№ 2-1560/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«26» сентября 2012 года г.Тверь
Центральный районный суд г.Твери в составе
председательствующего судьи Булыгиной Н.В.
с участием помощника прокурора Пролетарского района г.Твери Смирновой Т.А.
при секретаре Боеве И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пролетарского района г.Твери, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г.Твери, Муниципальному унитарному предприятию «Тверь-Общежития» о понуждении к проведению ремонта памятника истории и культуры,
у с т а н о в и л :
Прокурор Пролетарского района г.Твери, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к Администрации г.Твери о понуждении к проведению ремонта памятника истории и культуры.
Впоследствии исковые требования были уточнены, Прокурор Пролетарского района г.Твери, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к Администрации г.Твери, Муниципальному унитарному предприятию «Тверь-Общежития» о понуждении к проведению ремонта памятника истории и культуры.
В обоснование требований указано, что Прокуратурой Пролетарского района города Твери проведена проверка исполнения законодательства о сохранении памятников историко-культурного наследия.
В ходе проведенной проверки установлено, что <адрес> был принят в муниципальную собственность постановлением главы администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ № и включен в состав памятника архитектуры «Морозовский городок» на основании решения исполкома Калининского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №.
В данном доме большинство помещений остается в муниципальной собственности, доля частных собственников (граждан) составляет менее 5%.
Согласно Решению Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> требует ремонта.
По информации Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области предметом охраны объекта культурного наследия является не только здание и фасады <адрес>
Вместе с тем данный объект является по своему назначению жилым домом. Надлежащее содержание общего имущества в жилом доме обеспечивается в рамках управления, как это предусмотрено ст. 161 Жилищного кодекса РФ. Управление домом <адрес> осуществляет МУП «Тверь-Общежития».
Несмотря на то, что неудовлетворительное состояние данного памятника неоднократно устанавливалось, как уполномоченными органами муниципального собственника, так и органами государственного контроля, администрация города Твери и МУП «Тверь-Общежитие» не предпринимает никаких мер по ремонту объекта культурного наследия - <адрес> Указанное бездействие приводит к разрушению памятника, изменению облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных последствий, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ и сохранение объектов культурного наследия. Указанное бездействие не позволяет обеспечить его сохранность в интересах настоящего и будущего поколения, влечет за собой нарушение прав народов РФ на сохранение и развитие своего историко-культурного наследия, защиту и сохранение источников информации о развитии истории и культуры.
В связи с данными обстоятельствами прокурор Пролетарского района г.Твери обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Пролетарского района г.Твери Смирнова Т.А. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представители Администрации г.Твери по доверенности Березовская Т.Г., Цыган Ю.В., Аваев Д.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали, пояснив, что объектов культурного наследия в муниципальной собственности нет, все памятники областного или федерального значения, ответчиком по данному делу может быть только собственник указанного имущества, который и сможет произвести его ремонт.
Представитель МУП «Тверь-Общежития» по доверенности Крылов А.В. в судебном заседании также возражал против удовлетворения иска в связи с тем, что, учитывая общее состояние здания, все работы должны нести капитальный характер.
Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства по доверенности Снурницын А.Е. в судебном заседании пояснил, что требования они не признают, документы о выделении денежных средств в настоящее время готовятся.
Третьи лица: Могильников В.Р., Вакарчук Ю.И., Файфер З.Р., Воробьёва Н.В., Соловьёва Л.И., Викторова Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в судебное заседание не явилось, данные о надлежащем извещении в материалах дела имеются, ранее в материалы дела ими был представлен отзыв на иск, из содержания которого усматривается, что Главное управление не обладает полномочиями по сохранению объектов культурного наследия, по распоряжению ими, а также на производство работ по сохранению.
Согласно ст. 48 Закона №73-Ф3 объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. При этом собственник объекта культурного наследия несет бремя держания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Статьей 45 Закона №73-Ф3 установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, согласно которому работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта Культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной -документации на проведение в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии па осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами. Строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия.
В Главное управление с заявлением о выдаче разрешения на производство таких работ ни собственник объекта культурного наследия, ни его пользователи не обращались.
