Нецелевое использование бюджетных средств



Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

« 29 » июня 2010 года г. Тверь

Судья Центрального районного суда г. Твери Буланкина Л.Г., при секретаре Виноградовой И.В., рассмотрев жалобу Крилловой Раисы Васильевны на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области № 07-18/29-10 от 19 мая 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области № 07-18/29-10 от 19 мая 2010 года Кириллова Раиса Васильевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 4 000 руб.

Объективная сторона правонарушения, как указано в постановлении, выражается в том, что при исполнении сметы расходов за 2009 год в 11 случаях допущено нецелевое использование субсидии из федерального бюджета на общую сумму 232 068 руб.

Так, например, за счет субсидии из федерального бюджета, выделенной по КБК Номер обезличен государственным (муниципальным) автономным учреждениям и государственным (муниципальным) унитарным предприятиям субъекта РФ на частичное возмещение затрат на заработную плату при организации общественных работ, временном трудоустройстве, стажировках в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений по заявкам на кассовый расход от Дата обезличена г. Номер обезличен, от Дата обезличена г. Номер обезличен, по платежным поручениям Номер обезличен от Дата обезличена г., Номер обезличен от Дата обезличена г., Номер обезличен от Дата обезличена г. на основании приказа от Дата обезличена г. Номер обезличен произведены расходы на оплату договора от Дата обезличена г. Номер обезличен, дополнительного соглашения к договору от Дата обезличена г. на организацию общественных работ, заключенного Государственным учреждением Тверской области «Наименование1» с бюджетным учреждением - МОУ «Наименование2» на сумму 64 273 руб., тогда как данные расходы следовало произвести по КБК Номер обезличен («Прочие расходы»). Таким образом, должностным лицом - главным бухгалтером Государственного учреждения Тверской области «Наименование1» Кирилловой Р.В. не соблюдены требования статей 38, 161, 162 Бюджетного кодекса РФ; Приказа Минфина Российской Федерации от 25.12.2008 года № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»; п. 6.5 Постановления Администрации Тверской области № 82-на от 16.03.2009 года «Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тверской области.

Кириллова Р.В. обратилась в суд с жалобой на данное постановление, в которой просит постановление № 07-18/29-10 от 19 мая 2010 года признать незаконным и отменить. В жалобе указано, что согласно ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование представляет собой направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 года № 1089 были утверждены Правила, которые определили порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ.

Постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2009 года № 82-па утвержден Порядок организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тверской области, и расходования финансовых средств на их реализацию.

Пунктами 2.1, 3.1, 3.18, 3.33, 3.47, 4.1. Порядка определены цели предоставления субсидии, которые соответствуют условиям её получения согласно Правил. Указанные цели были достигнуты распределением средств, предусмотренных на реализацию дополнительных мероприятий, по ведомственной структуре расходов бюджета по разделу 04 «Национальная экономика», подразделу 01 «Общеэкономические вопросы», целевым статьям расходов 5100300 «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ», 5101300 «расходы на реализацию программы Тверской области по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году», видам расходов 005 «Социальные выплаты» и 006 «Субсидии юридическим лицам», 013 «Прочие расходы».

Расходы на оплату договоров по организации общественных работ, заключенных с 11 бюджетными учреждениями произведены по коду операции сектора государственного управления (КОСГУ) 241 («Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям») в то время, когда необходимо было произвести по КОСГУ 226 («Прочие расходы»).

Бюджетные средства в сумме 232 068 руб., выявленные проверкой, как нецелевые расходы, на самом деле были направлены и использованы на цели, соответствующие условиям получения указанных средств, а именно по целевой статье расходов 5100300 «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ».

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренный ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, соблюден.указанные средства были предусмотрены на возмещение организациям затрат на выплату заработной платы работникам, участвующим в антикризисной программе, на эти цели они были израсходованы.

Неверное применение КОСГУ при осуществлении кассовых расходов не может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств.

Со стороны Федерального казначейства нарушение нецелевого использования бюджетных средств не было зафиксировано. В то время, когда в соответствии со ст. 166-1 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство обладает полномочиями по осуществлению санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе.

Таким образом, отсутствуют основания для привлечения Кирилловой Р.В. к административной ответственности.

В судебном заседании заявитель Кириллова Р.В. ее защитник Танчик А.А. поддержали доводы жалобы.

