об оспаривании действий должностного лица, восстановлении в льготном списке, взыскании судебных расходов ( решение не вступило в законную силу)



№ 2-2022/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    

«05» октября 2012 года

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Булыгиной Н.В.

при секретаре Петросяне Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Семенова П.В., действующего также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, <данные изъяты> года рождения, к Главе Администрации г.Твери, Администрации г.Твери о признании незаконным постановления Главы Администрации г.Твери от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Семенова П.В. составом семьи из двух человек из льготного списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений; восстановлении Семенова П.В. составом семьи из двух человек в льготном списке данной категории граждан на момент исключения из списка, а также о взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л :

Семенов П.В., действующий также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, <данные изъяты> года рождения, обратился в суд с требованиями к Главе Администрации г.Твери, Администрации г.Твери о признании незаконным постановления Главы Администрации г.Твери от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Семенова П.В. составом семьи из двух человек из льготного списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений; восстановлении Семенова П.В. составом семьи из двух человек в льготном списке данной категории граждан на момент исключения из списка, а также о взыскании судебных расходов.

В обоснование требований указано, что он - старший лейтенант запаса, проходил военную службу в Вооруженных силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Календарная выслуга составляет <данные изъяты> месяца, льготная <данные изъяты> лет.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в <данные изъяты>. За время обучения жильем не обеспечивался.

С ДД.ММ.ГГГГ был назначен <данные изъяты>. Был уволен в запас по сокращению штатов. За время прохождения службы жильем не обеспечивался. Был прописан в общежитии.

После увольнения прибыл в г.Тверь и прописался по адресу: <адрес>. Кроме него по данному адресу прописан несовершеннолетний сын ФИО1. В квартире также прописаны четыре человека. На получение жилой площади жена не претендует, т.к. она обеспечена жилой площадью (комната общей площадью 12,9 кв.м) по адресу: <адрес>, (общая долевая собственность, доля в праве 1/2).

В 1991г. был поставлен на учет для получения жилплощади на льготных условиях в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 734 от 07.09.89г., очередь была .

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации г.Твери был снят с очереди на получение жилой площади в соответствии со ст.56 ч.1 п.п.6 ЖК РФ (выявление в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет), однако полагает, что снят незаконного и за ним сохранилось право на получение жилого помещения.

В судебном заседании истец Семенов П.В., действующий также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, <данные изъяты> года рождения, а также представитель Алтухов А.В. поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель Главы Администрации г.Твери, Администрации г.Твери по доверенности Абрамова Т.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что на первые пять лет службы Семенов П.В. должен быть обеспечен служебной жилой площадью согласно п.п.7 п.1 ст. 15 Федерального Закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих».

Увольнялся по законодательству бывшего СССР, согласно которому право на обеспечение жилой площадью имели только граждане, отслужившие в вооруженных силах не менее 20 календарных лет. Следовательно, не имел права на постановку на учет, отслужив в вооруженных силах 8 лет.

По действующему законодательству право на обеспечение жилой площадью на льготных основаниях имеют граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с орг-штатными мероприятиями, имеющие выслугу не менее 10 календарных лет. Таким образом, права на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета у Семенова П.В. не имеется. В случае признания его малоимущим и нуждающимся в жилой площади будет иметь право на обеспечение жильем на общих основаниях.

ДД.ММ.ГГГГ комиссия решила снять с очереди для получения жилого помещения Семенова П.В. в соответствии с п.6 ст.56 Жилищного кодекса РФ (выявление в предоставленных документах несоответствующих действительности сведений, неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет).

ДД.ММ.ГГГГ комиссия решила отказать Семенову П.В. в восстановлении в очереди на получение жилья, во включении в дополнительную заявку на выделение денежных средств в 2012 году и списки на получение квартиры в собственность в виду отсутствия полного пакета документов.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Семенов П.В. - старший лейтенант запаса, проходил военную службу в Вооруженных силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Календарная выслуга составляет <данные изъяты> месяца, льготная <данные изъяты> лет.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в <данные изъяты>. За время обучения жильем не обеспечивался.

