о возложении обязанности организовать очистку участка лесного фонда от незаконно размещенных отходов производства и потребления (решение не вступило в законную силу)



Дело № 2-2292/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«18» сентября 2012 года

Центральный районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Михайлова А.Ю.,

при секретаре Боеве И.В.,

с участием помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Олейник А.А.,

представителя ответчика Министерства лесного хозяйства Тверской области Дорофей Г.Б., представителя ответчика Администрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области Дементьева П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исковому заявлению Тверского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству лесного хозяйства Тверской области о возложении обязанности организовать очистку участка лесного фонда от незаконно размещенных отходов производства и потребления,

установил:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в Центральный районный суд г.Твери с исковым заявлением о возложении обязанности организовать очистку участка лесного фонда от незаконно размещенных отходов производства и потребления.

В обоснование исковых требований было указано, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту незаконного размещения отходов производства и потребления в лесном массиве в районе остановки транспорта «Отрадное» Каблуковского сельского поселения. Калининского района Тверской области.

Установлено, что в границах Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области в кадастровом квартале , в 300 метрах на юго-восток от городской черты г.Твери по дороге, ведущей в д. Савватьево, на остановке общественного транспорта «Отрадное» на земельном участке площадью 1010 кв. м незаконно размещены отходы производства и потребления. Захламленный земельный участок относится к землям гослесфонда (информация Управления Росреестра по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ ).

Ответственным государственным органом за использование и охрану земель лесного фонда, организацию очистки участков лесного фонда от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, является Министерство лесного хозяйства Тверской области.

Вместе с тем, Министерством не выполняются возложенные законов полномочия, что является незаконным в виду следующего.

В соответствии с частью 2 ст. 15 Конституции Российской Федераций органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст.ст. 82, 83 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; организация использования лесов, их охрана, защита; воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях; осуществление государственного лесного контроля и надзора.

В соответствии с п.п. «г» п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В силу подп. «б» п. 3 указанных Правил, проведение санитарно-оздоровительные мероприятий, в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере лесных отношений является Министерство лесного хозяйства Тверской области (п. 1. Положения о Министерстве лесного хозяйства Тверской области, утвержденное Постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 № 72-пп).

Согласно абз. 9 пп. «д» п. 10 раздела III Постановления. Министерство лесного хозяйства Тверской области организует проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесных участков. находящихся в собственности Тверской области, и лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти Тверской области.

В нарушение указанных требований закона в кадастровом квартале , в 300 метрах на юго-восток от городской черты г.Твери по дороге, ведущей в д.Савватьево, на остановке общественного транспорта «Отрадное» на земельном участке площадью 1010 кв. м размещены отходы производства и потребления. Таким образом, необходимо проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, рекультивацию занятой несанкционированной свалкой территории государственного лесного фонда.

Согласно представленной информации в Министерстве лесного хозяйства Тверской области отсутствуют сведения о лесоустройстве указанного земельного участка.

В качестве соответчика по делу привлечена Администрацию Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области.

В судебном заседании прокурор поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика – Министерстве лесного хозяйства Тверской области в судебном заседании иск не признал, пояснил, что отходы, оставленные на свалке, являются отходами бытового мусора и образованы в результате жизнедеятельности населения, поэтому убирать свалку должна администрация сельского поселения, представил письменный отзыв.

Представитель администрации Администрацию Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласился, пояснил, что собственник, владелец, пользователь земельного участка, на котором расположена свалка, несут ответственность по ее уборке. Участок леса не относится к муниципальной собственности, поэтому Администрация Каблуковского сельского поселения не должна убирать свалку. Свалка находится на землях лесного фонда.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит следующим выводам.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.

Судом установлено, что в кадастровом квартале , в 300 метрах на юго-восток от городской черты г.Твери по дороге, ведущей в д.Савватьево, на остановке общественного транспорта «Отрадное» на земельном участке площадью 1010 кв. м размещены отходы производства и потребления.

На запрос суда Управление Росреестра по Тверской области не смогло дать информацию о принадлежности земельного участка, на котором находится несанкционированная свалка.

Ранее при проведении проверки с выездом на место Управление Росреестра по Тверской области определило местонахождение свалки как находящейся на землях относящихся к землям гослесфонда (информация Управления Росреестра по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ ).

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет правого каждого на благоприятную окружающую среду.

В развитие указанной конституционной нормы принять Федеральный закон от 11 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно ст. 1 которого под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды; сброс отходов производства и потребления в недра и почву запрещен.

В силу ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов; охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что благоприятная окружающая среда включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, т.е. состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

Этим же законом установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которые должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 22).

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ст. 14).

Полномочия органов местного самоуправления, в данном случае Администрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области, распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.

В соответствии со ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В Тверской области таким органом является Министерство лесного хозяйства Тверской области, которое согласно Положению осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему лесничества Тверской области, государственные учреждения, предприятия.

В судебном заседании установлено, что незаконная свалка твердых бытовых отходов находится на территории Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области на землях лесного фонда в кадастровом квартале , в 300 метрах на юго-восток от городской черты г.Твери по дороге, ведущей в д.Савватьево, на остановке общественного транспорта «Отрадное» на земельном участке площадью 1010 кв. м.

Указанная свалка образовалась в результате жизнедеятельности человека, населенных пунктов Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области.

Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Учитывая данную норму закона, а также вышеуказанные положения законодательства, регламентирующие полномочия и обязанности ответчиков, как на Министерстве лесного хозяйства Тверской области, так и на Администрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области лежит обязанность организовать санитарно оздоровительные мероприятия путем очистки участка лесного фонда от незаконно размещенных опасных отходов производства и потребления.

Согласно Положению Министерство лесного хозяйства Тверской области осуществляет размещение заказа и заключение контрактов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов для государственных нужд Тверской области, а также на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникших вследствие лесных пожаров; федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда на территории Тверской области, за исключением земель обороны и безопасности, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации в сфере лесных отношений предоставило уполномоченным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации широкий перечень возможностей для осуществления своих полномочий в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В соответствии с п.п. «г» п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

К санитарно-оздоровительным мероприятиям, согласно п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 29 июня 2007 года № 414, относятся очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, а требования, установленные этими Правилами, учитываются при планировании освоения лесов (пункт 5).

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов установлены в статье 19 ЛК РФ, согласно которой мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом лицами. В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Доводы ответчиков по делу сводятся к вопросу разграничения компетенции в силу принадлежности земельного участка, и с учетом местонахождения свалки, требований ст.42 ЗК РФ, обязанностей ответчиков, являются несостоятельными.

С учетом установленных по делу обстоятельств и правовых норм, суд пришел к выводу, что заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц следует удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Тверского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на Министерство лесного хозяйства Тверской области и Администрацию Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области обязанность организовать санитарно оздоровительные мероприятия путем очистки участка лесного фонда от незаконно размещенных опасных отходов производства и потребления в кадастровом квартале , в 300 метрах на юго-восток от городской черты г.Твери по дороге ведущей в д. Савватьево, на остановке общественного транспорта «Отрадное» на земельном участке площадью 1 010 кв.м. и провести восстановление (рекультивацию) занятого отходами вышеуказанного участка земель лесного фонда.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме судебное решение изготовлено 21 сентября 2012 года.

Председательствующий