РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень, 21 апреля 2011 года Дело № 2 –1904 - 2011
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
судьи Мироновой И.В.,
при секретаре Орсик Н.В.,
с участием истца Сухининой М.В. и ее представителей по доверенности Филипчик С.А. и Кривоноговой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухининой М.В. и Сухинина В.Т. к Управлению Пенсионного фонда РФ
( государственное учреждение) в г.Тюмени Тюменской области о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты и взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты, мотивируя тем, что являются родителями сержанта С, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при выполнении обязанностей военной службы в Чеченской Республике, имеют права на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, которыми пользовались до момента вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. о замене натуральных льгот денежными компенсациями, после чего фактические выплаты стали меньше прежней суммы, которую они получали в связи со смертью сына, образовалась задолженность, ответчиком было отказано в выплате причитающейся денежной суммы.
В судебном заседании истец Сухинина М.В. и ее представители по доверенности Филипчик С.А. и Кривоногова О.Ю. уточнили исковые требования в части расчета задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, просили взыскать с ответчика задолженность по ежемесячной денежной выплате в сумме 61324,26 руб. каждому истцу, а также, расходы на оплату услуг представителей, на оплату доверенности и по госпошлине.
Истец Сухинин В.Т. в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика по доверенности Манева А.Н. с иском не согласилась.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы Сухинин В.Т. и Сухинина М.В. являются родителями сержанта С, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при выполнении обязанностей военной службы в Чеченской Республике.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 5- ФЗ «О ветеранах», ст. 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания» и ст. 3 Закона РФ № 4328-1 от 21.01.1993 г. «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» как родители военнослужащего, погибшего при исполнении воинских обязанностей, они получили особый статус и, как следствие, по правам и льготам приравнивались к участникам Великой Отечественной войны.
Истцы пользовались этими льготами до ДД.ММ.ГГГГ, т.е., до момента вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. о замене натуральных льгот денежными компенсациями.
Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года № 331-О-П было признано не соответствующим конституционно-правовому смыслу взаимосвязанных положений ст.23.1. ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального Закона от 22.08.2004 г.) и 1, 19 ст. 44 Федерального Закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1.01.2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначенной в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 ст. 23.1. ФЗ « О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.
Суд считает, что указанное Определение Конституционного Суда РФ распространяется и на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанности военной службы, у которых до 01.01.2005 г. в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны.
Как следует из ст. 1 и 7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, в равной мере распространяются и на родителей и на жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Федеральный Закон «О ветеранах» не содержит дифференциации льгот для жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, и родителей этих военнослужащих, относя указанных лиц к единой категории - «члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны.
С учетом предписаний Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» и ФЗ «О ветеранах» истцы до ДД.ММ.ГГГГ пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны.
С принятием ФЗ от 22.08.04 г. № 122-ФЗ система мер соц. защиты ветеранов, включая участников ВОВ была преобразована в систему социальной поддержки в рамках которой основная часть ранее предоставленных ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1500 рублей (в 2005 году, согласно пункту 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ - 1050 рублей), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий 600 рублей (в 2005 году - 150 рублей).
Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах» не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности на предписаниях пункта 3 статьи 11 указанного закона (в редакции, действовавшей на 1 января 2005 года) согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Согласно ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» юридическим последствием принятия решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционным акта или его отдельных положений является утрата ими силы с момента провозглашения решения, то есть на будущее время. Поскольку порядок вступления в силу Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года № 331-О-П в нем специально не оговаривается, действует общий порядок его вступления в силу, предусмотренный ст. 75 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», то есть с момента провозглашения с 04 апреля 2007 года.
Согласно пункта 2.1. приказа № 294 от 30.11.2004 г. Министерства здравоохранения и социального развития РФ "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации" решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 г. лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в 2004 г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об информационном взаимодействии.
Обратившись с письменной просьбой к ответчику о выплате ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для ветеранов ВОВ, истцы получили отказ со ссылкой на то, что предоставленные ими документы (копия свидетельства о смерти сына, удостоверение серии № о праве на льготы для родителей и жен погибших военнослужащих от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение о праве на льготы для родителей и жен погибших военнослужащих серия № от ДД.ММ.ГГГГ) предоставляют им право получать ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ) в соответствии с п. 3 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» как относящимся к категории «члены семей военнослужащих погибших при исполнении обязанностей военной службы», права на получение ЕДВ в размере, предусмотренном для ветеранов ВОВ у них не имеется.
Суд считает отказ ответчика незаконным, в связи с тем, что с 04.04.2007 года (дата провозглашения Определения Конституционного Суда РФ № 331-О-П в силу) у истцов появилось право получать ежемесячную денежную выплату в размере, предусмотренном для ветеранов ВОВ, так как это право возникло, и было реализовано истцами до 01.01.2005 г.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.03.2007 года № 181 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2007 года базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2007 года размера страховой части трудовой пенсии» с 1 апреля 2007 года проведена индексация размеров ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) отдельным категориям граждан, предусмотренных Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Индексация осуществлялась путем увеличения размера ЕДВ, установленного на 1 апреля 2006 года, на коэффициент индексации 1,075. В связи с чем, размер ежемесячных денежных выплат для участников Великой Отечественной войны с 01 апреля 2007 г. составил 1854 руб. 54 коп.
В соответствии с Федеральным законом от 01.03.2008 № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг»
гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь, с 1 апреля 2008 года размер ежемесячных денежных выплат для участников Великой Отечественной войны составил 2012 руб. 00 коп.
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2008 № 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» с 1 июля 2008 года размер ежемесячных денежных выплат для участников Великой Отечественной войны составил 2049 руб. 00 коп.
Согласно федеральному закону № 269-ФЗ от 22.12.2008 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» размер ежемесячных денежных выплат для участников Великой Отечественной войны с 1 апреля 2009 года составил 2 224 рубля 00 коп.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции. Размер ежемесячных денежных выплат с 1 апреля 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009г. №308-ФЗ для участников ВОВ составил 2 547 рублей 60 копеек.
Согласно представленному истцами расчету, задолженность ответчика перед каждым истцом составляет 61324,26 руб., иного расчета задолженности суду не представлено, поэтому, суд считает эту сумму подлежащей взысканию с ответчика.
В соответствии со ст.98,100 ГПК РФ, расходы истцов на оплату услуг представителей, на оплату доверенности и на госпошлину таже подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сухининой М.В. и Сухинина В.Т. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в г.Тюмени Тюменской области в назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, Сухининой М.В. и Сухинину В.Т..
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) г.Тюмени Тюменской области установить и выплачивать Сухининой М.В. и Сухинину В.Т. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 04 апреля 2007 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в г.Тюмени Тюменской области в пользу Сухининой М.В. недоплаченные суммы ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 61324,26 руб., расходы на оплату услуг представителей в сумме 2000 рублей, расходы на оплату доверенности 700 рублей и расходы по госпошлине 400 рублей.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в г.Тюмени Тюменской области в пользу Сухинина В.Т. недоплаченные суммы ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 61324,26 руб., расходы на оплату услуг представителей в сумме 2000 рублей, расходы на оплату доверенности 700 рублей и расходы по госпошлине 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней мо дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2011 года.
Судья Миронова И.В.