Решение от 30.11.2010



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень, 30 ноября 2010 года Дело № 2-5885-2010

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего федерального судьи Глебовой Е.В.,

при секретаре Ивановой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ладина А.В. о признании отказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в государственной регистрации права в части отказа в связи с непредоставлением кадастрового или технического паспорта необоснованным, обязании произвести действия по регистрации права собственности,

У С Т А Н О В И Л :

Заявитель Ладин А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - долю в виде однокомнатной квартиры №, расположенной на 2-м этаже в 3-м подъезде (секции) незавершенного строительством жилого дома по адресу - <адрес>, в части необходимости предоставления кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества, либо иной технической документации, мотивируя свои требования тем, что он обратился за регистрацией права собственности на данный объект недвижимости на основании решения суда, однако ему было отказано по причине не предоставления кадастрового паспорта на данный объект. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права, так как право собственности на долю в виде указанного объекта признано за ним на основании судебного решения, при этом поскольку доля находится в объекте незавершенном строительством, на который в полном объеме техническая документация отсутствует, то предоставить кадастровый паспорт на данный объект ему не представляется возможным.

Заявитель Ладин А.В. и его представитель Ладин А.Л. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали.

Представитель Заинтересованного лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Маркин А.В. в судебном заседании против заявленных требований возражал, суду представил возражения.

Выслушав пояснения заявителя и представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, сообщением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - долю в виде однокомнатной квартиры №, расположенной на 2-м этаже в 3-м подъезде (секции) незавершенного строительством жилого дома по адресу - <адрес> (л.д. 7-11).

Основанием для отказа государственной регистрации послужило то, что Ладиным А.В. не представлена кадастровая или техническая документация на указанный объект недвижимости, а также часть необходимых копий документов.

ДД.ММ.ГГГГ Ладин А.В. обратился в Управление с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - долю в виде однокомнатной квартиры №, расположенной на 2-м этаже в 3-м подъезде (секции) незавершенного строительством жилого дома по адресу - <адрес>, на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Тюмени от 17 июня 2010 года.

Решением Ленинского районного суда г. Тюмени от 17 июня 2010 года, за Ладиным А.В. признано право собственности на объект недвижимого имущества - долю в виде однокомнатной квартиры №, расположенной на 2-м этаже в 3-м подъезде (секции) незавершенного строительством жилого дома по адресу - <адрес>.

Согласно ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: вступившие в законную силу судебные акты.

В соответствии со ст. 20 данного Закона устанавливает, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Пункт 1.2. указанной статьи предусматривает, что не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (введен Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ).

Пункт 10 ст. 33 данного Закона предусматривает, что до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ).

Согласно ст. 14 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ).

Статья 1 данного закона устанавливает, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости). В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).

Согласно ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, доля в виде в виде однокомнатной квартиры №, расположенной на 2-м этаже в 3-м подъезде (секции) незавершенного строительством жилого дома по адресу - <адрес>, на которую признано за Ладиным А.В. решением суда право собственности, расположена в объекте в отношении которого технический учет не производился и техническая документация не составлялась, так как данный объект не введен в эксплуатацию.

Согласно п. 7 Постановления правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УЧЕТЕ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА», техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства. Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства. Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр).

Пункт 8 указанного Постановления устанавливает, что первичный государственный технический учет многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений осуществляется по выбору заявителя: по результатам первичной технической инвентаризации; без проведения первичной технической инвентаризации. В целях осуществления первичного государственного технического учета такого многоквартирного дома и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию и поэтажный план многоквартирного дома с указанием размеров и экспликации помещений, оформляемый в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой многоквартирный дом. В результате осуществления первичного государственного технического учета указанного в настоящем пункте многоквартирного дома и расположенных в нем помещений организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации выдаются кадастровые паспорта расположенных в многоквартирном доме помещений. На территориях субъектов Российской Федерации, в которых введены в действие правила ведения Единого государственного реестра, организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях осуществления без проведения первичной технической инвентаризации первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений оформляются технические паспорта на основании сведений, содержащихся в представленных заинтересованным лицом в соответствии с настоящим пунктом документах.

При таких обстоятельствах, поскольку в настоящее время и на момент обращения Ладина А.В. за государственной регистрацией права собственности, на объект недвижимого имущества - незавершенного строительством жилого дома по адресу - <адрес>, не закончен строительством и не введен в эксплуатацию, и, следовательно, отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию и поэтажный план данного объекта с указанием размеров и экспликации помещений, а также учитывая что не проводилась первичная техническая инвентаризация данного объекта, то кадастровый паспорт на долю в виде однокомнатной квартиры №, расположенной на 2-м этаже в 3-м подъезде (секции) незавершенного строительством жилого дома по адресу - <адрес>, не может быть изготовлен, что также следует из ответа ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно у Ладина А.В. отсутствует возможность предоставления кадастрового паспорта на данный объект недвижимости (л.д. 12).

При таких обстоятельствах, поскольку закон не предусматривает изготовление кадастрового паспорта на часть объекта незавершенного строительства при отсутствии первичной инвентаризации всего объекта либо разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, учитывая что объект незавершенного строительства, в котором расположена доля в виде квартиры заявителя, не введен в эксплуатацию и не инвентаризировался, то суд пришел к выводу о том, что требование Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о предоставлении кадастрового паспорта для регистрации права собственности на основании решения суда является необоснованным, поэтому отказ от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным в части необходимости предоставления кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества, либо иной технической документации.

При этом учитывая, что данный отказ содержал иные причины для отказа в регистрации права собственности, которые в настоящее время не устранены заявителем Ладиным А.В., что не оспаривалось им и его представителем в ходе судебного разбирательства, то суд пришел к выводу о том, что в остальной части требования Ладина А.В. об обязании произвести действия по государственной регистрации права собственности являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным Законом Российской федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ ст. 12, 56, 67, 68, 194 - 199, 245-247, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Ладина А.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - долю в виде однокомнатной квартиры №, расположенной на 2-м этаже в 3-м подъезде (секции) незавершенного строительством жилого дома по адресу - <адрес>, в части необходимости предоставления кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества, либо иной технической документации.

В остальной части требования Ладина А.В. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированно решение составлено 07 декабря 2010 года.

Председательствующий Е. В. Глебова