Дело № 2-1720/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«26» сентября 2012 года г. Тверь
Центральный районный суд г.Твери в составе
председательствующего Булыгиной Н.В.
при секретаре Боеве И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пролетарского района г. Твери в защиту прав и законных интересов Копытовой М.А. к Администрации г. Твери, Министерству социальной защиты населения Тверской области, Министерству финансов Тверской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Пролетарского района г. Твери обратился в суд в защиту прав и законных интересов Копытовой М.А. с требованиями к Администрации г. Твери о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
В ходе рассмотрения дела исковые требования были уточнены.
Прокурор Пролетарского района г. Твери просил обязать Администрацию города Твери, Министерство социальной защиты населения Тверской области, Министерство финансов Тверской области предоставить Копытовой М.А., ДД.ММ.ГГГГ. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством. Обязать Министерство финансов Тверской области выделить в 2012 году Министерству социальной защиты населения Тверской области дополнительные средства для обеспечения Копытовой М.А. вне очереди жилым помещением по договору социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством. Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области обеспечить финансирование администрации города Твери на приобретение вне очереди Копытовой М.А. жилого помещения в пределах норм, установленных действующим законодательством.
В обоснование требований указано, что Копытова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее родители ФИО1 и ФИО2 были лишены родительских прав решением Пролетарского райсуда г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением главы администрации Пролетарского района г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетняя Копытова М.А. была определена в дом ребенка.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она являлась воспитанницей ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Торжокской (сельской) специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 8 вида.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилой площади за несовершеннолетними находящимися в детских домах и домах ребенка» пунктом 3 за Копытовои М.А. было закреплено временное жилое помещение по адресу: <адрес>2-28 (общежитие), где она не была зарегистрирована. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации <адрес> № пункт 3 вышеуказанного постановления был отменен.
Распоряжением администрации Пролетарского района г. Твери № от ДД.ММ.ГГГГ Копытова М.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (общая очередь №, в списке на внеочередное предоставление жилой площади - № (сирота). Приказом администрации Пролетарского района г. Твери № от ДД.ММ.ГГГГ в данное распоряжение внесено изменение: слова «... нуждающихся в улучшении жилищных условий» заменены словами «...нуждающихся в жилых помещениях».
В настоящее время Копытова М.А. окончила обучение в ГОУ НПО Профессиональном художественном училище № г. Торжок. Она не имеет какого-либо жилого помещения, государством обязанность по обеспечению истца жильем не исполнена.
Таким образом, Копытова М.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, достигшая возраста 18 лет, в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В связи с данными обстоятельствами Прокурор Пролетарского района г. Твери обратился в суд в интересах Копытовой М.А., с вышеуказанными требованиями.
В судебном заседании помощник прокурора Пролетарского района г. Твери Смирнова Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании истец Копытова М.А., исковые требования поддержала в полном объеме с учетом уточнения.
Представитель администрации г. Твери по доверенности Абрамова Т.Г. исковые требования признала, при этом пояснила, что Копытовой М.А. будет предоставлено жилье, когда поступят на это денежные средства.
Представитель Министерства финансов Тверской области по доверенности Носков Д.А. представил отзыв, из содержания которого усматривается, представитель Министерства просит в удовлетворении исковых требований Прокурора Пролетарского района города Твери в интересах Копытовой М.А. к Министерству финансов Тверской области о возложении обязанности предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма в пределах норм отказать. Согласно Положения о Министерстве финансов Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство финансов Тверской области не наделено полномочиями по обеспечению вышеуказанной категории лиц жилыми помещениями. По мнению представителя, Министерство финансов Тверской области является ненадлежащим ответчиком.
Представитель Территориального отдела социальной защиты населения г. Твери в судебное заседание не явился, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.
Представитель Министерства социальной защиты населения Тверской области по доверенности в судебное заседание не явился, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются. Просил рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв, который приобщен к материалам дела.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что требования Прокурора Пролетарского района г. Твери в защиту прав и интересов Копытовой М.А. подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах и др.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Пролетарского района г. Твери проведена проверка по обращению Копытовой М.А. от ДД.ММ.ГГГГ № об оказании ей содействия в обеспечении вне очереди жилым помещением как лица из числа детей-сирот и лица, оставшегося без попечения родителей.
