№ 2-1707/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«08» октября 2012 года г.Тверь
Центральный районный суд г.Твери в составе
председательствующего судьи Булыгиной Н.В.
с участием старшего помощника прокурора Пролетарского района г.Твери Смирновой Т.А.
при секретаре Петросяне Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пролетарского района г.Твери в интересах Беляковой А.Е., Скобиной Т.И., Филипповой Э.В., Грозиной Е.В. к Администрации г.Твери, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Твери, Департаменту финансов Администрации г.Твери о возложении обязанности издать распоряжение с указанием сроков расселения жильцов дома № 30 по 2-му Стахановскому проезду в г.Твери, признанного аварийным и подлежащим сносу, и по иску Павлова А.Я., Павловой Р.И., Акопяна Р.В., Зубаревой Е.Г. к Администрации г.Твери о возложении обязанности издать распоряжение с указанием сроков расселения жильцов дома № 30 по 2-му Стахановскому проезду в г.Твери, признанного аварийным и подлежащим сносу,
у с т а н о в и л :
Прокурор Пролетарского района г.Твери обратился в суд в интересах Беляковой А.Е., Скобиной Т.И., Филипповой Э.В., Грозиной Е.В. с требованиями к Администрации г.Твери о возложении обязанности издать распоряжение с указанием сроков расселения жильцов дома № 30 по 2-му Стахановскому проезду в г.Твери, признанного аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование требований указано, что Прокуратурой района проведена проверка по обращению жителей дома № 30 по 2-му Стахановскому проезду в городе Твери.
Установлено, что межведомственная комиссия администрации города Твери 10 ноября 2011 года признала указанный дом аварийным и подлежащим сносу.
Скобина Т.Н., Белякова А.Е., Филиппова Э.В. и Грозина Е.В. проживают в доме на основании договоров социального найма.
Администрация города Твери 16 мая 2012 года сообщила, что признает обязательства перед названными нанимателями, однако сообщает, что решение по переселению указанных граждан не принимается ввиду отсутствия свободных жилых помещений и денежных средств для их приобретение, в связи с чем до настоящего времени не издано распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения.
Таким образом, администрация города Твери с 10 ноября 2011 года незаконно не издает распоряжение с указанием срока отселения физических лиц из дома №30 по 2-му Стахановскому проезду в городе Твери, тем самым нарушая конституционное право граждан на жилище, так как такое распоряжение является единственным правовым основанием предоставления им жилья.
Впоследствии судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Твери, Департамент финансов Администрации г.Твери; в качестве третьих лиц – МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом», Управляющая компания Пролетарского района г.Твери, Администрация Пролетарского района г.Твери, Жукова К.Д., Беляков М.В., Грозин А.А., Павлов А.Я., Павлова Р.И., Акопян Р.В., Зубарева Е.Г.
Определением суда от 13.08.2012 года принято к производству суда исковое заявление от третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования - Павлова А.Я., Павловой Р.И., Акопяна Р.В., Зубаревой Е.Г. к Администрации г.Твери о возложении обязанности издать распоряжение с указанием сроков расселения жильцов дома № 30 по 2-му Стахановскому проезду в г.Твери, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Свои требования они обосновали аналогично содержанию искового заявления прокурора.
В судебном заседании старший помощник прокурора Пролетарского района г.Твери Смирнова Т.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, и также просила удовлетворить требования Павлова А.Я., Павловой Р.И., Акопяна Р.В., Зубаревой Е.Г.
Белякова А.Е., Скобина Т.И., Грозина Е.В. в судебном заседании требования Прокурора Пролетарского района г.Твери и требования Павлова А.Я., Павловой Р.И., Акопяна Р.В., Зубаревой Е.Г. поддержали в полном объеме.
Акопян Р.В., Павлова Р.И., Зубарева Е.Г. в судебном заседании свои требования, а также требования Прокурора Пролетарского района г.Твери поддержали.
