрального района г.Твери Ворониной Н.В., представителя ответчика Государственного казенного учреждения здравоохранения «Тверской областной противотуберкулезный диспансер» Козловой В.В.,
в отсутствие ответчика Министерства здравоохранения Тверской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Твери действующего в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению здравоохранения «Тверской областной противотуберкулезный диспансер», Правительству Тверской области о защите прав инвалидов на свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры,
установил:
Прокурор Центрального района г. Твери, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд г. Твери с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению здравоохранения «Тверской областной противотуберкулезный диспансер», Правительству Тверской области о возложении обязанности на Государственное казенное учреждение здравоохранения «Тверской областной противотуберкулезный диспансер» оборудовать вход в рентгеновское отделение №, педиатрическое и подростковое диспансерное отделение, расположенные по адресу: <адрес>, пандусами для инвалидов на инвалидных колясках и поручениями при входах в здания до ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности на Правительство Тверской области осуществить финансирование данных мероприятий.
В обоснование требований в заявлении указано, что проверкой, проведенной прокуратурой Центрального района г. Твери, установлено, что при входе в рентгеновское отделение № педиатрическое и подростковое диспансерное отделение Государственного казенного учреждения здравоохранения «Тверской областной противотуберкулезный диспансер», расположенное по адресу: <адрес> отсутствуют специальные приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в помещение учреждения здравоохранения.
Вход в указанное рентгеновское отделение №, педиатрическое и подростковое диспансерное отделение ГКУЗ «Тверской областной противотуберкулезный диспансер», представляет собой крыльцо из шести бетонных ступеней, каждая более 15 см., не оборудован пандусами для инвалидов на инвалидных колясках, что является препятствием для реализации инвалидами, гарантированных государством прав по обеспечению условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Здание рентгеновского отделения №, педиатрического и подросткового диспансерного отделения ГКУЗ «Тверской областной противотуберкулезный диспансер» является объектом социальной инфраструктуры.
Обычно используемыми приспособлениями для инвалидов являются пандусы и поручни при входах в здания, у лестниц, пологие спуски у тротуаров и иных мест общего пользования, специальные поручни, ручки или другие приспособления для удобства нахождения инвалидов в объектах социальной инфраструктуры и органах местного самоуправления. Данные положения законодательства ГКУЗ «Тверской областной противотуберкулезный диспансер», Правительством Тверской области, как распорядителем финансовых средств государственного казенного учреждения здравоохранения, не выполнены.
Правительство Тверской области представило письменный отзыв, указав, что является ненадлежащим ответчиком, просил отказать в удовлетворении исковых требований. Согласно пункту 5 раздела 2 Порядка Правительство Тверской области в рамках осуществления функций и полномочий учредителя государственных учреждений Тверской области принимает решения в форме распоряжений:
о создании и ликвидации государственных учреждений Тверской
области, об изменении их типа;
о реорганизации бюджетных учреждений и казенных учреждений,
если иное не установлено Правительством Российской Федерации, а также
о реорганизации автономных учреждений.
Иных полномочий Правительства Тверской области указанным нормативным правовым актом не определено.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика Правительства Тверской области на Министерство здравоохранения Тверской области.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель прокуратуры Центрального района г.Твери исковые требования поддержала. Представитель ответчика Государственного казенного учреждения здравоохранения «Тверской областной противотуберкулезный диспансер» исковые требования признала, пояснила, что денежные средства на проведение необходимых работ уже выделены, подана заявка на проведение аукциона на право заключения государственного контракта.
Ответчик Министерство здравоохранения Тверской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. На основании ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией в составе: старших помощников прокурора Центрального района г. Твери ФИО1 и ФИО2, установлено, что вход в здание рентгеновского отделения №, педиатрического и подросткового диспансерного отделения ГКУЗ «Тверской областной противотуберкулезный диспансер», не оборудованы пандусом для инвалидов на инвалидных колясках.
Вход в рентгеновское отделение №, педиатрическое и подростковое диспансерное отделение Государственного казенного учреждения здравоохранения «Тверской областной противотуберкулезный диспансер», расположенное по адресу: <адрес>, представляет собой крыльцо из шести бетонных ступеней, каждая более 15 см., отсутствует пандус и специальные поручни при входе в здание, что является препятствием для реализации инвалидами, гарантированных государством прав по обеспечению условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Здание ГКУЗ «Тверской областной противотуберкулезный диспансер» является объектом социальной инфраструктуры.
В силу ст. 12 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с п. 9.3 Постановления Администрации Тверской области от 14.06.2011 г. № 283-па «Об утверждении областных нормативов градостроительного проектирования Тверской области» к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения.
Согласно п. 9.9 указанного постановления объекты социальной инфраструктуры должны оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания.
Пунктом 9.12 постановления предусмотрено, что здания должны иметь как минимум один вход, приспособлений для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием.
В соответствии с положениями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также постановления Госстроя России и Министерства труда и социального развития РФ от 22.12.199 № 74/51 «Об утверждении Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» планирование и застройка сельских поселений, разработка проектной документации для строительства, реконструкции зданий, строений, сооружений и их комплексов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур без учета обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и использования таких объектов инвалидами не допускается.
Обычно используемыми приспособлениями для инвалидов являются пандусы и поручни при входах в здания, у лестниц, пологие спуски у тротуаров и иных мест общего пользования, специальные поручни, ручки или другие приспособления для удобства нахождения инвалидов в объектах социальной инфраструктуры и органах местного самоуправления.
Данные положения законодательства ГКУЗ «Тверской областной противотуберкулезный диспансер», при проектировании и строительстве входа в здание диспансера не выполнены.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита нарушенных прав может быть осуществлена, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора, заявленные в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
Что касается требований к Министерству здравоохранения Тверской области, то они не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно уставу ГКУЗ «Тверской областной противотуберкулезный диспансер» его учредителем является Тверская область, от имени которой полномочия учредителей в рамках их компетенции осуществляют Правительство Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области. Доказательств не исполнения Министерством здравоохранения Тверской области его полномочий в качестве представителя учредителя Тверской области, суду не предоставлено. Денежные средства ГКУЗ «Тверской областной противотуберкулезный диспансер» выделены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Центрального района г. Твери удовлетворить частично.
Обязать ГКУЗ «Тверской областной противотуберкулезный диспансер» оборудовать вход в здание по адресу: <адрес> пандусом для инвалидов на инвалидных колясках и поручнями при входе в здание до ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца с момента оглашения решения суда.
Председательствующий А.Ю. Михайлов