Дело № 2-2861/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«04» октября 2012 года город Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Каричкиной Н.Н.,
при секретаре Образцовой Ю.Н.,
с участием представителя заявителя Смирновой А.В.,
представителя заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Львова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по заявлению Петракова В.А. об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,
у с т а н о в и л:
Заявитель обратился в Центральный районный суд г. Твери с требованиями о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении в собственность кадастровый № обязании устранить допущенное нарушение права заявителя.
В обоснование заявленных требований в заявлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Комитет по управлению имуществом Тверской области (в настоящее время -Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области) (далее «Министерство») с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № в порядке ст.34 ЗК РФ (вхд.№). Испрашиваемый земельный участок расположен по адресу: <адрес>, площадь: <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер: №. В указанном заявлении были определены цель использования испрашиваемого земельного участка, его размеры, местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению были приложены копии следующих документов: паспорт заявителя, Свидетельства о государственной регистрации права собственности заявителя на жилой дом и земельный участок (смежный по отношению к испрашиваемому), кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Выписка из ЕГРП на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Комитет сообщил о невозможности приватизации испрашиваемого земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ в связи с отсутствием на участке объекта недвижимости, принадлежащего ему. Дополнительно сообщалось о возможности рассмотрения заявления о предоставлении в аренду указанного земельного участка (исхд.№). ДД.ММ.ГГГГ Он повторно обратился в Комитет с заявлением, в котором разъяснил, что земельный участок испрашивается в порядке статьи 34 ЗК РФ, а не в исключительном порядке, установленном ст. 36 ЗК РФ в отношении собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке (вхд. №). Дополнительно он сообщил о своем согласии оплатить расхода, связанные с рыночной оценкой испрашиваемого земельного участка. В просительной части указанного заявления он повторно заявил о предоставлении ему в собственность указанного земельного участка «с соблюдением процедуры, установленной действующим законодательством». ДД.ММ.ГГГГ Министерство сообщило ему, что рассмотрение его обращения по существу будет возможным после подписания соглашения о взаимодействии между Правительством Тверской области и Администрацией города Твери (исхд№). ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области сообщило о невозможности приватизации земельного участка, в связи с отсутствием у Заявителя исключительного права на приобретение земельного участка в собственность, ссылаясь при этом на ст.36 ЗК РФ (исхд.№). О перспективах приватизации земельного участка по правилам ст.34 ЗК РФ не сообщалось. Учитывая, что Министерство неверно истолковало основание заявления, он повторно обратился в Министерство с заявлением, содержащим подробное изложение основания заявления (вхд.№ от ДД.ММ.ГГГГ). В указанном заявлении также уточнялась цель использования земельного участка и содержалась просьба нормативно обосновать отказ, в случае отрицательного итога рассмотрения данного заявления. ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало Заявителю в предоставлении земельного участка в собственность. В качестве единственного основания для отказа, Министерство указало статью 34 ЗК РФ, согласно которой «не предусматривается наличие исключительных прав на приобретение земельных участков в собственность для целей, не связанных со строительством». Считает отказ в предоставлении в собственность земельного участка, изложенный в письме Министерства от ДД.ММ.ГГГГ исхд.№, незаконным и нарушающим его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Смирнова А.В., просили признать отказ Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении части земельного участка незаконным.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по доверенности Львов В.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку у Петракова В.А. отсутствуют предусмотренное законом право требовать предоставить ему в собственность земельный участок для целей, не связанных со строительством, отказ Министерства в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № не может нарушать права и законные интересы заявителя. Кроме того полагал, что в заявлении Петраков В.А. не указывает, какие именно действия должно совершить Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в целях восстановления его нарушенных прав и свобод.
Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Петраков В.А. обратился в Комитет по управлению имуществом Тверской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, для обслуживания и эксплуатации имеющегося жилого дома, для целей не связанных со строительством.
Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами Тверской области в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, указал, что испрашиваемый Петраковым В.А. не может быть предоставлен в собственность, так как на нем отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ Петраков В.А. повторно обратился в Комитет с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № для обслуживания и эксплуатации имеющегося жилого дома, для целей не связанных со строительством, дополнительно сообщив о своем согласии оплатить расхода, связанные с рыночной оценкой испрашиваемого земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ за № Петракову В.А. вновь было сообщено невозможности предоставления в собственность земельного участка с кадастровым №, в связи с отсутствием на нем объектов недвижимости принадлежащих ему на праве собственности.
Аналогичное обращение с просьбой о предоставлении с собственность земельного участка от Петракова В.А. поступило ДД.ММ.ГГГГ в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области отказано Петракову В.А. в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.
В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании ст.28 Земельного Кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 настоящего кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков для целей не связанных со строительством регулируется ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежит все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для определенных категорий граждан, если иное не установлено законом. Данные акты должны соответствовать предъявляемым к ним настоящей статьей требованиям, а также не должны противоречить иным нормам Земельного кодекса, прежде всего направленным на урегулирование отношений по возникновению прав на земельные участки;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременно публикацию такой информации.
По смыслу ч. ч. 2, 3, 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, должно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка. В этом заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. На основании данного заявления орган местного управления выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В материалах дела имеется копия заявление Петракова В.А., соответствующее требованиям п. 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, получив такое заявление, обязано было выполнить требования п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Данная обязанность Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области исполнена не была, и заявитель вправе требовать от Министерства выполнения установленной Земельным кодексом РФ обязанности.
Кроме того, Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области не представлено доказательств обоснованности отказа в предоставлении земельного участка Петракову В.А.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении Петракову В.А. в собственность земельного участка с кадастровым номером № – незаконным.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области устранить допущенные нарушения права заявителя, обязав рассмотреть заявление Петракова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в двухнедельный срок.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тверской областной суд через Центральный районный суд с момента изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Каричкина
Решение в окончательном виде изготовлено 11.10.2012 г.