Дело № 2-2913/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«09» октября 2012 года г. Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
Председательствующего судьи Булыгиной Н.В.
при секретаре Петросяне Р.А.
с участием прокурора Гагариной М.А.
с участием представителей заявителя Иванькова А.Е, Железняковой И.В., представителей Избирательной комиссии города Твери по доверенности Есиповой Е.М., Сабанова О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Редакции периодического печатного средства массовой информации газета «Караван + Я» - Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Тверское княжество» о признании постановления Избирательной комиссии города Твери от 25 сентября 2012 года № 01-07/365 «О нарушении порядка информационного обеспечения досрочных выборов депутатов Тверской городской Думы периодическим печатным изданием «Караван+Я» незаконным с даны его принятия,
У С Т А Н О В И Л:
Редакция периодического печатного средства массовой информации газета «Караван + Я» - Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Тверское княжество» обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
В обоснование своих требований указано, что периодическое печатное средство массовой информации газета «Караван+Я» (далее - газета «Караван+Я») является негосударственным периодическим печатным изданием. Учредителем печатного издания является ОАО «Тверское княжество», издателем и редакцией - ООО «Издательский дом «Тверское княжество», главным редактором - Климов Г.А.
В письме Избирательной комиссии города Твери от 24 сентября 2012 года № 01-09/211 в адрес Главного редактора областного еженедельника «Караван+Я» Г.А.Климова указано, что рабочая группа Избирательной комиссии города Твери по рассмотрению обращений участников избирательного процесса и вопросам информационного обеспечения выборов рассмотрела опубликованные в период с 12 сентября по 24 сентября 2012 года в номерах № 37 (861) и № 38 (862) газеты «Караван + Я» нижеследующие статьи на предмет содержания в них предвыборной агитации.
Номер 37 (861) от 12-19 сентября 2012 года:
стр. 6 статья «Карты раскрыты. Обстановка в Твери за месяц до выборов в Городскую Думу»;
стр. 6 статья «За широкой спиной губернатора. Мафия возвращается в Тверь»;
- стр. 17 статья «Тверь. Новая героиня с улицы Орджоникидзе и площади Терешковой».
Номер 38 (862) от 19 - 26 сентября 2012 года:
стр. 6 статья «Алексей Чепа: мы готовы ответить перед горожанами!»;
стр. 17 статья «Жителей Твери превратили в «дойных коров».
Избирательной комиссией города Твери сделано заключение о том, что вышеперечисленные статьи содержат признаки предвыборной агитации. Главному редактору Г.А.Климову было предложено незамедлительно представить в Избирательную комиссию соответствующие разъяснения и информацию об оплате указанных публикаций из избирательного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ главный редактор Климов Г.А. представил в Избирательную комиссию города Твери свои письменные разъяснения.
ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссией города Твери было принято постановление № 01-07/365 «О нарушении порядка информационного обеспечения досрочных выборов депутатов Тверской городской Думы периодическим печатным изданием «Караван + Я», в котором указано, что в период с 12 сентября по 19 сентября 2012 года в номерах № 37 (861) и № 38 (862) газеты «Караван +Я» опубликованы статьи, которые на основании пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 2 статьи 45 Избирательного кодекса Тверской области от 07.04.2003 года № 20-03 содержат признаки предвыборной агитации.
В соответствии с обжалуемым постановлением Избирательной комиссией перечисленные в нем семь статей были признаны агитационными. Уполномоченному члену Избирательной комиссии г. Твери ФИО1 было поручено составить протокол об административном правонарушении по статье 5.10 КоАП РФ в отношении главного редактора и редакции периодического печатного издания «Караван + Я».
Избирательная комиссия г. Твери обратилась в Управление Роскомнадзора по Тверской области с предложением о приостановке деятельности редакции и выпусков газеты «Караван+Я».
Заявитель считает постановление Избирательной комиссии города Твери от 25 сентября 2012 года №01-07/365 «О нарушении порядка информационного обеспечения досрочных выборов депутатов Тверской городской Думы периодическим печатным изданием «Караван+Я» необоснованным и незаконным в полном объеме. В связи с чем и обратилась Редакция периодического печатного средства массовой информации газета «Караван + Я» - Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Тверское княжество» с вышеуказанными требованиями.
