Дело № 12-80/2012
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Тверь 17 мая 2012 года
Судья Центрального районного суда г. Твери Мордвинкина Е.Н.,
С участием: Молякова В.И. и его защитника Рудневой А.Н.,
Эксперта отдела государственного надзора в сфере охраны окружающей среды управления государственного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Ивановой Н.А.
рассмотрев жалобу Молякова В.И. на постановление Главного специалиста - эксперта (государственного инспектора) отдела государственного надзора министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Рулько И.А. от 07 марта 2012 года № о привлечении заявителя к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,
у с т а н о в и л :
Постановлением Главного специалиста - эксперта (государственного инспектора) отдела государственного надзора министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 от 07 марта 2012 года № должностное лицо - Моляков В.И. – <данные изъяты> ЗАО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 10.000 рублей.
Согласно Постановлению, объективная сторона правонарушения выразилась в том, что должностным лицом - Моляковым В.И. - <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), назначенным приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ответственным за соблюдение экологических норм и правил на предприятии ЗАО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> совершено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления (отсутствуют паспорта на некоторые виды отходов I - IV класса опасности; отсутствуют свидетельства на отходы I - V класса опасности; отходы I класса опасности - отработанные ртутные лампы и люминесцентные ртутьсодержащие трубки хранятся с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований), тем самым совершив административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Моляков В.И. обратился с жалобой, в которой указывает, что выявленный в ходе проверки факт несоблюдения ЗАО «<данные изъяты>» требований ч. 2 и 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления», в виду отсутствия паспорта и свидетельства на отходы, не соответствует действительности. В декабре 2011 года ЗАО «<данные изъяты>» были разработаны паспорта на все образующиеся на предприятии отходы и исходные сведения об этих отходах. На отходы, класс опасности которых не установлен в Федеральном классификационном каталоге отходов, выполнен расчет класса опасности. ДД.ММ.ГГГГ указанные паспорта, исходные сведения об отходах и расчеты классов опасности отходов была направлены на согласование. ДД.ММ.ГГГГ в адрес организации было направлено 12 согласованных паспортов опасных отходов и выданы 12 свидетельств. Для остальных видов отходов, класс которых не установлен в Федеральном классификационном каталоге отходов, сведения направлены в соответствии с Приказом от 24.11.2010 № 441 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Указанные документы были предъявлены в ходе проверки, что подтверждено актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, на запрос ОАО «<данные изъяты>» о сроках согласования паспортов и выдаче свидетельств получен письменный ответ о том, что Управление информацией о сроках выдачи паспортов не обладает. Таким образом, организацией были разработаны паспорта на все образующиеся отходы и предприняты все меры по их согласованию и выдаче свидетельств. Факт несоблюдения организацией п. 15 Правил обращения с отходами производства и потребления также не соответствует действительности. Так, согласно п. 15 ПП РФ от 03.09.2010 г. № 681 допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из под новых ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении. Данный пункт организацией выполнен, что подтверждено фотоматериалами проверки, т.е. хранение ламп осуществлялось в условиях полностью исключающих бой ламп, никакого вреда окружающей среде нанесено не было. При этом указывает, что выявленный в ходе проверки факт нарушения требований п. 3.6 СанПиНа №2.1.7.1322-03, т.е. хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в герметичной упаковке имел место быть. Однако, организация в вопросах хранения отработанных ртутьсодержащих ламп руководствовалась ПП РФ от 03.09.2010 № 681, все требования которого на предприятии выполнялись в полном объеме. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ до составления протокола об административном правонарушении организовало хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в герметичных контейнерах, что подтверждается представленными материалами, а также отражено в постановлении о назначении административного наказания. Просит отменить постановление № Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Моляков В.И. и его защитник Руднёва А.Н. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель отдела государственного надзора в сфере охраны окружающей среды управления государственного надзора министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Иванова Н.А. поддержала доводы отзыва, просила постановление от 07.03.2012 года № оставить без изменения, а жалобу Молякова В.И. – без удовлетворения.
Исследовав все предоставленные материалы и заслушав участников процесса, суд полагает необходимым вынесенное постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,.. . устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Так, из материалов дела следует, что приказом органа государственного надзора о проведении плановой выездной проверки юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ указаны основания для проведения проверки в отношении ЗАО «<данные изъяты>», и все необходимые сведения, предусмотренные п. 5 ч.2 ст.14 ст. 14, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. N 89, на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт, т.е. документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, и содержащий сведения об их составе. Паспорт отходов - I - IV класса опасности составляется на основании данных, о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и его территориальные органы на основании представляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, проводят работу по паспортизации опасных отходов. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода" утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению. Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицам, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов утвержден Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» и устанавливает процедуру подготовки обосновывающих материалов рассмотрения и принятия решения о паспортизации опасных отходов.
Материалами дела установлено, что в ходе проведения проверки не были представлены разработанные и согласованные в установленном порядке паспорта отходов I-IV классов опасности и свидетельства о классе опасности образовавшихся, размещенных отходов по следующим видам отходов (отходы при обработке сточных вод; отходы лакокрасочных средств - тара металлическая; отходы лакокрасочных средств - полиэтилен загрязненный; текстиль загрязненный; фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными в-вами (отработанные фильтры компрессоров); фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными в-вами (фильтры из стекловолокна, загрязненные ЛКМ); фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными в-вами (картонные фильтры, загрязненные ЛКМ); медицинские отходы (1.перевязочные материалы; 2.резиновые перчатки; 3.шприцы одноразовые; 4.картон, бумага, ампулы)), что нарушает положения ч.ч. 2, 3 ст. 14 Федерального Закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды и на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. № 681 допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах транспортировании; при этом хранение твердых промотходов I класса разрешается включительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны) на основании п. 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН № 2.1.7.1322-03.
