Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2717/2010
г. Тюмень 11 мая 2010 г.
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Урубковой О.В.
при секретаре Кудиной Ю.В.
с участием представителей заявителя Сарыева С.Г.-о, Матченковой Ю.Ю., представителя заинтересованного лица Управления Росреестра Матуся А.Г., представителя заинтересованного лица Администрации Тюменского МР Балахниной С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сарыева Н.С. о признании недействительным отказа регистрирующего органа,
У С Т А Н О В И Л :
Сарыев Н.С.-о обратился в суд с заявлением о признании недействительным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., ... и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок. Заявление мотивировано тем, что вышеназванный земельный участок был предоставлен заявителю для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, относится к категории земель населенных пунктов, в отношении земельного участка с заявителем заключен договор аренды, который в дальнейшем расторгнут на основании соглашения о расторжении договора аренды от Дата обезличенаг. Дата обезличенаг. между заявителем и Администрацией Тюменского муниципального района (далее по тексту - Администрация Тюменского МР), составлен акт приема-передачи земельного участка. Однако при обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее по тексту - Управление Росреестра), в государственной регистрации права собственности на земельный участок ему было отказано. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с п.3 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О Государственной границе Российской Федерации», и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Согласно п.5 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до установления Президентом Российской Федерации указанного в п.3 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. До настоящего времени перечень приграничных территорий Президентом Российской Федерации не установлен. Регистрирующим органом сделан вывод о том, что предоставленный на государственную регистрацию договор купли-продажи земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства. Заявитель считает, что данный отказ регистрирующего органа нарушает его права как собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом. Согласно письму заместителя главы Тюменского МР от Дата обезличенаг. указанный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, расположен на территории ..., который в соответствии с Федеральным законом «О Государственной границе Российской Федерации» не имеет статуса приграничной территории. К категории земель сельскохозяйственного назначения земельный участок не относится, на участке расположен дом, принадлежащий заявителю на праве собственности.
Заявитель Сарыев Н.С.-о в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, направил в суд своих представителей.
Представители заявителя Сарыев С.Г.-о, Матченкова Ю.Ю. заявление своего доверителя поддержали в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра Матуся А.Г. в судебном заседании с заявлением Сарыева С.Г.-о не согласилась, отказ Сарыеву Н.С.-о в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу ..., ..., ... считает правомерным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица Администрации Тюменского МР Балахнина С.В. с заявлением Сарыева Н.С.-о согласилась, поскольку спорный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, расположен на территории ..., который в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации не имеет статуса приграничной территории, считает, что оснований для ограничений по предоставлению земельного участка в собственность иностранному гражданину не имеется. Считает, что в отказе в государственной регистрации не представлено доказательств того, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, а также того, что спорный земельный участок расположен на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Выслушав объяснения представителей заявителя Сарыева С.Г.-о, Матченковой Ю.Ю., представителя заинтересованного лица Управления Росреестра Матуся А.Г., представителя заинтересованного лица Администрации Тюменского МР Балахниной С.В., исследовав материалы дела, суд считает заявление Сарыева Н.С.-о не подлежащим удовлетворению.
Судом установлено следующее.
Дата обезличена г. между Администрацией Тюменского МР и гражданином Республики Азербайджан Сарыевым Н.С.-о заключен договор аренды земельного участка Номер обезличен, согласно которому Сарыеву Н.С.-о предоставлен в аренду земельный участок площадью 1400 кв.м, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ... Номер обезличен, категория земель - земли населенных пунктов, участок предоставлен для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений л.д.10-13). Соглашением от Дата обезличена г., заключенным между Администрацией Тюменского МР и Сарыевым Н.С.-о договор аренды вышеназванного земельного участка расторгнут л.д.14).
Дата обезличена г. между Администрацией Тюменского МР и Сарыевым Н.С.-о заключен договор купли-продажи Номер обезличен земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество. Согласно данному договору Администрация Тюменского МР передает в собственность, а Сарыев Н.С.-о принимает и оплачивает по цене на условиях настоящего договора земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ... Номер обезличен в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от Дата обезличена г. Номер обезличен общей площадью 1400 кв.м л.д.15). Дата обезличена г. составлен акт приема-передачи указанного земельного участка.
При обращении заявителя Сарыева Н.С.-о в регистрирующий орган, в государственной регистрации права собственности на земельный участок заявителю было отказано, что следует из сообщения Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации от Дата обезличена г. л.д.17).
Согласно данному сообщению основаниями для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок послужило несоответствие договора купли-продажи земельного участка Номер обезличен от Дата обезличена г. требованиям действующего законодательства.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии п.3 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Согласно п.5 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до установления Президентом Российской Федерации указанного в пункте 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.
До настоящего времени перечень приграничных территорий Президентом Российской Федерации не установлен.
Анализ вышеперечисленных норм закона позволяет суду прийти к выводу о том, что представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи земельного участка Номер обезличен от Дата обезличенаг. не соответствует требованиям действующего законодательства, земельный участок не может быть предоставлен в собственность Сарыеву Н.С.-о, являющемуся иностранным гражданином.
Суд находит необоснованной ссылку заявителя Сарыева Н.С.-о о том, что согласно письму Администрации Тюменского МР от Дата обезличенаг. Номер обезличен спорный земельный участок в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации не имеет статуса приграничной территории, поскольку Администрация Тюменского МР не правомочна в решении вопросов о включении земельных участков в приграничные территории.
Представитель заинтересованного лица Администрации Тюменского МР Балахнина С.В., соглашаясь с заявлением Сарыева Н.С.-о, ссылается на п.1 Приказа Федеральной Службы безопасности Российской Федерации от 16 июня 2006г. № 276 «О пределах пограничной зоны на территории Тюменской области», согласно которому установлены пределы пограничной зоны на территории Тюменской области прилегающей к государственной границе Российской Федерации с Республикой Казахстан в муниципальных образованиях: Бердюжском, Казанском и Сладковском.
В соответствии с ч.4 ст.3 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Следовательно, понятие «приграничная территория» является более широким понятием по отношению к понятию «пограничная зона», последнее является одной из составляющих частей понятия «приграничная территория», эти два понятия не являются синонимами, поэтому то обстоятельство, что Бердюжский, Казанский и Сладковский районы, являются пограничными зонами не означает, что они являются приграничными территориями. А потому суд находит необоснованной ссылку представителя заинтересованного лица Администрации Тюменского МР Балахниной С.В. на вышеназванный Приказ «О пределах пограничной зоны на территории Тюменской области».
В соответствии с абзацами 4, 10 п.1 ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим законом; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Таким образом, отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности Сарыева Н.С.-о, на земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., ..., не противоречит нормам закона, основания для удовлетворения заявления Сарыева Н.С.-о о признании отказа в государственной регистрации незаконным отсутствуют.
Нарушения прав заявителя оспариваемым отказом в государственной регистрации судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3, 12, 13, 56, 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Сарыеву Н.С. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 1400 кв.м, расположенный по адресу ... ..., ..., кадастровый номер Номер обезличен и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено 18 мая 2010 г.
Судья Урубкова О.В.