С ДД.ММ.ГГГГ был назначен <данные изъяты>. Был уволен в запас по сокращению штатов. За время прохождения службы жильем не обеспечивался. Был прописан в общежитии.

После увольнения прибыл в г.Тверь и зарегистрировался по адресу: <адрес>. Кроме него по данному адресу зарегистрированы несовершеннолетний сын ФИО1, а также ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 согласно представленной в материалы дела выписки из домовой книги.

Супруга истца - ФИО6 на получение жилой площади не претендует, т.к. она обеспечена жилой площадью (комната общей площадью 12,9 кв.м) по адресу: <адрес>, (общая долевая собственность, доля в праве 1/2).

В судебном заседании установлено, что ФИО2 <адрес>. был поставлен на учет для получения жилплощади на льготных условиях в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 734 от 07.09.89г., очередь была .

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации г.Твери был снят с очереди на получение жилой площади в соответствии со ст.56 ч.1 п.п.6 ЖК РФ (выявление в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет).

Основанием для издания указанного постановления явилось решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Из содержания текста решения жилищной комиссии усматривается, что на очереди для получения жилой площади с <данные изъяты> г. состоит ст.лейтенант запаса Семенов П.В., проживающий по адресу: <адрес>. Согласно справке военного комиссариата г.Твери проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имеет выслугу менее <данные изъяты> лет.

На первые пять лет службы Семенов П.В. должен быть обеспечен служебной жилой площадью. Согласно п.п.7 п.1 ст. 15 Федерального Закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» за военнослужащими обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных училищах) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу.

Увольнялся по законодательству бывшего СССР, согласно которому право на обеспечение жилой площадью имели только граждане, отслужившие в вооруженных силах не менее 20 календарных лет. Следовательно, не имел права на постановку на учет, отслужив в вооруженных силах <данные изъяты> лет.

По действующему законодательству право на обеспечение жилой площадью на льготных основаниях имеют граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с орг-штатными мероприятиями, имеющие выслугу не менее 110 календарных лет. Таким образом, права на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета у Семенова П.В. не имеется. В случае признания его малоимущим и нуждающимся в жилой площади будет иметь право на обеспечение жильем на общих основаниях.

Комиссия решила: снять с очереди для получения жилого помещения Семенова П.В. в соответствии с п.6 ст.56 Жилищного кодекса РФ (выявление в предоставленных документах несоответствующих действительности сведений, неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет).

Однако с такой позицией Администрации г.Твери суд согласиться не может.

Согласно п. 26 Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:

а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;

в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;

г) решения жилищной проблемы;

д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил;

е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.

Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.Не подлежат снятию с очереди граждане, уволенные с военной службы, в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии независимо от места проживания.

В соответствии с п.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В силу ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Семенов снят с очереди по основанию п.6 ст.56 ЖК РФ - выявление в предоставленных документах несоответствующих действительности сведений, неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Как следует из пояснений представителя администрации города Твери, Семенов П.В. незаконно был поставлен на учет, поскольку на момент постановки на очередь не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий и не представлял справку о сдаче жилья.

Вместе с тем по действующему на 1991г. законодательству лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, уволенные из Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов, принимаются на учет для обеспечения жилой площадью исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов без представления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого жилого помещения. Эти документы представляются указанными лицами непосредственно при получении жилых помещений.

Вышеуказанные нормы обеспечения жилой площадью военнослужащих, уволенным с военной службы, сохранены и Постановлением Правительства РФ от 08.1992 г. № 604 «О неотложных мерах по обеспечению жилой площадью военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей».

Согласно п.2 Постановления ЦК КПСС Совмина СССР от 20.01.1960 г. №74 «О трудоустройстве и материально-бытовом обеспечении военнослужащих, увольняемых из вооруженных сил СССР в соответствии с Законом о новом значительном сокращении вооруженных сил СССР» офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку обеспечивают жильем в первую очередь в обязательном порядке в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства.

