Дело № 2-2854/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«02» октября 2012 года г. Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
Председательствующего судьи Булыгиной Н.В.
при секретаре Боеве И.В.
с участием прокурора Гагариной М.А.
с участием заявителя Суворова В.П., представителей заявителя Иванькова А.Е, Савченко С.В., представителей Избирательной комиссии города Твери по доверенности Слисаренко А.Н., Сабановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Суворова В.П. о признании постановления Избирательной комиссии города Твери от 20 сентября 2012 года № 01-07/212 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 Суворова В.П. на досрочных выборах депутатов Тверской городской Думы 14 октября 2012 года» незаконным с даты его принятия, о возложении обязанности на Избирательную комиссию города Твери незамедлительно зарегистрировать кандидата в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 на досрочных выборах депутатов Тверской городской Думы 14 октября 2012 года Суворова В.П.,
У С Т А Н О В И Л:
Суворов В.П. обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
В обоснование своих требований указал, Суворов В.П. кандидат в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу №11, выдвинутый Тверским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» 11 сентября 2012 года представил в Избирательную комиссию города Твери документы.
14 сентября 2012 года в Избирательную комиссию г. Твери Суворовым В.П. были представлены необходимые для регистрации документы: первый финансовый отчет кандидата; фотографии; биографические данные, а также была представлена копия диплома об образовании, которую приобщать к первоначальному комплекту документов сотрудники Избирательной комиссии г. Твери отказались, ссылаясь на то, что копия диплома об образовании должна быть сдана первоначально.
18 сентября 2012 года Суворовым В.П. было получено извещение Избирательной комиссии города Твери о том, что в ходе проверки представленных документов было выявлено отсутствие копии документа об образовании. В этом же извещении указано, что Суворов В.П. вправе не позднее 19 часов 00 минут 19 сентября 2012 года внести уточнения и дополнения в представленные документы, а также сообщено, что вопрос о регистрации будет рассматриваться на заседании Избирательной комиссии г. Твери 20 сентября 2012 года.
Кроме того, в своем заявлении Суворов В.П. указывает, что Избирательная комиссия должна была известить заявителя о предстоящем 20 сентября 2012 года заседании не позднее 17сентября 2012 года, так как более поздний срок извещения составлял бы менее 2 дней (48 часов) до дня заседания Избирательной комиссии г. Твери.
В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 года № 203/1272-4 если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении в регистрации кандидата, то избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата.
Суворов В.П. считает, что Избирательная комиссия города Твери на своем заседании 20 сентября 2012 года незаконно отказала ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 на досрочных выборах депутатов Тверской городской Думы 14 октября 2012 года, в связи с чем, и обратился в суд с настоящими требованиями.
В судебном заседании Суворов В.П., его представители Иваньков А.Е, Савченко С.В. поддержали заявленные требования в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представители Избирательной комиссии города Твери по доверенности Слисаренко А.Н., Сабанов О.В. в судебном заседании не признали заявленные требования, просили отказать в их удовлетворении, представили отзыв, который приобщен к материалам дела.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В силу положений ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:
- по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
- по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
- по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
- по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;
- по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
- иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда
В соответствии с ч.1 ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты иные общественные объединения, инициативные группы, партии, прокурор, считающие что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, вправе обратиться с заявлением в суд.
В судебном заседании установлено, что постановлением избирательной комиссии города Твери от 20 августа 2012 года № 01-07/17 «О назначении досрочных выборов депутатов Тверской городской Думы» на 14 октября 2012 года назначены выборы депутатов Тверской городской Думы, сроки осуществления избирательных действий сокращены на одну треть.
Постановлением избирательной комиссии города Твери от 28 августа 2012 года № 01-07/32 «Об утверждении схемы 16 одномандатных избирательных округов по досрочным выборам депутатов Тверской городской думы 14 октября 2012г.» (с изменениями 07 сентября 2012г.) утверждена схема одномандатных избирательных округов.
Постановлением избирательной комиссии города Твери от 08 сентября 2012 года № 01-07/57 был заверен список кандидатов выдвинутый Тверским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатным округам.
11 сентября 2012 года кандидат в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 Суворов В.П., выдвинутый Тверским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» уведомил избирательную комиссию города Твери о своем выдвижении кандидатом в депутаты Тверской городской Думы.
