Дело № 2 - 4595 - 2010 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Тюмень, 8 октября 2010 года Центральный районный суд г. Тюмени в составе: председательствующего судьи Максимовой С.В., при секретаре Ярощук Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского АО г. Тюмени к Ф «ОФРЖСТО о признании незаконным бездействия, УСТАНОВИЛ : Прокурор Калининского АО г. Тюмени обратился в суд с иском к ответчику Ф «ОФРЖСТО» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории Калининского АО г. Тюмени на арендуемой территории - жилой район «К», об обязании выполнить договор аренды № и организовать мероприятия по уборке соответствующей территории от твердых бытовых отходов. Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Калининского округа г. Тюмени во исполнение поручения прокуратуры Тюменской области была проведена совместная с комитетом по экологии Администрации г. Тюмени проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения экологического законодательства на территории Калининского округа г. Тюмени. Так, на земельном участке с кадастровым номером № выявлено несанкционированное место складирования твердых бытовых отходов на площади до 100 кв.м, объемом до 50 м3. Согласно договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенный по адресу г. Тюмень, ГП (жилой район «К»), участок площадью 396710 кв.м. предоставлен Фонду «Областной Фонд развития жилищного строительства Тюменской области» для строительства объектов соцкульбыта. В соответствии с п. 3.2 указанного договора арендатор (Фонд) обязан осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами. Соблюдать при использовании участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к ее загрязнению. Производить уборку участка самостоятельно либо заключить с соответствующими службами договор на уборку и вывоз мусора. Указанная территория для складирования отходов не предназначена, относится к землям населенных пунктов. В судебное заседание прокурор Калининского АО г. Тюмени не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Представитель ответчика Ф «ОФРЖСТО» Чмелева Е.А. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать, пояснила, что земельный участок передан в аренду ЗАО «М» и именно они обязаны организовывать уборку мусора. Третье лицо ЗАО «М» в судебное заседание не явилось, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, сведений об уважительной причине неявки суду не представили. Заслушав объяснение представитель ответчика Чмелевой Е.А., исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление Прокурора Калининского АО г. Тюмени обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено следующее. Согласно договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: г. Тюмень, ГП (жилой район «К»), площадью <данные изъяты> кв.м., данный участок предоставлен Ф «ОФРЖСТО» для строительства объектов соцкульбыта (л.д. 9-12). В соответствии с п. 3.2. указанного договора, арендатор (Ф) обязан осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами. Соблюдать при использовании участка требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Не допускать действия, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к ее загрязнению. Производить уборку участка самостоятельно либо заключить с соответствующими службами договор на уборку и вывоз мусора. Прокуратурой Калининского АО г. Тюмени во исполнения поручения прокуратуры Тюменской области была проведена совместная проверка с комитетом по экологии Администрации г. Тюмени, проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения экологического законодательства на территории Калининского округа г. Тюмени. Указанные обстоятельства подтверждаются актом № обследования территории Калининского АО г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6). В соответствии со ст. 45 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. Согласно п. 3.2. Санитарно-эпидимиологических правил № утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, временное складирование отходов производства допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 4 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что ответчик Фонд «Областной фонд развития жилищного строительства Тюменской области» не исполняет обязанности по договору аренды земельного участка по соблюдению экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Непринятие Фондом мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов является несоблюдением требований действующего природоохранного законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено, как того требует положения ст. 56 ГПК РФ. Доводы ответчика о том, что обязанность по уборке мусора возложена на ЗАО «М» в соответствии с договором подряда от ДД.ММ.ГГГГ суд находит несостоятельными, так как договором аренды земельного участка прямо предусмотрена обязанность содержания в надлежащем виде земельного участка (п.3.2.6, п. ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан на благоприятную окружающую среду и во исполнение действующего законодательства, суд полагает, что исковые требования Прокурора Калининского АО г. Тюмени подлежит удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь, ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 4 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 28.09.2010 г.,ст.ст. 12, 39, 56, 67, 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора Калининского АО г. Тюмени удовлетворить. Признать незаконным бездействие Ф «ОФРЖСТО», выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории Калининского АО г. Тюмени на арендуемой территории - жилой район «К». Обязать Ф «ОФРЖСТО» выполнять договор аренды № и организовать мероприятия по уборке соответствующей территории от твердых бытовых отходов. Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья Максимова С.В.