Решение от 25.11.2010



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень, 25 ноября 2010 годадело № 2-4627-2010

Центральный районный суд г.Тюмени в составе:

судьи Мироновой И.В.,

при секретаре Шестаковой Н.В.,

с участием истца Колкотина М.Ю. и его представителей Колкотина Ю.Г. и Колкотиной Л.А., представителя ответчика по доверенности Тарасовой М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колкотина М.Ю. к Военному комиссариату Тюменской области, Департаменту здравоохранения Тюменской области о защите права на охрану здоровья,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском о признании действий Военного комиссариата Тюменской области нарушающими его право на охрану здоровья и возложении на Департамент здравоохранения Тюменской области обязанности собрать врачебный консилиум для проведения его осмотра, мотивируя тем, что по имеющемуся у него заболеваниюон является ограниченно годным к военной службе, однако, Военный комиссариат направляет его на обследование в определенное медицинское учреждение, в котором нет специалиста по его заболеванию, поэтому, его признают здоровым и годным к военной службе, чем нарушают его право на охрану здоровья.

В судебном заседании истец Колкотин М.Ю. и его представители Колкотина Л.А. и Колкотин Ю.Г. поддержали исковые требования.

Представитель ответчика Военного комиссариата Тюменской области по доверенности Тарасова М.Б. с иском не согласилась.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Тюменской области в суд не явился, извещен повесткой.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истцу Колкотину М.Ю. на основании решения призывной комиссии отдела Военного комиссариата Тюменской области по Калининскому и Центральному АО г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена отсрочка от призыва до ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что заключением военно-врачебной экспертизы он был признан временно не годен к военной службе.

Весной ДД.ММ.ГГГГ года по направлению Военного комиссариата Тюменской области он проходил медицинское освидетельствование в ГЛПУ ТО «О» и признан годным к военной службе, с чем не согласен.

Вопросы медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан в связи с исполнением воинской обязанности или поступлением на военную службу по контракту регулируются статьей 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования указанных граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию. В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение медицинского обследования этих граждан осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 (далее - Положение), предусмотрено, что организация медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет граждан в год достижения ими 17 лет возлагается на комиссии по постановке граждан на воинский учет, создаваемые в военном комиссариате, а организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.

Согласно пункту 14 Положения до медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет в отношении их ежегодно проводятся медицинские осмотры, обследования (наблюдения), а также лечебно-оздоровительные мероприятия и профилактические прививки. Организация и проведение медицинских осмотров, обследований (наблюдений), лечебно-оздоровительных мероприятий и профилактических прививок возлагаются на территориальные органы управления здравоохранением и учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения. Порядок организации и проведения медицинских осмотров, обследований (наблюдений), лечебно-оздоровительных мероприятий и профилактических прививок, ведения учета и отчетности, осуществления контроля за этой работой определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, совместно с Министерством обороны Российской Федерации.

Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей. Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, утверждается председателями соответствующих комиссий (пункт 16 Положения).

В силу пункта 19 Положения гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.

Согласно Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441, обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает их медицинское освидетельствование и медицинское обследование, а также проведение лечебно-оздоровительных мероприятий (пункт 2). Лечебно-оздоровительные мероприятия и обследования (наблюдения) организуются в порядке, устанавливаемом органами военного управления и медицинскими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения, и проводятся во взаимодействии с военными комиссариатами под руководством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 28).

Названными нормами регламентированы общие права граждан на медико-социальную помощь и права пациента, включая право на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. Указанные права в полной мере принадлежат и гражданам, подлежащим призыву на военную службу, им не запрещено представлять в подтверждение состояния своего здоровья при медицинском освидетельствовании, обследовании (лечении) медицинские документы из любых медицинских учреждений независимо от их формы собственности.

В то же время наряду с общими нормами, устанавливающими права граждан при оказании медико-социальной помощи, Основы регламентируют также права отдельных групп населения в области охраны здоровья, включая граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Согласно статье 25 Основ граждане, подлежащие призыву на военную службу, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. В случае несогласия с заключением военно-врачебной комиссии граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право на производство независимой медицинской экспертизы в соответствии со статьей 53 Основ и (или) обжалование заключений военно-врачебных комиссий в судебном порядке. Они также имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения.

Согласно ст. 53.Основ законодательства об охране здоровья граждан при несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы по их заявлению производится независимая медицинская экспертиза соответствующего вида, предусмотренная статьями 48 и 51 настоящих Основ.

Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы.

При производстве независимой медицинской экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.

В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносится судом.

Пунктами 4 и 6 статьи 6 Основ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования; формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение.

Следовательно, определение перечня медицинских учреждений, оказывающих в рамках территориальных программ бесплатную медицинскую помощь, в том числе при постановке граждан на воинский учет, призыве на военную службу, находится в компетенции субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает в себя, в частности, явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации. В силу статьи 9 названного Федерального закона руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации также принимает решение о создании комиссий по постановке граждан на воинский учет в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Указанным Федеральным законом также предусмотрено, что в состав призывной комиссии включается глава местной администрации или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии (пункт 1 статьи 27).

Пунктом 21 Положения на руководителей территориальных органов управления здравоохранением, руководителей медицинских организаций и военных комиссаров возложена обязанность обеспечить своевременное медицинское обследование (лечение) граждан.

Исходя из указанных положений законодательства следует, что при несогласии с решением военно-врачебной экспертизы, истец имеет право на проведение независимой экспертизы, а Департамент по здравоохранению Тюменской области обязан обеспечить ее проведение.

Однако, истец просит обязать указанного ответчика собрать врачебный консилиум, т.е., совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента.

Поскольку законом не запрещено в случае конфликтных ситуаций и противоречивости медицинских заключений проводить врачебные консилиумы, суд считает возможным возложить на ответчиков обязанность по проведению осмотра и определению степени годности к военной службе на врачебном консилиуме.

На основании изложенного, руководствуясьст. ст. 12, 56, 67, 98, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Военный комиссариат Тюменской области и Департамент здравоохранения Тюменской области устранить нарушение прав на охрану здоровья Колкотина М.Ю. путем его осмотра и принятия решения о степени годности к военной службе на врачебном консилиуме.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Центральный районный суд г.Тюмени в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2010 года.

СудьяМиронова И.В.