Нецелевое использование бюджетных средств и средств государствненых внебюджетных фондов



Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

« 20 »декабря 2010 года                                            г.Тверь

Судья Центрального районного суда г.Твери Фокина Л.А. при секретаре Кузьминой Т.Ю., рассмотрев жалобу Коршуновой Татьяны Игоревны на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области № 07-18/52-10 от 08 ноября 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области № 07-18/52-10 от 08 ноября 2010 года Коршунова Татьяна Игоревна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 руб.

Объективная сторона правонарушения, как указано в постановлении руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области ФИО1 № 07-18/52-10 от 08 ноября 2010 года, выражается в том, что при проведении проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в Федеральном государственном учреждении «<данные изъяты>» установлено, что средства федерального бюджета расходовались учреждением на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете. В результате, при исполнении сметы расходов за 2009 год допущено нецелевое использование средств федерального бюджета на сумму 1974 рубля, а именно: по расходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ выданы денежные средства ФИО2 в сумме 2916 рублей на цели, предусмотренные КБК <данные изъяты> «<данные изъяты>» на командировочные расходы. На момент совершения данной расчетно-платежной операции остаток в кассе денежных средств на цели, предусмотренные КБК <данные изъяты>, составлял 942 рубля. При отсутствии в кассе денежных средств на цели, предусмотренные КБК <данные изъяты>, в достаточном размере, расчетно-платежная операция на сумму 1974 рубля совершена за счет средств по КБК <данные изъяты> «<данные изъяты>», полученных по заявке от ДД.ММ.ГГГГ и имевшихся в кассе <данные изъяты> на момент совершения операции.

Коршунова Т.И. обратилась в суд с жалобой на данное постановление, в которой просит постановление № 07-18/52-10 от 08 ноября 2010 года признать незаконным и отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить. В жалобе указано, что согласно протоколу об административном правонарушении установлено, что средства федерального бюджета расходовались Учреждением на цели, не соответствующие условиям их получении, определенным в утвержденном бюджете. По расходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ выданы под отчет денежные средства в сумме 2916 рублей на цели, не предусмотренные КБК <данные изъяты> «<данные изъяты>». На момент проведения данной операции остаток в кассе денежных средств на цели, предусмотренные КБК <данные изъяты> 340 составлял 942 рубля. В связи с отсутствием денежных средств необходимых для расчетов с подотчетным лицом по КБК <данные изъяты> расчет произведен за счет средств по КБК <данные изъяты> «<данные изъяты>» в размере 1974 рубля. При рассмотрении дела об административном правонарушении ею были представлены объяснения по факту допущения нарушений в целевом расходовании денежных средств кассы. Согласно данным объяснениям, расходование средств осуществлялось в соответствии с требованиями трудового законодательства и обеспечения прав работника на возмещение расходов, связанных с направлением работника в служебную командировку. Необходимо учитывать, что, руководствуясь положениями ст. 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства, в том числе на командировочные и иные компенсационные выплаты работникам, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Ее действия не носят пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на нее обязанностей применительно к обстоятельствам совершения административного правонарушения, поскольку действовала в первую очередь в рамках соблюдения трудового законодательства и соблюдения прав и интересов работников. Она полагает, что данное правонарушение не наносит существенной угрозы общественным отношениям. Руководствуясь пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В судебном заседании представитель заявителя Коршуновой Т.И.-по доверенности Любченко Е.А. поддержала доводы жалобы.

Представитель Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области по доверенности Федотов С.С. с доводами жалобы не согласился, указав на отсутствие каких-либо нарушений при составлении протокола об административной ответственности.

Заслушав представителя заявителя, представителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области, исследовав материалы дела, судья находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу ч. 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Частью 1 статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Между тем, как усматривается из материалов дела, Территориальным Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области при проведении проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в Федеральном государственном учреждении «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» выявлено, что средства федерального бюджета расходовались учреждением на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете. В результате, при исполнении сметы расходов за 2009 год допущено нецелевое использование средств федерального бюджета на сумму 1974 рубля, а именно: по расходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ выданы денежные средства ФИО2 в сумме 2916 рублей на цели, предусмотренные КБК <данные изъяты> «<данные изъяты>» на командировочные расходы. На момент совершения данной расчетно-платежной операции остаток в кассе денежных средств на цели, предусмотренные КБК <данные изъяты>, составлял 942 рубля. При отсутствии в кассе денежных средств на цели, предусмотренные КБК <данные изъяты>, в достаточном размере, расчетно-платежная операция на сумму 1974 рубля совершена за счет средств по КБК <данные изъяты> «<данные изъяты>», полученных по заявке от ДД.ММ.ГГГГ и имевшихся в кассе Управления на момент совершения операции.

По факту выявленных нарушений административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 02.11.2010 года № 07-18/52-10, в котором указано о совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ: средства федерального бюджета расходовались учреждением на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете. В результате, при исполнении сметы расходов за 2009 год допущено нецелевое использование средств федерального бюджета на сумму 1974 рубля, а именно: по расходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ выданы денежные средства ФИО2 в сумме 2916 рублей на цели, предусмотренные КБК <данные изъяты> «<данные изъяты>» на командировочные расходы. На момент совершения данной расчетно-платежной операции остаток в кассе денежных средств на цели, предусмотренные КБК <данные изъяты>, составлял 942 рубля. При отсутствии в кассе денежных средств на цели, предусмотренные КБК <данные изъяты>, в достаточном размере, расчетно-платежная операция на сумму 1974 рубля совершена за счет средств по КБК <данные изъяты> «<данные изъяты>», полученных по заявке от ДД.ММ.ГГГГ и имевшихся в кассе Управления на момент совершения операции.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.

В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения необходимые для разрешения дела.

Однако, как следует из протокола об административном правонарушении от 02 ноября 2010 года № 07-18/52-10, должностным лицом в указанном протоколе не описано событие нецелевого использования бюджетных средств, данное события не конкретизировано, отсутствует указание о времени и месте, об обстоятельствах совершения административного правонарушения, инкриминируемого Коршуновой Т.И.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 (редакция от 10.06.2010) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

По смыслу нормативных положений, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.

Правила оформления названного документа указаны в частях 2, 5 статьи 28.2 КоАП РФ.

Материалы настоящего дела свидетельствуют о том, что в ходе производства по делу об административном правонарушением Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области не были восполнены недостатки протокола, выражающиеся в отсутствии данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

Ввиду названного обстоятельства протокол не может быть признан надлежащим документом по административному делу.

При этом в указанном постановлении от 08 ноября 2010 года по делу № 07-18/52-10 также отсутствует описание события нецелевого использования бюджетных средств, указанное событие не конкретизировано, отсутствует указание о времени и месте, об обстоятельствах совершения административного правонарушения, инкриминируемого Коршуновой Т.И.

При таких обстоятельствах постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Силованова А.Д. № 07-18/52-10 от 08 ноября 2010 года, которым Коршунова Татьяна Игоревна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия события административного правонарушения.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 2.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить жалобу Коршуновой Татьяны Игоревны.

Признать незаконным и отменить постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области ФИО1 № 07-18/52-10 от 08 ноября 2010 года о привлечении Коршуновой Татьяны Игоревны к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья:                                                      Л.А. Фокина