Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-3379/2010
г. Тюмень 22 июля 2010 г.
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Урубковой О.В.
при секретаре Миннуллиной Э.Ф.
с участием истицы Алеевой А.К., представителя истицы Ишимова А.И., представителя ответчика Маневой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алеевой А.К. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области о признании неправомерным решения,
У С Т А Н О В И Л :
Истица Алеева А.К. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской (далее по тексту - УПФР г. Тюмени Тюменской области)о признании неправомерным решения № от ДД.ММ.ГГГГ в части, обязании назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР г. Тюмени Тюменской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако ей было отказано, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры ЗАО Н», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры ЗАО Н», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отпуск без сохранения заработной платы) в должности медицинской сестры Г» и Т», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (курсы усовершенствования), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дополнительные отпуска для сдачи сессии) в должности медицинской сестры Т» и медицинской сестры и старшей медицинской сестры ЗАО Н» не включены в специальный трудовой стаж. С данным решением она не согласна, поскольку в эти периоды она занималась лечебной деятельностью и работала в учреждениях, оказывающих медицинские услуги, невключение периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком и нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком в стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, противоречит закону.
В дальнейшем от истицы поступило исковое заявление с дополнениями, в котором просит также взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в сумме 1000 руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 600 руб. В заявлении также указывает, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации, нахождения в учебных отпусках являются периодами с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а потому в силу ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации считает данные периоды подлежащими включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В судебном заседании истица Алеева А.К., ее представитель Ишимов А.И. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Манева А.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, считает отказ УПФР г. Тюмени Тюменской области в назначении Алеевой А.К. трудовой пенсии по старости досрочно правомерным.
Выслушав объяснения истицы Алеевой А.К., ее представителя Ишимова А.И., представителя ответчика Маневой А.Н., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено следующее.
Истица Алеева А.К. осуществляет лечебную деятельность: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности патронажной сестры К; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры Г»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры Т», что подтверждается трудовой книжкой (л.д.18-19), объяснениями истицы в судебном заседании Указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что отражено в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР г. Тюмени Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.13-17).
Из указанного протокола следует, что периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры ЗАО Н»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры ЗАО Н»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отпуск без сохранения заработной платы); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (курсы усовершенствования); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дополнительные отпуска для сдачи сессии) не включены в стаж на соответствующих видах работ.
В качестве основания указано, что досрочное пенсионное обеспечение в связи с медицинской деятельностью законодательно предусмотрено лишь в случае осуществления соответствующей деятельности в организациях, имеющих единственную организационно-правовую форму - «учреждение», в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, подлежат включению только периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет до 6 октября 1992 г., до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3541-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы перечнем не предусмотрены.
Согласно справке ОАО Н» Г переименована в Т на основании распоряжения главы администрации Центрального района г. Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ, Т» переименована в Т» на основании приказа ОАО «Т» № от ДД.ММ.ГГГГ, решением ОАО «Т» от ДД.ММ.ГГГГ учреждено ЗАО «Н», ЗАО «Н» в связи с изменением типа акционерного общества с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в ОАО «Н» (л.д.24). ЗАО «Н» выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности с указанием номенклатуры работ и услуг по доврачебной деятельности, стационарной помощи, в том числе в условиях дневного стационара, прочие работы и услуги (л.д.31,32). ЗАО «Н» выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности с указанием выполняемых работ (услуг) при осуществлении доврачебной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи (л.д.33,34).
Как пояснила истица Алеева А.К., ее представитель Ишимов А.И. в судебном заседании, истица осуществляет лечебную деятельность в должности медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж ее деятельности составляет более 30 лет. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ РФ (ГК) в г. Тюмени Тюменской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, но ей было отказано на основании того, что досрочное пенсионное обеспечение в связи с медицинской деятельность законодательно предусмотрено лишь в случае осуществления соответствующей деятельности в организациях, имеющих единственную организационно-правовую форму - «учреждение», в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, подлежат включению только периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет до 6 октября 1992 г., до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3541-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы перечнем не предусмотрены. Однако в спорные периоды она, как и всегда занималась лечебной деятельностью.
Постановлением Конституционного суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающие для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав уже приобретенных указанными лицами в результате длительное профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
Оценивая доказательства в их совокупности, суд считает, что реорганизационные мероприятия, происходящие с ОАО «Н» не должны отражаться на правах ее работников в досрочном назначении пенсии. Наименования менялись, однако суть работы и выполняемые функции остались прежними, наименование «учреждение» и «общество», осуществляющее лечебную деятельность применительно к данному случаю тождественны, кроме того, Алеева А.К. в спорные периоды фактически работала в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры, поэтому периоды работы Алеевой А.К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры ЗАО Н», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры ЗАО Н» должны быть включены в специальный трудовой стаж.
Статья 167 Кодекса Законов о труде РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 19 г.) предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Представитель ответчика Манева А.Н. ссылается на разъяснение секретариата всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов от 29.11.1989 г. № 23/24-11, согласно которому в общий непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности включался отпуск по уходу за ребенком до трех лет до 1.10.1989 г.
Однако указанное разъяснение противоречит Постановлению Совмина СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677, имеющего высшую юридическую силу.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Правило о включении в выслугу лет для назначения льготной пенсии времени нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком действовало до 6 октября 1992 г., то есть до внесения изменения в статью 167 Кодекса законом о труде РСФСР (Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации»). Новым пенсионным законодательством не предусмотрено включение указанного периода в специальный стаж.
В силу ст.12 Трудового Кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подпадает в период действия нормы закона (статьи 167 КЗоТ РСФСР), а отпуск в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как правоотношение возникло до введения в действие новой редакции данной статьи, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, то с учетом вышеназванных норм закона, указанные периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в стаж работы Алеевой А.К. по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 Трудового Кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработной плата.
Как следует из объяснений истицы Алеевой А.К., ее представителя Ишимова А.И. в судебном заседании, в период нахождения на курсах повышения квалификации, а также нахождения в оплачиваемом учебном отпуске за ней сохранено рабочее место (должность), ей выплачивалась заработная плата, работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются приказами о направлении на курсы повышения квалификации, приказами об учебном отпуске, расчетными листами, представленными в судебное заседание.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, период нахождения в оплачиваемых отпусках с сохранением заработной платы подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В связи с изложенными обстоятельствами Протокол Заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Алеевой А.К. в назначении пенсии должен быть признан недействительным.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ст. 19. п.1 Федерального Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В связи с этим суд считает необходимым обязать ответчика назначить истице пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку именно тогда истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, что отражено в Протоколе Заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб., понесенные в соответствии с договором № возмездного оказания услуг с физическим лицом от ДД.ММ.ГГГГ При определении размера суд учитывал объем помощи (составление искового заявления, участие в одном судебном заседании), сложность и продолжительность рассматриваемого дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3, 12, 56, 67, 98, 100, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Алеевой А.К. удовлетворить.
Признать недействительным Протокол Заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Алеевой А.К. в назначении пенсии.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области включить периоды работы Алеевой Асии Каусаровны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры Закрытого акционерного общества Н», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры Закрытого акционерного общества Н», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отпуск без сохранения заработной плате) в должности медицинской сестры Г» и Т», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (курсы усовершенствования), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дополнительные отпуска для сдачи сессии) в должности медицинской сестры Т» и медицинской сестры и старшей медицинской сестры Закрытого акционерного общества Н» в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области назначить Алеевой А.К. трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области в пользу Алеевой А.К. расходы по уплате госпошлины в размере 600 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено судьей 29 июля 2010 г.
Судья Урубкова О.В.