В судебное заседание также не явились представитель Департамента финансов Администрации г.Твери, Огнева Г.И., Огнев В.А., Юсуфов Ю.Д., Прохоров И.В., Пичугин И.П., Григорьева В.Е., Евтеева И.Е., Козлов В.С., Козлова С.Н., Козлова Ю.В., Королева А.С., Кузьменко В.А., Вакарчук М.А., Панасова М.В., данные о надлежащем извещении в материалах дела имеются, судом определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав старшего помощника прокурора Пролетарского района г.Твери Смирнову Т.А., участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования Прокурора Пролетарского района г.Твери, действующего в интересах неопределенного круга лиц, законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Судом установлено, что Прокуратурой Пролетарского района города Твери проведена проверка исполнения законодательства о сохранении памятников историко-культурного наследия.
В ходе проведенной проверки установлено, что <адрес> был принят в муниципальную собственность постановлением главы администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ № и включен в состав памятника архитектуры «Морозовский городок» на основании решения исполкома Калининского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №.
В данном доме большинство помещений остается в муниципальной собственности, доля частных собственников (граждан) составляет менее 5%.
Согласно Решению Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> требует ремонта.
По информации Главного управления по государственной охране объектив культурного наследия Тверской области предметом охраны объекта культурного наследия является не только здание и фасады <адрес>, но и вентиляционные шахты, вентиляционные коридоры, чугунные лестницы, астрономическая башня.
Как следует из акта от ДД.ММ.ГГГГ составленного Комитетом по государственной охране объектов историко-культурного наследия Тверской области, состояние памятника неудовлетворительно, значительна степень разрушения вследствие регулярного затопления и гниения.
На основании п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года №131 к вопросам местного значения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения.В соответствии со ст.50 вышеуказанного закона собственность поселений составляют объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от N 25 июня 2002 года №73-Ф3 и ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В силу с ч.1 ст.7 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Согласно ст.33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Таким образом, обязательства по содержанию данного объекта как памятника возлагаются законом на собственника. Уполномоченным органом муниципального собственника в данных правоотношениях на основании п.8 ч.1 ст.42 Устава города Твери, утвержденного Решением Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № является администрация города Твери, которая в силу п.8 ст.50 Устава реализует мероприятия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Твери.
В связи с чем суд приходит к выводу, что работы, о выполнении которых просит прокурор в своем иске, не относятся к работам текущего или капитального ремонта, принятие решения о проведении этих работ на основании п.8 ч.1 ст.42 Устава города Твери относится к компетенции администрации города Твери, которая в силу п.8 ст.50 Устава реализует мероприятия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Твери.
Вместе с тем данный объект является по своему назначению жилым домом. Надлежащее содержание общего имущества в жилом доме обеспечивается в рамках управления, как это предусмотрено ст.161 Жилищного кодекса РФ. Управление домом <адрес> осуществляет МУП «Тверь-Общежития».
На основании п.1 и п.4.1 ч.1 ст.44 Жилищного кодекса РФ полномочия по принятию решений о проведении капитального и текущего ремонта принадлежит собственникам. Такое решение принимается в порядке, предусмотренном ст.44-48 Жилищного кодекса РФ. В силу ч.5 ст.46 Жилищного кодекса РФ принятые в указанном порядке решения обязательны для исполнения всеми собственниками, в том числе не принимавшими участие в голосовании или голосовавшими против данного решения.
Судом установлено, что муниципальному собственнику принадлежат в данном доме помещения, дающие ему количество голосов, превышающие две трети, то есть решение муниципального собственника о проведении в доме ремонта и его финансировании подлежит исполнению вне зависимости от воли иных собственников.
В случае принятия такого решения муниципальным собственником оно подлежит исполнению управляющей организацией в объеме установленном собственником и за счет собственника, как это предусмотрено ст.154 и ст.158 Жилищного кодекса РФ.
Истец в совеем заявлении указывает на то обстоятельство, что, несмотря на то, что неудовлетворительное состояние данного памятника неоднократно устанавливалось, как уполномоченными органами муниципального собственника, так и органами государственного контроля, администрация города Твери и МУП «Тверь-Общежитие» не предпринимает никаких мер по ремонту объекта культурного наследия - <адрес>. Указанное бездействие приводит к разрушению памятника, изменению облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных последствий, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ и сохранение объектов культурного наследия. Указанное бездействие не позволяет обеспечить его сохранность в интересах настоящего и будущего поколения, влечет за собой нарушение прав народов РФ на сохранение и развитие своего историко-культурного наследия, защиту и сохранение источников информации о развитии истории и культуры.
