Дело № 2 –3632/2011
Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Тюмень, 27 июля 2011 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Малининой Л.Б.,
при секретаре Себехова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Никитиной Л.А. к Департаменту имущественных отношений Тюменской области признать отказ в формирования земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами, незаконным, обязать сформировать земельные участки путём проведения кадастровых работ,
у с т а н о в и л:
Никитина Л.А. обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, где просила признать отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области в формировании и постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами по адресу: 1; по адресу 2, незаконным; обязать сформировать земельные участки, занятые указанными жилыми домами, провести кадастровые работы и поставить на государственный кадастровый учёт за счет бюджетных средств. В ходе рассмотрения дела заявление было уточнено, заявитель просила признать отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ в формировании земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами по адресам: 1; по адресу 2, незаконным; признать пункт 2 решения Департамента имущественных отношений Тюменской области №-сх от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ № под многоквартирный дом по адресу: 2 не действительным; обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области сформировать земельные участки, занятые многоквартирными жилыми домами по адресам: 1; по адресу 2, путём проведения кадастровых работ. Заявление мотивировано следующим. Заявитель является собственником нежилого помещения расположенного по адресу 2 и квартиры по адресу 1. Земельные участки, на которых расположены указанные многоквартирные дома, не сформированы. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась к Департаменту имущественных отношений Тюменской области с заявлением о формировании земельных участков занятыми этими многоквартирными жилыми домами за счет бюджетных средств, в чем ей было отказано в связи с отсутствием бюджетного финансирования, а также отсутствием программ по формированию и проведению кадастрового учёта за счет средств бюджета, чем нарушены её права. Считает, что все работы по формированию земельных участков, занятых многоквартирными домами, в том числе кадастровые работы, должны быть выполнены ДИО за счёт средств бюджета Тюменской области. В качестве правового основания ссылается на ч.ч.3,4 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Закона Тюменской области от 05.10.2011 № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области».
Заявитель Никитина Л.А., её представитель Фролова Н. А. в судебном заседании заявление поддержали по указанным в нем основаниям.
Представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области Сабанина Н. С. в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что действующим законодательством не предусмотрено выполнение работ по формированию земельных участков, занятых многоквартирными домами, в том числе выполнение кадастровых работ ДИО за счёт средств бюджета Тюменской области. Формирование земельных участков под многоквартирными домами, не являющимися муниципальной собственностью за счёт средств бюджета Тюменской области возможно в рамках принимаемых муниципальных программ, которые в настоящее время отсутствуют.
Представитель Муниципального казенного учреждения «Тюменское городской имущественное казначейства» Зыкова И.В. в судебном заседании просит в удовлетворении заявления отказать по тем же основаниям.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Никитина Л.А. является собственником нежилого помещения расположенного по адресу 2 и квартиры по адресу 1. (л.д.7,8)
ДД.ММ.ГГГГ Никитина Л.А. обратилась в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирные дома по адресам: 1 и по адресу 2. Действия по заявлениям были приостановлены в связи с не преставлением копий технических паспортов на многоквартирные дома, копий приказов о присвоении адреса, о чем заявительница была уведомлена. Требования о предоставлении документов по <адрес> заявителем не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ Никитина Л.А. предоставила в ДИО приказ ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» об изменении адреса от ДД.ММ.ГГГГ №. На основании заявления Никитиной Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ решением ДИО от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ №, где на Никитину Л.А. возложена обязанность обеспечить за свой счёт выполнение кадастровых работ; поставить земельный участок на государственный кадастровый учёт; предоставить в ДИО межевой план и кадастровый паспорт земельного участка. После выполнения указанных обязанностей собственникам помещений многоквартирного дома обратиться в Росреестр для оформления прав на земельный участок. (л.д. . )
Заявитель и её представитель полагают, что на Никитину Л.А. обоснованно возложены указанные выше обязанности. Считают, что при формировании земельных участков, занятых многоквартирными домами, ДИО должен подготовить документы, содержащие необходимые для осуществления ГКУ сведения о таком земельном участке, т.е. не только утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, но и провести кадастровые работы по определению и установлению на местности его границ с определением координатных точек, результатом которых является межевой план. К данным выводами пришли из анализа положений п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.ч. 3,4 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. ст. 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст. 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 г. «О порядке распоряжение и управления государственными землями Тюменской области». Кроме того, пояснили, что в период подачи заявлений действовало распоряжение Правительства Тюменской области № 304-рп от 28.03.2008 г. «О формировании и проведении государственного кадастрового учёта земельный участков», в рамках которого были проведены мероприятия по проведению кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами за счёт средств бюджета муниципального образования городской округ город Тюмень. (на сегодняшний день указанное распоряжение отменено) Полагают, что ДИО необоснованно не включил испрашиваемые многоквартирные дома в указанную муниципальную программу постановки земельных участков на государственный кадастровый учёт.
В соответствии с ч. ч. 3,4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Пунктом 2 предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В статье 14 Закона Тюменской области от 05.10. 2001 г. № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» установлен порядок управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, где в ч. 1 указано, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе, за исключением предоставления в собственность садовых, огородных, дачных земельных участков и земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Департамент имущественных отношений Тюменской области является уполномоченные органом исполнительной области Тюменской области в сфере управления имуществом и земельными ресурсами Тюменской области, утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории, что следует из Положения о Департаменте имущественных отношений Тюменской области, утвержденном постановлением Правительства Тюменской области от 29.09.2006 г. № 222-п, а также ч. 1 ст. 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 г. № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области».
Таким образом, Департамент имущественных отношений Тюменской области на основании ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, что является основанием для выполнения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учёта этого земельного участка за счёт заявителя в порядке установленном ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Из приведенных выше норм права не следует, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, финансирует орган местного самоуправления, работы по изготовлению проекта границ земельного участка, кадастровой карты и установлению границ участка на местности выполняются за счет лица, обратившегося с заявлением о приобретении прав на земельный участок. При указанных обстоятельствах в удовлетворении заявления следует отказать. При этом доводы заявителя и его представителя суд находит несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3,4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 г. № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области», ст. ст. 12, 55, 56, 67, 194-199, 254-257 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд Центрального района г. Тюмени в течение 10 дней с момента изготовления его мотивированной части.
Мотивированное решение изготовлено и подписано судьей 04.08. 2011 года.
Судья Л.Б. Малинина