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Суворовым В.П. были представлены:
- копия паспорта на 11 листах;
- копия документа об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий) кандидата - копия трудовой книжки на 13 листах;
- документ, подтверждающий принадлежность кандидата к политической партии - оригинал на 1 листе;
- сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах - на 1 листе;
14 сентября 2012 года кандидат в депутаты Тверской городской Думы по избирательному округу № 11 Суворов В.П. представил в избирательную комиссию города Твери документы для регистрации кандидатом в депутаты:
- первый финансовый отчет на 2 листах;
- в качестве иных документов: копии дипломов на 2 листах, копия удостоверения, копия почетной грамоты.
Тем самым, кандидат в депутаты Тверской городской Думы по избирательному округу № 11 Суворов В.П. вместе с документами на регистрацию представил копии дипломов на 2 листах (пункт 7 Подтверждения от 14 сентября 2012г.).
Судом установлено, что при проверке документов кандидата в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 Суворова В.П. Избирательной комиссией города Твери было выявлено, что в документах для выдвижения кандидата в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 Суворова В.П. отсутствует документ об образовании, что подтверждается Подтверждением получения документов для выдвижения кандидата избирательным объединением по одномандатному избирательному округу № 11 от 11 сентября 2012года.
При этом, в заявлении о согласии баллотироваться кандидат Суворов В.П. указал сведения о своем образовании - высшее профессиональное образование. Копия документа, подтверждающего указанные в заявлении кандидата сведения, Суворовым В.П. 11 сентября 2012 года при уведомлении избирательной комиссии города Твери о своем выдвижении не представлена.
В соответствии с пунктом 8 ст. 32 Избирательного кодекса Тверской области (ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») на выборах в органы местного самоуправления кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, обязан представить в избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию) свое заявление о согласии баллотироваться с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или замещением иной выборной должности, и сведения, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 3 настоящей статьи (за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 102 Избирательного кодекса Тверской области).
Вместе с заявлением и прилагаемыми к нему документами кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Указанные документы кандидат обязан представить лично, либо в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом, документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами.
В соответствии со ст. 34 Избирательного кодекса Тверской области для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы: сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 29 и пунктом 8 статьи 32 Избирательного кодекса Тверской области; первый финансовый отчет кандидата о поступлении и расходовании средств избирательного фонда по форме, утвержденной избирательной комиссией Тверской области (в случае создания кандидатом избирательного фонда).
Документ об образовании кандидата в перечень документов, перечисленных в ст. 34 Избирательного кодекса не входит. Кандидат должен был представить в избирательную комиссию документ об образовании, как документ, подтверждающий сведения, указанные кандидатом в своем заявлении о согласии баллотироваться, единовременно с документами на выдвижение.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (аналогичная норма содержится в пункте 1.1. ст. 35 Избирательного кодекса Тверской области) предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
В судебном заседании установлено, что извещением от 18 сентября 2012 года (исх. №) кандидат в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 Суворов В.П. был уведомлен Избирательной комиссией в порядке п. 1.1. ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 1.1. ст. 35 Избирательного кодекса Тверской области об отсутствии копии документа, подтверждающие указанные в заявлении сведения об образовании в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 8 статьи 32 Избирательного кодекса Тверской области.
19 сентября 2012 года кандидат в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 Суворов В.П. представил в Избирательную комиссию «Сведения об изменениях в данных о кандидате, выдвинутом по избирательному округу № 11 Суворове В.П.», со ссылкой на п. 1 ст. 34 Избирательного кодекса Тверской области. В качестве приложения к названному документу представил копию диплома на 1 листе.
Однако, статья 34 Избирательного кодекса Тверской области регулирует представление избирательных документов для регистрации кандидата.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Избирательного кодекса Тверской области для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, на выборную должность, кандидат не позднее, чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
б) протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией Тверской области (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
б1) листы поддержки кандидата на должность Губернатора Тверской области с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Тверской области и список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, по форме, утвержденной избирательной комиссией Тверской области (при проведении выборов Губернатора Тверской области);
в) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 29 и пунктом 8 статьи 32 настоящего Кодекса;
г) первый финансовый отчет кандидата о поступлении и расходовании средств избирательного фонда по форме, утвержденной избирательной комиссией Тверской области (в случае создания кандидатом избирательного фонда).