Согласно материалов проверки в нарушение вышеуказанных норм - отработанные ртутные лампы люминесцентные ртутьсодержащие трубки хранились на момент проверки в картонной негерметичной упаковке, не обеспечивающей их сохранность, свободно соприкасаясь друг с другом.
ЗАО «<данные изъяты>» представлены документы, подтверждающие прохождение профессиональной подготовки лиц, допущенных к осуществлению деятельности по обращению с опасными отходами - Свидетельство о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ № (АНО <данные изъяты> выданное Молякову В.И. - <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), назначенному приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ответственным за соблюдение экологических норм и правил на предприятии ЗАО «<данные изъяты>».
Таким образом, Моляковым В.И. нарушены положения ч.ч. 2, 3 ст. 14 Федерального Закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. № 681 г. Москва «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», а также п. 3.6 СанПина № 2.1.7.1322-03, т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения <данные изъяты> Моляковым В.И. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается: актом проверки огранном государственного контроля от ДД.ММ.ГГГГ №, протоколом об административном правонарушении от 24.02.2012 №, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, Главный специалист – эксперт (государственного инспектора) отдела государственного надзора министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 обоснованно привлек своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Молякова В.И. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что ЗАО «<данные изъяты>» были разработаны паспорта на все образующиеся отходы и предприняты меры по их согласованию и выдаче свидетельств о их классе опасности – не может служить основанием для отмены постановления, поскольку в 2011 году деятельность ЗАО «<данные изъяты>» велась в отсутствии паспортов на опасные отходы, а имеющиеся паспорта были получены только в феврале 2012 года. Более того, в настоящее время ЗАО «<данные изъяты>» и должностное лицо, на которое возложена ответственность за соблюдение экологических норм и правил, допускает работу предприятия в отсутствие паспортов отходов I-IV классов опасности и свидетельства о классе опасности образовавшихся, размещенных отходов по следующим видам отходов (отходы при обработке сточных вод; отходы лакокрасочных средств - тара металлическая; отходы лакокрасочных средств - полиэтилен загрязненный; текстиль загрязненный; фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными в-вами (отработанные фильтры компрессоров); фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными в-вами (фильтры из стекловолокна, загрязненные ЛКМ); фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными в-вами (картонные фильтры, загрязненные ЛКМ); медицинские отходы (1.перевязочные материалы; 2.резиновые перчатки; 3.шприцы одноразовые; 4.картон, бумага, ампулы)), что нарушает положения ч.ч. 2, 3 ст. 14 Федерального Закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Меры к получению таких паспортов предприняты лишь в декабре 2011года.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ.
Утверждение заявителя о противоречии между ПП РФ от 03.09.2010 г. № 681, требования которого организацией выполнены, и СанПиНом № 2.1.7.1322-03 суд считает несостоятельным, поскольку в ходе проверки в 2011 году хранение образующихся у ЗАО «ЭКСМАШ» ртутьсодержащих ламп производилось с нарушением установленных требований (в условиях, не исключающих бой ламп, т.е. лампы свободно, соприкасаясь друг с другом, складировались (вертикально) в открытой коробке) (фотографии прилагаются к акту проверки)).
Ртутьсодержащие отходы относятся к 1 классу опасности, т.е. это чрезвычайно опасные отходы, представляющие угрозу стойкого загрязнения окружающей среды и нанесения вреда здоровью человека. В сентябре 2010 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».
В соответствии с п.п. 14, 15 данных Правил хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары; допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.
Вместе с тем, с 15 июня 2003 года введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года.
В силу п. 1.3. Указанного нормативного акта, его требования предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.
Вышеуказанные требования организацией не выполнены в полном объеме, что подтверждается имеющими фотоматериалами и не оспаривается самим Моляковым В.И. Кроме того, в ходе проведения проверки ЗАО «<данные изъяты>» проверялась деятельность организации за период 2011 года. Проверкой установлено, что в 2011 году и до проверки, проводимой Министерством имелись нарушения, такие как: отсутствие паспортов опасных отходов I-IV классов, отсутствие свидетельств о классе опасности образовавшихся, размещенных отходов с нарушением требований, установленных Правилами и только в феврале 2012 года частично были устранены такие нарушения как - хранение ртутьсодержащих ламп приведено в соответствие с требованиями, установленными Правилами.
Факт организации ЗАО «<данные изъяты>» до вынесения постановления по делу об административном правонарушении хранения отработанных ртутьсодержащих ламп в герметичных контейнерах, также не может служить основанием для отмены постановления в виду того, ДД.ММ.ГГГГ на момент совершения административного правонарушения выявлены указанные нарушения хранения отработанных ртутьсодержащих ламп в герметичных контейнерах.
Действия Молякова В.И. правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ, наказание назначено с учетом требований положений ст. 4.1,4.3,4.6 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
Постановление Главного специалиста - эксперта (государственного инспектора) отдела государственного надзора министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 от 07 марта 2012 года № о привлечении Молякова В.И. к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» оставить без изменения, жалобу Молякова В.И. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение 10 суток.
Судья