Представители Территориального управления в Тверской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по доверенностям Николаева Е.Д. и Холстинина Ю.Н. в судебном заседании полагали, что оплата Центром занятости заключенных договоров с бюджетными учреждениями за счет субсидии из федерального бюджета, выделенной по бюджетной классификации 123.0401.5100300.006.241 государственным (муниципальным) автономным учреждениям и государственным (муниципальным) унитарным предприятиям субъекта Российской Федерации на частичное возмещение затрат на заработную плату при организации общественных работ, временном трудоустройстве, стажировках в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также затрат на заработную плату работников в случае угрозы массового увольнения, оплату которых следовало производить за счет средств, выделенных по бюджетной классификации 123.0401.5100300.013.226 («Прочие расходы»), привело к несанкционированному самостоятельному перераспределению федеральных средств в нарушение ст. 161 БК РФ, что является нецелевым использованием бюджетных средств.

Заслушав Кириллову Р.В., ее защитника, представителей Управления, исследовав материалы дела, судья находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу ч. 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Частью 1 статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Как следует из протокола об административном правонарушении № 07-18/29-10 от 07 мая 2010 года при проведении плановой проверки использования бюджетных средств, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в Государственном учреждении Тверской области «Наименование1» установлено, что при исполнении сметы расходов за 2009 год в случаях допущено нецелевое использование субсидии из федерального бюджета на общую сумму 232 068 руб.

Так, например, за счет субсидии из федерального бюджета, выделенной КОСГУ Номер обезличен государственным (муниципальным) автономным учреждениям и государственным (муниципальным) унитарным предприятиям субъекта РФ на частичное возмещение затрат на заработную плату при организации общественных работ, временном трудоустройстве, стажировках в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений по заявкам на кассовый расход от Дата обезличена г. Номер обезличен, от Дата обезличена г. Номер обезличен, по платежным поручениям Номер обезличен от Дата обезличена г., Номер обезличен от Дата обезличена г., Номер обезличен от Дата обезличена г. на основании приказа от Дата обезличена г. Номер обезличен произведены расходы на оплату договора от Дата обезличена г. Номер обезличен, дополнительного соглашения к договору от Дата обезличена г. на организацию общественных работ, заключенного Государственным учреждением Тверской области «Наименование1» с бюджетным учреждением - МОУ «Наименование2» на сумму 64 273 руб., тогда как данные расходы следовало произвести по КБК Номер обезличен. Таким образом, должностным лицом - главным бухгалтером Государственного учреждения Тверской области «Наименование1» Кирилловой Р.В. не соблюдены требования статей 38, 161, 162 Бюджетного кодекса РФ; Приказа Минфина Российской Федерации от 25.12.2008 года № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»; п. 6.5 Постановления Администрации Тверской области № 82-на от 16.03.2009 года «Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тверской области и расходовании финансовых средств на их реализацию в 2009 г.».

Cтатья 289 Бюджетного кодекса РФ предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса РФ «получателем бюджетных средств является бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год».

Бюджетные средства предоставляются организациям в формах (ст. 69 БК РФ): ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансфертов населению; ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления; ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств); субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам; инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; межбюджетных трансфертов; кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований; кредитов иностранным государствам; средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий. Таким образом, бюджетное финансирование носит строго целевой характер.

Нецелевое использование бюджетных средств может выражаться в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Цели первоначально должны быть определены в бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе. Затем цели определяются в документа на непосредственное перечисление бюджетных средств.

Согласно статье 289 БК РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу статьи 19 БК РФ в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ). Порядок применения названной Классификации исходя из пункта 4 статьи 23.1 БК РФ устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей Классификации. В частности, Министерством финансов Российской Федерации устанавливаются перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи Классификации.

С учетом изложенного использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения (в том числе в соответствии с КОСГУ), является нецелевым использованием бюджетных средств.

На основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2010 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как следует из протокола об административном правонарушении № 07-18/29-10 от 07 мая 2010 года в ходе плановой проверки установлено, что в нарушение ст. 38, 161, 162 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 года № 145-ФЗ при исполнении сметы расходов средств, выделенных из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году, допущено 11 случаев их нецелевого использования.

В соответствии со ст. 28.2 ч. 2 Кодекса об административных правонарушений РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Однако в протоколе об административном правонарушении № 07-18/29-10 от 07 мая 2010 года не указано время совершения событий - 11 случаев нецелевого использования средств.

Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что лицом, привлекаемым к административной ответственности признается факт неверное применения КОСГУ при осуществлении кассовых расходов, суд полагает возможным признать совершенное Кирилловой Р.В. правонарушение малозначительным в соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и освободить Беликову Н.А. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 2.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области № 07-18/29-10 от 19 мая 2010 года о признании Кирилловой Раисы Васильевны, виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении ей наказания в виде штрафа в размере 4 000 рублей ОТМЕНИТЬ.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Кирилловой Раисы Васильевны, освободив Кириллову Р.В. от административной ответственности в связи с малозначительностью административных правонарушений и ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Л.Г. Буланкина