Таким образом, закон не предусматривает возможности представления документов, которые должны быть представлены вместе с заявлением кандидата о согласии баллотироваться, позднее даты уведомления о выдвижении, кроме уточнения сведений о кандидате, замене документа, в случае его оформления с нарушением закона, в порядке, установленном п. 1.1. ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и (п. 1.1. ст. 35 Избирательного кодекса Тверской области).
Согласно подпункта «в» пункта 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (подпункт «в» пункта 8 ст. 36 Избирательного кодекса Тверской области) основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Кандидат в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 Суворов В.П. при уведомлении избирательной комиссии города Твери 11 сентября 2012 года не представил копию документа об образовании, необходимую в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 8 ст. 32 Избирательного кодекса Тверской области), что является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В связи с чем, суд полагает, что избирательная комиссия города Твери 20 сентября 2012 года на законных основаниях приняла Постановление № 01-07/212 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 Суворова В.П. на досрочных выборах депутатов Тверской городской Думы 14 октября 2012 года».
Постановление является законным и обоснованным, принято в рамках предоставленных полномочий.
Суд не может согласиться с доводами заявителя о нарушении порядка извещения кандидата в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 Суворова В.П.
18 сентября 2012 года (исх. №) кандидат в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 Суворов В.П. был извещен в порядке п. 1.1. ст. 38 Федерального закона и 1.1. ст. 35 Избирательного кодекса Тверской области об отсутствии копии документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения об образовании.
19 сентября 2012 года кандидат в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 Суворов В.П. представил в избирательную комиссию города Твери документ, предусмотренный статьей 34 Избирательного кодекса Тверской области для регистрации одновременно с первым финансовым отчетом.
Положения п. 1.1. ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 1.1. ст. 35 Избирательного кодекса Тверской области, Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 года № 203/1274-4 не распространяются на случаи отсутствия необходимого документа для выдвижения и регистрации.
Кандидат в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 Суворов В.П. не представил документ об образовании в установленный законом срок. Право на уточнение сведений о кандидате, замену документа подразумевает наличие документа, поданного в комиссию 11 сентября 2012 года (дата уведомления кандидата Суворова В.П.) и на отсутствующий документ не распространяется.
Доводы заявителя об отсутствии у Избирательной комиссии города Твери оснований для отказа в регистрации кандидату в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 Суворову В.П. в силу нарушения срока, установленного п. 1.1. ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не основаны на нормах действующего законодательства и не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Само по себе законодательное закрепление необходимости отказа в регистрации, в том случае, когда кандидат не сдал необходимые документы для регистрации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права, поскольку в противном случае требование предоставления для регистрации соответствующих документов было бы лишено какого-либо значения.
Законодательство разграничивает такие понятия как отсутствие документа, наличие документа оформленного с нарушением закона, уточнение и дополнение сведений, исправление недостатков в оформлении документов. И как следствие влечет за собой разные правовые последствия.
Кроме того, в соответствии с п. 1 Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 года № 203/1274-4 ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение.
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом.
В нарушение п. 2 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 8 ст. 32 Избирательного кодекса Тверской области при уведомлении о выдвижении кандидата в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 Суворовым В.П. не представлен необходимый документ - копия документа об образовании.
В соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации Избирательная комиссия не вправе принять решение о регистрации кандидата.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что постановление Избирательной комиссии города Твери от 20 сентября 2012 года № 01-07/212 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 Суворова В.П. на досрочных выборах депутатов Тверской городской Думы 14 октября 2012 года» является законным и обоснованным, принятым в рамках полномочий Избирательной комиссии города Твери. Следовательно, заявление кандидата Суворова В.П. об оспаривании решения избирательной комиссии не основывается на нормах закона, необоснованно и не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 259-261 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Суворова В.П. о признании постановления Избирательной комиссии города Твери от 20 сентября 2012 года № 01-07/212 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 Суворова В.П. на досрочных выборах депутатов Тверской городской Думы 14 октября 2012 года» незаконным с даты его принятия, о возложении обязанности на Избирательную комиссию города Твери незамедлительно зарегистрировать кандидата в депутаты Тверской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 11 на досрочных выборах депутатов Тверской городской Думы 14 октября 2012 года Суворова В.П. - ОТКАЗАТЬ.
В соответствии с п. 3 ст. 261 ГПК РФ апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение пяти дней со дня его принятия.
Председательствующий Н.В. Булыгина