В судебном заседании представители заинтересованного лица Иваньков А.Е, Железнякова И.В. поддержали заявленные требования в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представители Избирательной комиссии города Твери по доверенности Сабанов О.В., Есипова Е.М. в судебном заседании не признали заявленные требования, просили отказать в их удовлетворении, представили отзыв, который приобщен к материалам дела.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В силу положений ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:
- по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
- по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
- по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
- по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;
- по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
- иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В судебном заседании установлено, что постановлением избирательной комиссии города Твери от 20 августа 2012 г. № 01-07/17 «О назначении досрочных выборов депутатов Тверской городской Думы» на 14 октября 2012 года назначены выборы депутатов Тверской городской Думы, сроки осуществления избирательных действий сокращены на одну треть.
В соответствии со статьями 20, 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67- ФЗ» от 12.06.2002 года № 67- ФЗ, статьями 17, 20 Избирательного кодекса Тверской области от 07.04.2003 № 20 - ОЗ Избирательной комиссией города Твери было принято постановление Избирательной комиссии города Твери от 14 августа 2012 года № 01-07/13 «О рабочей группе избирательной комиссии города Твери по рассмотрению обращений участников процесса и вопросам информационного обеспечения выборов», в котором утверждено Положение о рабочей группе избирательной комиссии города Твери по рассмотрению обращений участников процесса и вопросам информационного обеспечения выборов и назначен руководитель Рабочей группы избирательной комиссии города Твери по рассмотрению обращений участников процесса и вопросам информационного обеспечения выборов ФИО2
Судом установлено, что проводя еженедельный мониторинг периодических печатных изданий, осуществляющих свою деятельность и распространение на территории города Твери Руководителем рабочей группы избирательной комиссии города Твери было выявлено ряд систематических нарушений порядка информационного обеспечения досрочных выборов депутатов Тверской городской Думы газетой «Караван + Я». По согласованию с Председателем избирательной комиссии города Твери, вопрос о нарушении порядка информационного обеспечения досрочных выборов депутатов Тверской городской Думы периодическим печатным изданием «Караван + Я» был вынесен на заседание Рабочей группы избирательной комиссии города Твери 23.09.2012 г. (Протокол заседания рабочей группы избирательной комиссии города Твери по рассмотрению обращений участников избирательного процесса и вопросам информационного обеспечения выборов).
24.09.2012 года (исх. №) в адрес главного редактора газеты «Караван + Я» Климова Г.А. были направлены результаты заседания Рабочей группы избирательной комиссии города Твери с просьбой немедленно представить в избирательную комиссию города Твери разъяснения по рассматриваемому вопросу. Получено ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> мин. директором ООО ИД «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> мин. состоялось заседание избирательной комиссии города Твери, на котором было принято постановление № 01-07/365 «О нарушении порядка информационного обеспечения досрочных выборов депутатов Тверской городской Думы». На момент проведения заседания разъяснения главного редактора Климова А.Г по рассматриваемому вопросу не поступили.
В данном постановлении в соответствии с пунктом 10 стати 24, пунктам 2, 2.1. статьи 48, статьей 49, пунктами 7, 9 статьями 52, 56 Федерального закона, с пунктом 11 статьи 20, пунктами 2- 2.1. статьи 45, статьей 46, пунктами 7, 9 статьями 49, 56 Избирательного кодекса Тверской области, статьей 28.3 статьи, размещенные в номерах 37 (861) от 12 сентября 2012 года, 38 (862) от 19 сентября 2012 года «Карты раскрыты. Обстановка в Твери за месяц до выборов в Городскую Думу», «За широкой спиной губернатора. Мафия возвращается в Тверь», «Тверь. Новая героиня с улицы Орджоникидзе и площади Терешковой», «Геннадий Климов. О судьбе губернатора Шевелева», «Тверь: перспективы малого бизнеса», «Сергей Котельников: Тверские коммунисты намерены отстоять «Бастилию», «Жителей Твери превратили в «дойных коров» признаны агитационными.
Судом установлено, что на основании статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было поручено члену избирательной комиссии ФИО1 составить протокол об административном правонарушении по статье 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главного редактора и редакции газеты «Караван + Я», а также обратиться в Управление Роскомнадзора по Тверской области с предложением о приостановке деятельности редакции и выпусков газеты «Караван + Я».
В соответствии со статьей 28 Федерального закона, статьей 24 Избирательного кодекса Тверской области решение избирательной комиссии города Твери принималось коллегиально большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
Как установил суд, особые мнения из числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса отсутствуют.
Таким образом, постановление избирательной комиссии города Твери принято в полном соответствии с установленным в Федеральном законе и ИКТО порядке.
28 сентября 2012 года (исх. №) Председателем избирательной комиссии города Твери мировому судье Михайловой Т.Н. судебного участка № 3 Центрального района города Твери было направлено сопроводительное письмо с материалами дела для привлечения к административной ответственности редакции периодического печатного издания «Караван + Я» ООО ИД «Тверское княжество».
03 октября 2012 года (дело № 5-970-3/2012 г.) принято постановление по делу об административном правонарушении, в котором суд, проанализировав доводы представителей ООО ИД «Тверское княжество» в части того, что опубликованные в номерах 37 (861) и 38 (862) газете «Караван + Я» материалы: «Карты раскрыты. Обстановка в Твери за месяц до выборов в Городскую Думу», «За широкой спиной губернатора. Мафия возвращается в Тверь», «Тверь. Новая героиня с улицы Орджоникидзе и площади Терешковой», «Алексей Чепа: мы готовы ответить перед горожанами!», «Жителей Твери превратили в «дойных коров», не может быть признан агитационным - признал данные доводы несостоятельными. Также, анализируя представленные материалы, суд установил вину ООО ИД «Тверское княжество» в предвыборной агитации, вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах, посредством издания и распространения среди населения города Твери газеты «Караван + Я», содержащим агитационные материалы и квалифицировал данные действия по статье 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5 октября 2012 года (исх. №) Председателем избирательной комиссии города Твери исполняющему обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Смирновой Н.А. было направлено сопроводительное письмо с материалами дела для привлечения к административной ответственности главного редактора газеты «Караван + Я» Климова Г.А. 09.10.2012 года дело рассмотрено по существу.
Суд не может согласиться с позицией заявителя, касающейся ссылки на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года № 15- П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобы граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» делая вывод о том, что избирательная комиссия города Твери при принятии постановления от 25 сентября 2012 года № 01-07/365 «О нарушении порядка информационного обеспечения досрочных выборов депутатов Тверской городской Думы периодическим печатным изданием «Караван + Я» не исследовала всесторонне и полно содержание статей, не установила наличие специальной агитационной цели в указанных статья, тем самым незаконно признав данные статьи агитационными.
Основывая свою позицию на Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года № 15 - П, также на выраженное особое мнение судей Конституционного Суда Российской Федерации А.Л. Кононова, В.Г. Ярославцева и Г.А. Гаджиева, пунктов 2-2.1. статьи 48 Федерального закона при принятии Постановления избирательной комиссии города Твери № 01-07/365 от 25 сентября 2012 года опиралась на следующие доводы и факты:
Пользование свободой массовой информации - по смыслу статьи 29 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункта 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических нравах- налагает на организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, особые обязанности и особую ответственность, представители этих организаций, действующих на основе редакционной независимости и вырабатываемых журналистским сообществом норм саморегуляции, т.е. правил профессии и этических принципов, должны занимать этичные и взвешенные позиции и освещать избирательные кампании справедливым, сбалансированным и беспристрастным образом (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года № 15 - П)
Согласно статье 45 содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенства кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), выражающихся в призывах голосовать «за» или «против» (подпункт «а» пункта 2 статьи 48), а также а иных действиях, указанных в подпунктах «б» - «е» (с внесением поправок в Федеральный закон от 20.10.2011 г.) Следовательно, понятие «предвыборной агитации» включает в себя совокупность действий, имеющих целью побудить или побуждающих избирателей голосовать за или против кандидата, кандидатов или списков кандидатов. Поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю формировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать «за» или «против», то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели -склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению.
Суд не может согласиться с позицией заявителей о том, что статьи носили информационный, а не агитационный характер. Информация – это изложение факта без оценки этого изложения, а агитация – это побуждение сделать тот или иной выбор, оценка конкретных действий.
Таким образом, суд приходит в выводу, что статьи, опубликованные в газете «Караван+Я» действительно носили агитационный характер.
