Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-5134/2010
г. Тюмень 24 сентября 2010 г.
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Урубковой О.В.
при секретаре Миннуллиной Э.Ф.
с участием представителя истца Ситниковой Е.А., представителя заинтересованного лица Кравченко Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бурыхиной И.А. о признании незаконным отказа и обязании осуществить государственную регистрацию,
У С Т А Н О В И Л :
Заявитель Бурыхина И.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Тюменской области) в государственной регистрации права собственности на долю в виде одного гаража во 2 очереди в осях В-Г, 9-10, второй слева, 5 этаж, общей площадью гаража 19,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию, документы представлены в полном объеме, требований о предоставлении дополнительных документов к заявителю не предъявлялось. Заявителем была представлена заверенная копия судебного решения, отказ по такому основанию, как непредставление второй копии, считает незаконным, поскольку такой отказ не основан на законе. Исходя из специфики оформляемого права собственности на долю в общем имуществе незавершенного строительством объекта, оформление кадастрового паспорта на данное право невозможно. Считает, что отказ заинтересованного лица нарушает ее права как собственника имущества.
Заявитель Бурыхина И.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, направила в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель заявителя Ситникова Е.А. требования своего доверителя поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Тюменской области Кравченко Ю.А. с заявлением Бурыхиной И.А. не согласилась, решение регистрирующего органа, изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № считает правомерным и обоснованным.
Выслушав объяснения представителя заявителя Ситниковой Е.А., представителя заинтересованного лица Кравченко И.А., исследовав материалы дела, суд считает заявление Бурыхиной И.А. подлежащим удовлетворению.
Судом установлено следующее.
31 мая 2010 г. Ленинским районным судом г. Тюмени рассмотрено гражданское дело по иску Бурыхиной И.А. к ООО Промышленно-аналитическая компания «З» о признании права собственности на долю в незавершенном строительством объекте (л.д.11). Судом постановлено: признать за Бурыхиной И.А. право собственности на долю в виде одного гаража во 2 очереди, в осях В-Г, 9-10, второй слева, 5 этаж, общей площадью 19,8 кв.м, расположенного на <адрес>. 18 июня 2010 г. решение суда вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Тюменской области в государственной регистрации права по обращению Бурыхиной И.А. с заявлением о государственной регистрации права на долю в объекте незавершенного строительства в виде одного гаража, во 2 очереди, в осях В-Г, 9-10, первый слева, 5 этаж, общей площадью 19,8 кв.м по адресу <адрес>, принято решение об отказе в государственной регистрации (л.д.18-21).
В качестве основания для отказа в государственной регистрации указано, что Бурыхиной И.А. не представлен на государственную регистрацию кадастровый паспорт на объект права - долю, что предусмотрено статьями 16, 33 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Кроме того, не представлен второй экземпляр решения суда для возвращения правообладателю.
В соответствии со ст.20 данного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Пункт 1.2 указанной статьи предусматривает, что не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (введен Федеральным законом от 21.12.2009 № 334-ФЗ).
Согласно пункту 10 ст.33 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
В соответствии со ст.14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Статья 1 данного закона устанавливает, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, доля в виде одного гаража во 2 очереди в осях В-Г, 9-10, второй слева, 5 этаж, общей площадью гаража 19,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на которую за Бурыхиной И.А. решением суда признано право собственности, расположена в объекте незавершенного строительства, в отношении которого технический учет не производился и техническая документация не составлялась, так как данный объект не введен в эксплуатацию.
Согласно п. 7 Постановления правительства РФ от 4 декабря 2000г. N 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства. Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства. Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
Пункт 8 указанного Постановления устанавливает, что первичный государственный технический учет многоквартирных домов, объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду (как с расположенными в них помещениями, так и без таковых), введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., а также индивидуальных жилых домов, построенных после 1 марта 2008 г., на которые имеется проектная документация, осуществляется по выбору заявителя по результатам первичной технической инвентаризации; без проведения первичной технической инвентаризации. В целях осуществления первичного государственного технического учета такого многоквартирного дома и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию и поэтажный план многоквартирного дома с указанием размеров и экспликации помещений, оформляемый в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой многоквартирный дом. В результате осуществления первичного государственного технического учета указанного в настоящем пункте многоквартирного дома и расположенных в нем помещений организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации выдаются кадастровые паспорта расположенных в многоквартирном доме помещений. На территориях субъектов Российской Федерации, в которых введены в действие правила ведения Единого государственного реестра, организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях осуществления без проведения первичной технической инвентаризации первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008г., и расположенных в нем помещений оформляются технические паспорта на основании сведений, содержащихся в представленных заинтересованным лицом в соответствии с настоящим пунктом документах.
При таких обстоятельствах, поскольку в настоящее время и на момент обращения Бурыхиной И.А. за государственной регистрацией права собственности, объект строительства многоэтажные гаражи по адресу: <адрес> не закончен строительством и не введен в эксплуатацию, и, следовательно, отсутствует разрешение на ввод данных многоэтажных гаражей в эксплуатацию и поэтажный план данного объекта с указанием размеров и экспликации помещений, а также учитывая что не проводилась первичная техническая инвентаризация данного объекта,то кадастровый паспорт на долю (часть незавершенного строительством объекта) в виде одного гаража во 2 очереди в осях В-Г, 9-10, второй слева, 5 этаж, общей площадью гаража 19,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> не может быть изготовлен, следовательно, у Бурыхиной И.А. отсутствует возможность предоставления кадастрового паспорта на данный объект недвижимости, что не оспаривалось представителем Управления Росреестра по Тюменской области в судебном заседании.
Кроме того, суд считает, что требование регистрационного органа о необходимости представления второй копии решения суда, которым за заявителем признано право собственности на долю в незавершенном строительством объекте, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права. Закон предусматривает лишь отказ в регистрации при непредставлении необходимых документов и не содержит указания на такое основание для отказа как непредставление одной из копий представленных документов.
При таких обстоятельствах, поскольку закон не предусматривает изготовление кадастрового паспорта на часть объекта незавершенного строительства при отсутствии первичной инвентаризации всего объекта либо разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, учитывая, что объект незавершенного строительства - многоэтажные гаражи по адресу - <адрес> не введен в эксплуатацию и не инвентаризировался, то суд пришел к выводу о том, что требование Управления Росреестра по Тюменской области о предоставлении кадастрового паспорта и второго экземпляра решения суда для регистрации права собственности на основании решения суда является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3, 12, 13, 56, 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Заявление Бурыхиной И.А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в государственной регистрации права собственности на долю в виде одного гаража во 2 очереди в осях В-Г, 9-10, второй слева, 5 этаж, общей площадью гаража 19,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области произвести государственную регистрацию права собственности на долю в виде одного гаража во 2 очереди в осях В-Г, 9-10, второй слева, 5 этаж, общей площадью гаража 19,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено 1 октября 2010 г.
Судья Урубкова О.В.