Представитель Администрации г.Твери по доверенности Никитина Е.Б., которая также представляла интересы Департамента финансов Администрации г.Твери, а также представитель Администрации г.Твери по доверенности Цыган Ю.В. в судебном заседании против удовлетворения требований возражали, пояснив, что Администрация города Твери признает обязательства перед названными нанимателями, однако полагает, что решение по переселению указанных граждан не принимается ввиду отсутствия свободных жилых помещений и денежных средств для их приобретения, в связи с чем до настоящего времени не издано распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения.
Представитель Администрации Пролетарского района г.Твери по доверенности Виноградов И.Н. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на представленные в материалы дела возражения, из содержания которых усматривается, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Межведомственная комиссия не является уполномоченным органом исполнительной власти муниципального образования, обладающим правами по решению вопросов местного значения. Заключения данной комиссии носят рекомендательный характер, не влияют на правоотношения и не влекут каких-либо юридических последствий.
Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не может предполагать произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
Таким образом, принятие решения о переселении граждан и о дальнейшем использовании помещения признанного аварийным в каждом конкретном случае является итогом планомерной работы органа местного самоуправления, которая не может быть поставлена согласно действующего законодательства в определенные временные рамки.
В судебное заседание не явились Филиппова Э.В., Павлов А.Я., Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Твери, Жукова К.Д., Беляков М.В., Грозин А.А., Павлов А.Я., Управляющая компания Пролетарского района г.Твери, данные о надлежащем извещении в материалах дела имеются, от МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, судом определено рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав старшего помощника прокурора Пролетарского района г.Твери Смирнову Т.А., участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования Прокурора Пролетарского района г.Твери в интересах Беляковой А.Е., Скобиной Т.И., Филипповой Э.В., Грозиной Е.В. законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, а также исковые требования Павлова А.Я., Павловой Р.И., Акопяна Р.В., Зубаревой Е.Г. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
То есть, на основании ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться,в суд на основании поданного ему обращения гражданина о защите нарушенного права на жилище в муниципальном жилищном фонде.
Судом установлено, что Прокуратурой района проведена проверка по обращению жителей дома № 30 по 2-му Стахановскому проезду в городе Твери, комиссия администрации города Твери 10 ноября 2011 года признала указанный дом аварийным и подлежащим сносу.
Скобина Т.Н., Белякова А.Е., Филиппова Э.В. и Грозина Е.В. проживают в доме на основании договоров социального найма.
Администрация города Твери 16 мая 2012 года сообщила, что признает обязательства перед названными нанимателями, однако сообщает, что решение по переселению указанных граждан не принимается ввиду отсутствия свободных жилых помещений и денежных средств для их приобретения, в связи с чем до настоящего времени не издано распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения.
Порядок признания дома аварийным и подлежащим сносу установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
В силу п.7 и п.8 Положения полномочия по признанию аварийным и подлежащим сносу указанного жилого дома принадлежат администрации города Твери, как органу местного самоуправления. В соответствии с п.42 Положения признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу комиссия органа местного самоуправление, в данном случае, межведомственная комиссия администрации города Твери
Руководствуясь п.47-51 Положения, по результатам работы комиссия принимает решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу большинством голосов членов комиссии и оформляет в виде заключения. По окончанию работы комиссия составляет заключение. На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц дома, признанного аварийным и подлежащим сносу. Комиссия в 5-ти дневный срок направляет по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю.
Исходя из изложенных норм, суд приходит к выводу, что заключение комиссия является документом, устанавливающим факт аварийности дома и необходимости его сноса, а распоряжение определяет порядок выполнения сноса, в том числе расселение жильцов.
Согласно ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Статьей 40 Конституции РФ гарантировано право каждого на жилище, установлен запрет на произвольное лишение жилища, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию условий для осуществления данного права на жилище.
В соответствии со ст.86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Таким образом, судом установлено, что изложенные нормы обязывают орган местного самоуправления в указанном распоряжении решить вопрос о предоставлении жилья Скобиной Т.И., Беляковой А.Е., Филипповой Э.В. и Грозиной Е.В., проживающим в указанном доме на основании договоров социального найма.