В ходе прокурорской проверки установлено:
Копытова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее родители ФИО1 и ФИО2 были лишены родительских прав решением Пролетарского райсуда г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации Пролетарского района г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетняя Копытова М.А. была определена в дом ребенка.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она являлась воспитанницей ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Торжокской (сельской) специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 8 вида.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилой площади за несовершеннолетними находящимися в детских домах и домах ребенка» пунктом 3 за Копытовой М.А. было закреплено временное жилое помещение по адресу: <адрес> (общежитие), где она не была зарегистрирована. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации Пролетарского района г. Твери № пункт 3 вышеуказанного постановления был отменен.
Распоряжением администрации Пролетарского района г. Твери № от ДД.ММ.ГГГГ Копытова М.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (общая очередь №, в списке на внеочередное предоставление жилой площади - № (сирота). Приказом администрации Пролетарского района г. Твери №-р от ДД.ММ.ГГГГ в данное распоряжение внесено изменение: слова «... нуждающихся в улучшении жилищных условий» заменены словами «...нуждающихся в жилых помещениях».
В настоящее время Копытова М.А. окончила обучение в ГОУ НПО Профессиональном художественном училище № <адрес>. Она не имеет какого-либо жилого помещения, государством обязанность по обеспечению истца жильем не исполнена.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ дети оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Статьей 5 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или жилищного фонда.
Пунктом 3 части 1 ст. 51 ЖК РФ определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В ст. 8 Закона Тверской области от 9 декабря 2005 г. № 150-30 "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области" указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями Правительством Тверской области или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет и не получившие жилое помещение по достижении ими указанного возраста, сохраняют свое право на внеочередное получение жилого помещения.
Согласно Закону Тверской области от 7 декабря 2011 г. № 78-30 "О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан", статье 2 - органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с Решением Тверской городской Думы от 3 декабря 2008 года № 36(167) "Об Уставе города Твери" - город Тверь является единым муниципальным образованием и на основании закона Тверской области имеет статус городского округа.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), полномочия Министерства социальной защиты населения Тверской области, Министерства финансов Тверской области, Территориальных отделов социальной защиты населения Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в данном направлении деятельности, порядок взаимодействия между указанными органами власти определены в Постановлении Правительства Тверской области от 5 апреля 2012 года №138-пп, Постановлении Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года № 71-пп "Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты населения Тверской области", Постановлении Правительства Тверской области от 19 сентября 2011 года № 42-пп "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Тверской области"
Анализ правовых норм жилищного законодательства позволяет суду утверждать, что Копытова М.А. имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма.
Данная позиция нашла своё отражение и в действующей судебной практике. Судебная коллегия по гражданским дела Верховного суда РФ в своём Определении от 30 сентября 2008 года № 85-В08-3 указала:
«Данная правовая норма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь».
В настоящее время правовое регулирование отношений возникающих в связи с предоставлением жилых помещений жилищного фонда Тверской области по договорам социального найма, в том числе отдельным категориям граждан, обеспечение жильем которых относится к полномочиям органов государственной власти Тверской области или полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, переданным органам государственной власти Тверской области регулируются Законом Тверской области от 17 апреля 2006 года № 39-30 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области».
В соответствии со ст. 1 Закона Тверской области от 17 апреля 2006 года № 39-30 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области» на получение жилых помещений жилищного фонда Тверской области по договорам социального найма имеют право лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 2 Закона Тверской области от 17 апреля 2006 года № 39-30 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области» гражданам, указанным в ч. 1 ст. 1 настоящего закона и относящимся к категориям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди. По договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта).
Частью 5 ст. 57 ЖК РФ определено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу требований ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно ст. 4 Закона Тверской области от 17 апреля 2006 года № 39-30 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области» норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма (далее -норма предоставления) при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма гражданам, устанавливается в следующих размерах для одиноко проживающим гражданам - не менее 33 квадратных метров общей площади.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности могут возникать из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
Защита нарушенных жилищных прав осуществляется в соответствии со ст. 11 ЖК РФ судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав может осуществляться путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; а так же иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
Способ защиты нарушенного права избран правильно.
С учетом всех обстоятельств данного дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Пролетарского района г. Твери в интересах Копытовой М.А. удовлетворить.
Обязать Администрацию города Твери, Министерство социальной защиты населения Тверской области, Министерство финансов Тверской области предоставить Копытовой М.А. ДД.ММ.ГГГГ вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством.
Обязать Министерство финансов Тверской области выделить в 2012 году Министерству социальной защиты населения Тверской области дополнительные средства для обеспечения вне очереди жилым помещением Копытову М.А. по договору социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством.
Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области
обеспечить финансирование администрации города Твери на приобретение вне очереди Копытовой М.А. жилого помещения в пределах норм, установленных действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Тверской облсуд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 01 октября 2012 года.
Председательствующий Н.В. Булыгина