№ 5-96/2011г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
г.Тверь«02» июня 2011 года
Судья Центрального районного суда г.Твери Фокина Л.А.
с участием помощника прокурора Центрального района г.Твери Жарлицына Н.В.
при секретаре Титовой Т.Ю.,
рассмотрев представленные заместителем прокурора Центрального района г.Твери Шакуровым А.В. материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Щеглова Алексея Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, паспорт: серия <данные изъяты>, выдан отделением в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя №, ИНН №,
у с т а н о в и л :
ИП Щеглов А.А. совершил правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), при следующих обстоятельствах.
Помещение магазина «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>, арендует ИП Щеглов А.А. В указанном помещении ИП Щеглов А.А. осуществляет розничную продажу товаров непродовольственного назначения, а также оказывает услуги медицинского оптика-оптометриста, однако не повышал свою квалификацию специалиста в течение 5 лет, не отвечает квалификационным требованиям медицинского оптика-оптометриста, то есть не вправе оказывать услуги по медицинской оптике-оптометрии. Услуги по оптометрии Щеглов А.А. оказывает вне зависимости от намерения потребителя купить оправу для очков - на безвозмездной основе. У ИП Щеглова А.А. отсутствует лицензия на осуществление деятельности по оказанию услуг медицинского оптика-оптометриста. Кроме того, для осуществления услуги по медицинской оптике-оптометрии у Щеглова А.А. имеется специальное медицинское оборудование, но отсутствует договор на обслуживание указанного медицинского оборудования.
В судебном заседании Шеглов А.А. и его представитель по устному ходатайству Диев Н.Н. факт совершения административного правонарушения признали частично, просят освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния. Щеглов А.А. пояснил, что у него не имеется медицинского образования, его деятельность не связана с оказанием медицинской помощи гражданам и в связи с этим не наносит вред их здоровью. Занимается подбором (бесплатно ) и принимает заказы на изготовление очков. Имеет ли организацию, с которой у него заключен договор на изготовление очков лицензию, ему не известно.
Представитель Департамента здравоохранения Тверской области по доверенности Раннева Т.А. просила привлечь Щеглова А.А. к административной ответственности, указав, что деятельность, которую осуществляет Щеглов А.А. не может проводиться лицом, не имеющим медицинского образования и без лицензии. Фактически Щеглов А.А. принимает заказы на изготовление очков, но имеет ли организация, выполняющая данные заказы, лицензию на осуществление данного вида деятельности также неизвестно.
Заслушав участников процесса, прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Судьей установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что в прокуратуру Центрального района г. Твери из Департамента здравоохранения Тверской области ДД.ММ.ГГГГ поступила информация об осуществлении в магазине «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, медицинской деятельности по офтальмологии без наличия лицензии на осуществление данной деятельности.
По данному факту прокуратурой района проведена проверка законодательства об обязательном лицензировании отдельных видов деятельности в порядке надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 основными принципами охраны здоровья граждан являются соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.01 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит медицинская деятельность в соответствии с перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30.
В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению к данному Положению. Согласно указанному приложению медицинская деятельность, подлежащая лицензированию, включает выполнение работ (услуг) по медицинской оптике.
Согласно п. 1 Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 N 323, данный Порядок регулирует вопросы, связанные с организацией работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, и применяется при лицензировании медицинской деятельности в зависимости от видов работ (услуг), выполняемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при осуществлении медицинской деятельности.
В соответствии с п. 3 настоящего Порядка работы (услуги) при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи выполняются на основании лицензии, приложения к которой оформляются в соответствии с Перечнем, прилагаемым к настоящему Порядку. Согласно указанному Перечню деятельность по медицинской оптике относится к категории доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, и применяется при лицензировании медицинской деятельности в зависимости от видов работ (услуг), выполняемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при осуществлении медицинской деятельности.
Согласно пп. 5 п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;
- наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
- наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
- наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);
- повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет;
- наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;
Согласно п. 2 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н, Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" ЕКС (далее - квалификационные характеристики), применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Например, наименование должности "врач-терапевт" соответствует врачебной специальности "терапия".
Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".
В разделе "Должностные обязанности" установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования.
В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе "Требования к квалификации" определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе "Требования к квалификации", приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150) и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с разделом 3 настоящих правил в должностные обязанности медицинского оптика-оптометриста входит: осуществление исследования функций зрения пациентов с использованием современной офтальмодиагностической аппаратуры: проведение проверки остроты зрения, периметрии, рефрактометрии, офтальмометрии, биомикроскопии, тонометрии; исследование бинокулярного зрения, определение вида и степени аметропии, наличия астигматизма. Диагностика основных признаков заболеваний органа зрения. Подбор средств коррекции зрения, дача индивидуальных рекомендаций по уходу за ними. Оказывает неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и повреждениях органа зрения (в т.ч. удаление инородных тел с поверхности конъюктивы глаза). Ведет прием пациентов в кабинете доврачебного приема.