Согласно п.19 гл.3 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совмина СССР № 193 от 17 февраля 1981 г., в редакции от 20.04.2000 года, с изменениями от 31.01.2012 года) военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по совращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью в первую очередь, но не позднее, чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

Анализируя указанные нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что в период действия указанных выше постановлений и на период постановки на жилищный учет Семенова (1991 год) органы местного самоуправления (тогда исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов) обязаны были принимать на учет военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил СССР в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов для обеспечения жилой площадью без предоставления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемой жилой площади. Эти документы представляются указанными лицами непосредственно при получении жилых помещений.

Кроме того, суд не может согласиться с выводами комиссии и утверждениями представителя о том, что поскольку на момент постановки на жилищный учет Семенов не был нуждающимся в улучшении жилищных условий, то его постановка на очередь на получение жилого помещения являлась незаконной.

Пункт 19 главы 3 Постановления Совмина СССР от 17.02.1981 года № 193 (в редакции от 20.04.2000 года, с изменениями от 31.01.2012 года «Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы», которое действовало на период 1991 года, не содержит указаний на нуждаемость в жилой площади. Указанная норма четко определяет, что военнослужащие обеспечиваются жилой площадью в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

Судом установлено, что Семенов П.В. не обеспечивался и не обеспечен жилой площадью по линии Министерства обороны на состав семьи из 2 человек до настоящего времени.

В соответствии со ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Принятие 22 января 1993 года Закона РФ «О статусе военнослужащих», Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федерального закона РФ от 8 декабря 2010г. №342-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», не может повлиять на возникшие правоотношения, поскольку принятые законы не предусматривают возможность их применения к правоотношениям, возникшим до введения их в действие.

Право на получение Семеновым П.В. жилого помещения подтверждается и вступившим в силу с 1 января 2011 года Федеральным законом РФ от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».

Статья 2 предусматривает порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п.2.1 ст. 15 и ст.15.1 Федерального закона от 17 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с указанными изменениями), распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющимися таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

Суд соглашается с позицией истца и с учетом изложенных обстоятельств считает, что постановление Главы Администрации г.Твери от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным в части исключения Семенова П.В. составом семьи из двух человек из льготного списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений, и он подлежит восстановлению в очереди на получение жилой площади составом семьи из двух человек на момент исключения из списка.

Суд критически относится к решению Жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку снятие с очереди Семенова произошло в силу постановления Главы Администрации г.Твери на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, необходимости в оценке этого решения Жилищной комиссии судом не имеется.

Согласно п.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии со ст.ст.88 и 94 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителя, а также по уплате госпошлины отнесены к судебным расходам. Как предусмотрено ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом подтверждены документально расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере 11950 рублей (1950 руб. подтверждены квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, 10000 руб. – распиской от ДД.ММ.ГГГГ и договором возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ

Определяя размер оплаты услуг представителя, суд учитывает характер спорного правоотношения, срок рассмотрения дела, объем изложения требований истца, количество судебных заседаний. При таких условиях требованиям разумности по мнению суда будет отвечать возмещение истцу расходов на оплату услуг представителя в размере 9950 рублей.

     Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Семенова П.В., действующего также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, 2009 года рождения, удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление Главы Администрации г.Твери от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Семенова П.В. составом семьи из двух человек из льготного списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений.

Восстановить Семенова П.В. составом семьи из двух человек в льготном списке данной категории граждан на момент исключения из списка.

Взыскать с Администрации г.Твери 200 руб. за оплату госпошлины, 9950 руб. в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя, всего определив ко взысканию 10150 (десять тысяч сто пятьдесят) руб.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение месяца со дня изготовления в окончательном виде.

Председательствующий:                   Н.В. Булыгина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 октября 2012 года.