В особом мнении судья Конституционного Суда Кононов А.Л. дает разъяснения понятия информации и агитации: «поскольку в статье 48 некоторые виды информации (подпункты «г», «д» прямо признаются предвыборной агитацией, публикуемую в СМИ по поводу и в связи с выборами, делит, таким образом, на две категории - информацию о фактах, т.е. собственно информацию, и агитацию. Он не дает отдельного и исчерпывающего понятия агитации, но по смыслу данного понятия- это действия, склоняющие кого- либо сделать определенный выбор. В данном случае это публикации оценочного характера, ибо в основе выбора всегда лежит оценка, предпочтение. Поэтому Закон и запрещает публикации, выражающие предпочтение, положительное или отрицательное отношение, позитивные или негативные комментарии и т.п.».
При вынесения Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года № 15 анализ и толкования норм Федерального закона основывался в совокупности с подпунктом «ж» пункта 2 статьи 48 Федерального закона, который на сегодняшний момент исключен и добавлен пункт 2.1 Федерального закона.
Указав некоторые тезисы Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года № 15 Заявитель не указал окончание предложения «не может быть признано агитацией информирование избирателей через средства массовой информации, в том числе об имевших место агитационных призывах голосовать за или против кандидата или о других агитационных действиях, предусмотренных пунктом 2 статьи 48 Федерального закона, без выявления соответствующей непосредственно агитационной цели, наличие либо отсутствие которой во всяком случае подлежит установлению судами общей юрисдикции и (или) иными правоприменителями при оценке или тех или иных конкретных действий как противозаконной предвыборной агитации.»
В данном случае, правоприменителем является избирательная комиссия города Твери, а также ее орган - Рабочая группы избирательной комиссии города Твери. Результат заседания Рабочей группы — это резюмирование всех обсуждаемых доводов и рассмотренных материалов, который для избирательной комиссии города Твери носит рекомендательный характер.
Для более правильного применения и трактования закона в отношении средств массовой информации пункта 2 статьи 48 Федерального закона Федеральным законом от 21.07.2005 года № 93 - ФЗ введен пункт 2.1, который звучит следующим образом: «действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте «а» пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах «б»-«е» пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно».
В судебном заседании не нашел подтверждения факт того, что постановление Избирательной комиссии города Твери от 25 сентября 2012 года № 01-07/365 «О нарушении порядка информационного обеспечения досрочных выборов депутатов Тверской городской Думы периодическим печатным изданием «Караван + Я» нарушает права и свободы средства массовой информации – газеты «Караван + Я».
Указанный в постановлении вывод о том, что статьи являются агитационными не означает, что однозначно этим постановлением нарушены права данного средства массовой информации.
Представитель Редакции периодического печатного средства массовой информации газета «Караван + Я» - Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Тверское княжество» указала, что постановлением Избирательной комиссии города Твери от 25 сентября 2012 года № 01-07/365 нарушены свобода слова информации, при этом, какого-либо подтверждения тому не представлено, поскольку каких-либо конкретных действий со стороны Избирательной комиссии г. Твери в связи с изданием постановления не выполнено.
В отношении главного редактора газеты «Караван + Я» Климова Г.А. был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 5.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Центрального района г. Твери Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Тверское княжество» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 5.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. Однако, основанием привлечения к административной ответственности явились протокол об административном правонарушении по ст. 5.10 КоАП РФ и материалы Рабочей группы избирательной комиссии города Твери, а не постановление Избирательной комиссии города Твери от 25 сентября 2012 года № 01-07/365 «О нарушении порядка информационного обеспечения досрочных выборов депутатов Тверской городской Думы периодическим печатным изданием «Караван+Я».
В связи с чем, суд приходит к выводу, что постановление Избирательной комиссии города Твери от 25 сентября 2012 года № 01-07/365 «О нарушении порядка информационного обеспечения досрочных выборов депутатов Тверской городской Думы периодическим печатным изданием «Караван +Я» является законным и обоснованным, принятым в рамках полномочий Избирательной комиссии города Твери. Следовательно, заявление Редакции периодического печатного средства массовой информации газета «Караван + Я» - Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Тверское княжество» об оспаривании решения избирательной комиссии не основывается на нормах закона, необоснованно и не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 259-261 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Редакции периодического печатного средства массовой информации газета «Караван + Я» - Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Тверское княжество» о признании постановления Избирательной комиссии города Твери от 25 сентября 2012 года № 01-07/365 «О нарушении порядка информационного обеспечения досрочных выборов депутатов Тверской городской Думы периодическим печатным изданием «Караван+Я» незаконным с даны его принятия - ОТКАЗАТЬ.
В соответствии с п. 3 ст. 261 ГПК РФ апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение пяти дней со дня его принятия.
Председательствующий Н.В. Булыгина