Длительное неиздание администрацией города Твери такого распоряжения вынуждает названных лиц и их семьи проживать в строении, признанном подлежащим сносу по причине несоответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, то есть фактически оставляет их без жилища при наличии обязательств по предоставлению такового по договору социального найма, нарушая тем самым конституционный запрет на произвольное лишение жилища.
Срок, в течение которого должно быть издано названное распоряжение положением не установлен.
Правоотношения сторон при признании дома аварийным и подлежащим сносу но своей правовой природе в силу ст.4 Жилищного кодекса РФ являются жилищными.
Совокупность норм, изложенных в ст.7-8 Жилищного кодекса РФ, указывает на то, что при отсутствии регулирования жилищных правоотношений в жилищном законодательстве права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Согласно заключению специализированной организации ООО ПСК «<данные изъяты>» несущие конструкции перекрытий дома находятся в недопустимом состоянии, существует опасность обрушения щитов наката чердачного перекрытия, несущие конструкции крыши (стропильная система) находится в аварийном состоянии, возможно внезапное обрушение стропильных конструкций, крыльцо и лестницы находятся в недопустимом состоянии, имеется возможность внезапного обрушения, пользование уборными опасно для людей. По результатам обследования ООО ПСК «Рубас» делает вывод, что существует опасность для жизни и здоровья граждан.
При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на администрацию города Твери обязанность по изданию распоряжения, в котором будут установлены порядок и сроки проведения противоаварийных мероприятий и расселения граждан.
Доводы администрации города Твери о том, что соответствующее распоряжение не издается ввиду отсутствия свободных помещений и денежных средств для их приобретения, не может быть признан основанием для освобождения от обязанности по изданию такого распоряжению и расселению жильцов дома.
В соответствии с п.2 ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.
Согласно ст.124 Гражданского кодекса РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. То есть муниципальное образование в лице своих органов вправе совершать сделки, в том числе заключать договоры банковского кредита, залога недвижимости и иные договоры, направленные на заимствование денежных средств для исполнения обязательств перед гражданами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация города Твери с 10 ноября 2011 года, то есть с момента дачи заключения о признании спорного жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, незаконно не издает распоряжение с указанием срока отселения физических лиц из дома № 30 по 2-му Стахановскому проезду в городе Твери, тем самым нарушая конституционное право граждан на жилище, так как такое распоряжение является единственным правовым основанием предоставления им жилья.
Прокурор также просит о приведении решения к немедленному исполнению.
Суд по ч.1 ст.212 Гражданского процессуального кодекса РФ по просьбе истца вправе обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Как указывалось выше, в отсутствие названного распоряжения граждане проживают в доме №30 по 2-му Стахановскому проезду в городе Твери в условиях, опасных для жизни и здоровья, в любое время возможно обрушение несущих конструкций дома. При таких обстоятельствах, имеются основания полагать, что замедление исполнения решения но данному делу приведет к значительному ущербу жизни, здоровью и имуществу граждан.
Суд полагает, что категоричных оснований для немедленного исполнения данного решения не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу, что прокурору в удовлетворении этой части исковых требований необходимо отказать.
Кроме этого, прокурор просит о возложении обязанности издать распоряжение с указанием сроков расселения жильцов дома № 30 по 2-му Стахановскому проезду в г.Твери, признанного аварийным и подлежащим сносу, в течение 1 месяца со дня вынесения судебного решения по данному заявлению. Суд считает правильным возложить обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу, а не со дня вынесения судебного решения, в связи с тем, что судом не установлено оснований для немедленного исполнения решения суда.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора Пролетарского района г.Твери законны, обоснованны и подлежат частичному удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Пролетарского района г.Твери в интересах Беляковой А.Е., Скобиной Т.И. Филипповой Э.В., Грозиной Е.В. и исковые требования Павлова А.Я., Павловой Р.И., Акопяна Р.В., Зубаревой Е.Г. удовлетворить.
Обязать Администрацию города Твери издать постановление (распоряжение) – правовой акт с указанием сроков расселения жильцов дома № 30 по 2-му Стахановскому проезду в городе Твери, признанного аварийным и подлежащим сносу, в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 октября 2012 года.
Председательствующий Н.В. Булыгина