Медицинский оптик-оптометрист должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов оказания офтальмологической помощи населению; анатомию и физиологию органа зрения; основные понятия и законы геометрической оптики; причины, основные признаки и методы диагностики заболеваний органа зрения; методы исследования зрительных функций; способы, средства коррекции зрения; методику ухода за средствами коррекции зрения; основные методы оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях; способы эксплуатации офтальмодиагностических приборов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации медицинского оптика-оптометриста: среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Медицинская оптика" и сертификат специалиста по специальности "Медицинская оптика" без предъявления требований к стажу работы.
В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, сертификат специалиста и дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, работающие в обособленных подразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 6 Федерального закона от 08.08.01 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В ходе проведенной прокуратурой Центрального района г. Твери ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что помещение магазина «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес> арендует индивидуальный предприниматель Щеглов Алексей Алексеевич (основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя №, ИНН №) на основании договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, и осуществляет в указанном помещении розничную продажу товаров непродовольственного назначения, а также оказывает услуги медицинского оптика-оптометриста.
В ходе проведенной проверки установлено, что Щеглов А.А. имеет среднее образование, в ДД.ММ.ГГГГ году окончил курсы оптометриста в <данные изъяты>, что нарушает ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1. Также установлено, что в нарушение пп. 5 п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 Щеглов А.А. не повышал свою квалификацию специалиста, в течение 5 лет.
Кроме того, в нарушение раздела 3 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н Щеглов А.А. не отвечает квалификационным требованиям медицинского оптика-оптометриста, т.е. не вправе оказывать услуги по медицинской оптике-оптометрии.
При осуществлении указанной деятельности ИП Щеглов А.А. продает очки, салфетки, футляры, а также прочие аксессуары. При подборе очков Щеглов А.А. оказывает услуги медицинского оптика-оптометриста, в частности проводит проверку остроты зрения, периметрии, рефрактометрии, офтальмометрии, биомикроскопии, тонометрии, исследование бинокулярного зрения, определение вида и степени аметропии, наличия астигматизма. Услуги по оптометрии Щеглов А.А. оказывает вне зависимости от намерения потребителя купить оправу для очков на безвозмездной основе.
В нарушение части 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.01 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, п. 3 Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 N 323 у ИП Щеглова А.А. отсутствует лицензия на осуществление деятельности по оказанию услуг медицинского оптика-оптометриста.
Для осуществления услуги по медицинской оптике-оптометрии у Щеглова А.А. имеется специальное медицинское оборудование («Комби-2000»), собственником которого является Щеглова Светлана Ивановна, проживающая по адресу: <адрес>. У ИП Щеглова А.А. отсутствует договор на обслуживание указанного медицинского оборудования, что является нарушением пп. 5 п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30.
В рамках осуществления указанной деятельности ИП Щегловым А.А. заключены трудовые договора с ФИО1 и ФИО2, указанные лица осуществляют трудовую деятельность в должности продавцов-консультантов в магазине «<данные изъяты>».
Установлено, что ФИО1 имеет среднее профессиональное образование, ему присвоена квалификация зубной техник по специальности стоматология ортопедическая, что является нарушением раздела 3 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н, т.к. законом определены требования к квалификации продавца оптики, а именно продавец оптики должен иметь среднее профессиональное образование по специальности «Медицинская оптика» или «Фармация».
Осуществляя деятельность по медицинской оптике-оптометрии без наличия на то лицензии, допустив многочисленные нарушения Федерального законодательства, ИП Щеглов А.А. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, т.е. осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Вина ИП Щеглова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судьей установлена и подтверждается представленными в суд административными материалами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Департамента здравоохранения Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, договором аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, бланком информационного учета для включения объекта потребительского рынка в информационную базу данных от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, копией паспорта, должностной инструкцией оптометриста, актом о приеме-передаче объекта основных средств от ДД.ММ.ГГГГ, договором на оказание услуг по вводу в эксплуатацию, проверке исправности, ремонту, техническому обслуживанию и выводу из эксплуатации продукции от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством об окончании курсов оптометриста <данные изъяты>., трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1, дипломом ФИО1 серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2, должностной инструкцией продавца-консультанта, штатным расписанием на 2011г.
ИП Щеглов А.А. имел возможность для соблюдения установленного порядка управления, однако правонарушителем не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.
При назначении наказания индивидуальному предпринимателю судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение индивидуального предпринимателя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Судья учитывает первое привлечение ИП Щеглова А.А. к административной ответственности и с учетом всех обстоятельств и для обеспечения достижение цели административного наказания назначить ИП Щеглову А.А. за совершение вышеуказанного административного правонарушения наказание в виде штрафа в пределах минимальной санкции ч.1 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь ч.1 ст.19.20, 29.9, 29.10, 30.1, 30.2, 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Индивидуального предпринимателя Щеглова Алексея Алексеевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей.
Реквизиты уплаты штрафа:
Получатель: <данные изъяты> ИНН №, КПП №, Банк ГРКЦ ГУ Банка России по Тверской области г.Тверь, БИК №, р/с №, КБК №, ОКАТО №, назначение платежа – штраф.
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: