№ 12/250-10г. Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении гор. Тверь «11» ноября 2010 года Судья Центрального районного суда г. Твери Галкина Н.Ю. при секретаре Селянкиной О.А. с участием заявителя Белокуровой Н.В., представителей территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области - Холстиной Ю.Н. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), Федотова С.С. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) представителя Департамента занятости населения Тверской области Танчик А.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №) рассмотрев жалобу директора Государственного Учреждения Тверской области «<данные изъяты>» Белокуровой Нины Васильевны на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Силованова А.Д. по делу № 07-18/28-10 от 19 мая 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, у с т а н о в и л: Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Силованова А.Д. № 07-18/28-10 от 19 мая 2010 года Белокурова Нина Васильевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде штрафа в доход государства в размере 4 000 рублей. Объективная сторона правонарушения, как указано в постановлении руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Силованова А.Д. № 07-18/28-10 от 19 мая 2010 года, выражается в том, что 07 мая 2010 года в ходе проверки использования бюджетных средств, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в Государственном учреждении Тверской области «<данные изъяты>» выявлено, что при исполнении сметы расходов за 2009 год в 11-ти случаях допущено нецелевое использование субсидий из федерального бюджета на общую сумму 232 068 руб. Так, например, за счет субсидии из федерального бюджета, выделенной по КБК № государственным (муниципальным) автономным учреждениям и государственным (муниципальным) унитарным предприятиям субъекта РФ на частичное возмещение затрат на заработную плату при организации общественных работ, временном трудоустройстве, стажировках в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, по заявкам на кассовый расход от 30 сентября 2009 года №, от 27 ноября 2009 года №, пол платежным поручениям № от 30 сентября 2009 года, № от 27 ноября 2009 года, № от 23 октября 2009 года на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № произведены расходы на оплату договора от 04 августа 2009 года №, дополнительного соглашения к договору от 23 ноября 2009 года на организацию общественных работ, заключенного ГУ Тверской области «<данные изъяты>» с бюджетным учреждением - МОУ «<данные изъяты>» на сумму 64 273 руб., тогда как данные расходы следовало произвести по КБК № Белокурова Н.В. обратилась в суд с жалобой на данное постановление, в которой просит постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Силованова А.Д. № 07-18/28-10 от 19 мая 2010 года отменить, поскольку согласно ст. 289 БК РФ нецелевое использование представляет собой направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008г. № 1089 были утверждены Правила, которые определили порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. Постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2009г. № 82-па утвержден Порядок организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тверской области, и расходования финансовых средств на их реализацию. Пунктами 2.1, 3.1, 3.18, 3.33, 3.47, 4.1 Порядка определены цели предоставления субсидии, которые соответствуют условиям её получения согласно Правил. Указанные цели были достигнуты распределением средств, предусмотренных на реализацию дополнительных мероприятий, по ведомственной структуре расходов бюджета по разделу 04 "Национальная экономика", подразделу 01 "Общеэкономические вопросы", целевым статьям расходов 5100300 "Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", 5101300 "Расходы на реализацию программы Тверской области по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году", видам расходов 005 "Социальные выплаты" и 006 "Субсидии юридическим лицам", 013 "Прочие расходы". Расходы на оплату договоров по организации общественных работ, заключенных с 11 бюджетными учреждениями произведены по коду операции сектора государственного управления 241 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» в то время, когда необходимо было произвести по КОСГУ 226 «Прочие расходы». Бюджетные средства в сумме 232 068 руб., выявленные проверкой как нецелевые расходы, на самом деле были направлены и использованы на цели, соответствующие условиям получения указанных средств, а именно, по целевой статье расходов - 510 03 00 «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Неверное применение КОСГУ при осуществлении кассовых расходов не может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств. По мнению заявителя Белокуровой Н.В., отсутствуют основания для ее привлечения к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ. 20 августа 2010 года по данной жалобе судьей Центрального районного суда гор. Твери Бичан Т.О. было вынесено решение, которым постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Силованова А.Д. № 07-18/28-10 от 19 мая 2010 года о признании Белокуровой Н.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении ей наказания в виде штрафа в доход государства в размере 4 000 рублей оставлено без изменения, жалоба Белокуровой Нины Васильевны - без удовлетворения. Решением судьи Тверского областного суда Лепской К.И. от 07 октября 2010 года решение судьи Центрального районного суда гор. Твери от 20 августа 2010 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.14 КоАП РФ в отношении Белокуровой Нины Васильевны отменено, дело направлено на новое рассмотрение. 18 октября 2010 года жалоба директора Государственного Учреждения Тверской области «<данные изъяты>» Белокуровой Нины Васильевны на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Силованова А.Д. по делу № 07-18/28-10 от 19 мая 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях была принята к производству судьей Галкиной. В судебном заседании 11 ноября 2010 года заявитель Белокурова Н.В., поддержала доводы жалобы и просила постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Силованова А.Д. № 07-18/28-10 от 19 мая 2010 года отменить. Пояснила, что умысла на совершение данного административного правонарушения у нее не было, средства были перечислены и использованы по целевому назначению, в том числе и на оплату договоров на проведение общественных работ. Данная программа новая, в ней много непонятного, поэтому полученные деньги перечислили по КОСГУ 241, это просто ошибка бухгалтера, хотя она опытный работник, работает в должности главного бухгалтера уже 19 лет. Перечисляя деньги, она посчитала школы как муниципальные учреждения, а надо было их указать как бюджетные учреждения. За данное нарушение главному бухгалтеру был объявлен выговор и она была лишена премии. Представители Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Холстина Ю.Н., Федотов С.С. подержали ранее представленный отзыв на жалобу Белокуровой Н.В., пояснили, что факт совершения правонарушения является доказанным; процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении отсутствуют; годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден. Согласно ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Целевое (или нецелевое) использование бюджетных средств всегда определяется в соотношении с целью выделения таких средств. Цель, в свою очередь, определяется совокупностью кодов бюджетной (экономической) классификации, по которой доведены те или иные лимиты ассигнований и объемы финансирования. Так, согласно ст. 158 БК РФ целевое назначение, размер и направление использования средств определяются в сметах расходов и реестрах на перечисление бюджетных средств в разрезе функциональной и экономической классификации расходов бюджетов РФ главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по управлению деятельности подведомственных ему учреждений. Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Согласно п. 1 ст. 20 БК РФ код классификации расходов бюджетов состоит не только из целевой статьи, а из совокупности: кода главного распорядителя бюджетных средств; кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов; кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов. Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Из требований сметно-бюджетной дисциплины вытекает правило, согласно которому целевое назначение статей расходов не подлежит произвольному изменению. Фактически бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться только денежными средствами, поступающими по определенной статье экономической классификации бюджетов и только в пределах данной статьи. По общему правилу перераспределение средств между статьями также не допускается. Если получатель средств неправильно относит произведенные расходы и, следовательно, неправильно отражает их за счет какой-либо статьи бюджетной классификации, такая ошибка является нарушением бюджетного законодательства в виде нецелевого использования бюджетных средств. Нецелевое использование бюджетных средств образуют любые действия получателей бюджетных средств, направленные на не предусмотренное Бюджетным кодексом Российской Федерации перемещение средств федерального бюджета между любыми показателями классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Просят отказать в удовлетворении заявленных Белокуровой Н.В. требований, считают, что обжалуемое постановление составлено без нарушения процессуальных норм, при необходимости есть возможность составить аналогичное постановление по всем 11-ти случаям нецелевого использования денежных средств. Представитель Департамента занятости населения Тверской области по доверенности Танчик А.А. поддержала доводы письменного отзыва на жалобу Евтеевой И.Е., и пояснила, что В соответствии с частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ административным правонарушением признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющимся основанием для получения бюджетных средств. Таким образом, под использованием бюджетных средств, полученных в виде субсидий, не по целевому назначению можно понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их выделении. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Администрацией Тверской области постановлением от 27.01.2009 № 21-па была утверждена соответствующая Программа. Программа ориентирована на снижение напряженности на рынке труда области путем осуществления мероприятий по: опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения; организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработными гражданами, гражданами, ищущими работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае массового увольнения; содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2009 № 82-па утвержден Порядок организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тверской области, и расходования финансовых средств на их реализацию. В процессе реализации Порядка бухгалтером центра занятости были неправильно применены коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), т.е. допущено нарушение методологии, установленной пунктом 6.5 Порядка. В тоже время установленные проверкой Росфиннадзора бюджетные средства как нецелевые были перечислены по целевой статье расходов - 510 03 00 «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» и направлены на цели, предусмотренные Программой и Порядком. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренный статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, соблюден. Общественным отношениям факт ошибки бухгалтера вреда не причинил. Просила признать незаконным и отменить постановление Силованова А.Д. от 19.05.2010 № 07-18/28-10 в отношении директора Государственного учреждения Тверской области «Центра занятости населения Рамешковского района» Белокуровой Н.В. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к выводу о необходимости возвращения материалов дела на новое рассмотрение должностному лицу, в связи с существенными процессуальными нарушениями. В силу п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания. Согласно протокола № 07-18/28-10 от 19 мая 2010 года об административном правонарушении усматривается, что Белокуровой Н.В. инкриминируется административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ по факту совершения 11-ти случаев нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 232 068 рублей. Действия, связанные с использованием бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ. Вместе с этим, объективная сторона вышеуказанного состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции. Множественность таких операций свидетельствует о неоднократности совершения самостоятельных правонарушений. К ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ, лицо может быть привлечено за единичный факт неправомерного расходования бюджетных средств, т.е. за каждое правонарушение в отдельности. Исходя из смысла ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, который составляется в отношении этого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение. При этом протокол об административном правонарушении составляется по каждому событию (факту) административного правонарушения. В части 2 ст. 28.2 КоАП РФ установлены требования к содержанию протокола об административном правонарушении, в том числе в нем должны быть указаны: место, время совершения и событие административного правонарушения. Отсутствие указанных выше обстоятельств является основанием для возвращения протокола лицу, его составившему. Кроме того, в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 указано, что существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Между тем, как следует из протокола об административном правонарушении, административным органом в указанном протоколе описано событие в отношении одного случая нецелевого использования бюджетных средств, и не конкретизированы события по совершению 11-ти случаев нецелевого использования средств, а именно: место, время совершения и событие административного правонарушения Кроме того, в нарушении требований ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении также не конкретизированы события по совершению 11-ти случаев нецелевого использования средств, вмененных должностному лицу. Как усматривается из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении Белокурова Н.В., признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ по факту совершения 11-ти случаев нецелевого использования субсидий из федерального бюджета на общую сумму 232 068 рублей. На основании вышеизложенного, в соответствии с п.4 ч.1 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая, что при составлении протокола и постановления об административном правонарушении в отношении Белокуровой Н.В. допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, и это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, считаю необходимым постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Силованова А.Д. № 07-18/28-10 от 19 мая 2010 в отношении Белокуровой Н.В., которая признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить, дело вернуть на новое рассмотрение должностному лицу. Учитывая изложенное, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л: Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Силованова А.Д. № 07-18/28-10 от 19 мая 2010 года о признании Белокуровой Нины Васильевны виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении ей наказания в виде штрафа в доход государства в размере 4 000 рублей отменить, дело направить на новое рассмотрение должностному лицу. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения. Судья