Из актов, составленных органами государственного контроля (Главным управлением Государственная жилищная инспекция Тверской области и Главным управление по государственной охране памятников культурного наследия Тверской области), следует, что в течение длительного времени <адрес> подвергается негативному воздействию факторов среды и систематических затоплений вследствие протечек кровли и инженерных систем, отмечается высокая степень разрушения здания, угрожающая утратой памятника, ненадлежащее состояние системы электроснабжения и газоснабжения создает условия для возникновения чрезвычайной ситуации (возгорания, пожара, взрыва).
Отказывая прокурору в требовании о возложении обязанности на администрацию города Твери принять решение о финансировании перечисленных в исковом заявлении ремонтных работ в <адрес> суд считает, что администрация г.Твери в силу требований Устава не является органом, осуществляющим такое финансирование, указанные вопросы находятся в компетенции Тверской городской Думы, требования к которой не заявлены.
Прокурор также просит о приведении решения к немедленному исполнению. Суд полагает, что категоричных оснований для немедленного исполнения данного решения не имеется, в связи с чем суд полагает прокурору в удовлетворении этой части исковых требований также отказать.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора Пролетарского района г.Твери законны, обоснованны и подлежат частичному удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Пролетарского района г.Твери в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Твери принять решение о проведении следующих ремонтных работ в <адрес> Твери:
- принять меры по недопущению дальнейшего развития деформаций и разрушения кирпичной кладки в вентиляционных шахтах, выступающих архитектурных элементов кровли и стен фасада, в том числе цоколя, карниза;
- устранить протечки кровли, устранить возникшие вследствие таких протечек
разрушения штукатурного слоя и возникшие на места замачивания грибковые культуры;
- восстановить металлическое покрытие свесов, поясков, выступающих архитектурных элементов кровли и стен фасада в местах разрушения, отсутствия, оголовки вентиляции вентшахт оборудовать зонтами;
- устранить течи инженерных сетей и оборудования в техподполья, устранить подтопление техподполья, провести ревизию и обеспечить исправное, рабочее состояние запорной арматуры внутридомовой системы отопления, горячего и холодного водоснабжения;
- восстановить штукатурный слой стен и потолков в местах разрушения, в местах общего пользования и на лестничных клетках;
- обеспечить надлежащее санитарное состояние лестничных клеток и мест общего пользования;
- устранить неисправности системы электроснабжения: устранить скрутки, не изолированные участки провисания проводов, восстановить электроарматуру (лампы, светильники, выключатели) в местах отсутствия;
- восстановить окрасочный слой газопровода в местах отсутствия (разрушения);
_ восстановить остекление оконных заполнений на лестничных клетках и в местах общего пользования, в местах нарушений: отсутствие рам, стекол;
- восстановить элементы системы наружного водостока (звенья труб, желоба, водоприемные воронки) в местах отсутствия.
Обязать МУП «Тверь-Общежития» после принятия указанного выше решения администрацией города Твери выполнить следующие работы:
- принять меры по недопущению дальнейшего развития деформаций и разрушения кирпичной кладки в вентиляционных шахтах, выступающих архитектурных элементов кровли и стен фасада в том числе цоколя, карниза;
- устранить протечки кровли, устранить возникшие вследствие таких протечек
разрушения штукатурного слоя и возникшие на места замачивания грибковые культуры;
- восстановить металлическое покрытие свесов, поясков, выступающих архитектурных элементов кровли и стен фасада в местах разрушения, отсутствия, оголовки вентиляции вентшахт оборудовать зонтами;
- устранить течи инженерных сетей и оборудования в техподполья устранить подтопление техподполья, провести ревизию и обеспечить исправное, рабочее состояние запорной арматуры внутридомовой системы отопления, горячего и холодного водоснабжения;
- восстановить штукатурный слой стен и потолков в местах разрушения местах общего пользования и на лестничных клетках;
- обеспечить надлежащее санитарное состояние лестничных клеток и общего пользования;
- устранить неисправности системы электроснабжения: устранить скрутки, не изолированные участки провисания проводов, восстановить электроарматуру (лампы, светильники, выключатели) в местах отсутствия;
- восстановить окрасочный слой газопровода в местах отсутствия (разрушения);
- восстановить остекление оконных заполнений на лестничных клетках и в местах общего пользования, в местах нарушений: отсутствие рам, стекол);
- восстановить элементы системы наружного водостока (звенья труб, желоба, водоприемные воронки) в местах отсутствия.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01 октября 2012 года.
Председательствующий Н.В. Булыгина