Решение от 01.11.2011



ДЕЛО № 2-5014/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 01 ноября 2011 года

    

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Ховренковой Л.В.,

при секретаре Авазовой Н.А.,

с участием представителя истицы Марченко А.С., действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Третьяковой С.А. к Управе Центрального административного округа Администрации г. Тюмени о признании незаконным акта окружной межведомственной комиссии и признании права собственности на самовольно реконструированный жилой дом,

У С Т А Н О В И Л :

Истица Третьякова С.А. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным акта окружной межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и приказа Управы Центрального АО г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта окружной межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во вводе в эксплуатацию самовольно реконструированного жилого дома по <адрес>, в <адрес>», а так же просит признать право собственности на самовольно реконструированный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что истица является собственником жилого дом с жилым пристроем, площадь: общая 52,90 кв.м., баня, адрес: <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. При обращении к ответчику во вводе в эксплуатацию жилого дома было отказано. ДД.ММ.ГГГГ Окружная межведомственная комиссия издала Акт об отказе во вводе в эксплуатацию самовольно реконструированного жилого дома, который был утвержден Приказом руководителя Управы Центрального АО от ДД.ММ.ГГГГ. Во вводе в эксплуатацию жилого дома истице было отказано в связи с нахождением самовольной постройки в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1). Отказ ответчика истица считает незаконным, поскольку жилой дом построен ранее ДД.ММ.ГГГГ истица приобрела указанный жилой дом по договору купли-продажи и является пользователем жилого с указанного времени, обстоятельства, в результате которых жилой дом оказался в зоне размещения многоэтажных жилых домов, возникли без учета произошедших социально-экономических изменений и без учета сложившегося землепользования, что противоречит требованиям действующего законодательства, и препятствует реализации законных прав истицы.

Представитель ответчика Управы Центрального административного округа Администрации г. Тюмени в судебное заседание не явился о времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеются расписки, об отложении дела не просил, сведений об уважительных причинах неявки суду не представил.

Истица Третьякова С.А. в судебное заседание не явилась, о времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об отложении дела не просила, сведений об уважительной причине неявки суду не представила.

Представитель истицы Марченко А.С. в судебном заседании поддержал исковые требования Третьяковой С.А., просил их удовлетворить.

Выслушав объяснения представителя истца Марченко А.С., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Третьяковой С.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено следующее.

Истица Третьякова С.А. является собственником жилого дома с жилым пристроем, площадь: общая 52,90 кв.м., баня, адрес: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ произведена запись регистрации , на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

ДД.ММ.ГГГГ Управа Центрального АО г. Тюмени рассмотрев заявление Третьяковой С.А. о вводе в эксплуатацию жилого дома посчитала невозможным ввод в эксплуатацию самовольно реконструированного жилого дома по адресу: <адрес>, на основании пп. «е», «з» пункта 3.5 Положения о порядке осуществления самовольно строящихся и выстроенных строений и сооружений на территории г. Тюмени, утвержденного распоряжением Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ , в связи с установлением несоответствия места размещения самовольной постройки Генеральному плану города Тюмени, утвержденному решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ ; Правилам землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ и недопустимостью ввода в эксплуатацию самовольной постройки в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования <адрес> «Градостроительство, планировка и застройка населенных пунктов», ст.7, 10, 23, 59, 61 Правил землепользования и застройки <адрес>, в связи с нахождением части самовольно реконструированного жилого дома в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1), другой части за красными линиями застройки в зоне, предназначенной для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (ИТ-1) (л.д. 14-15).

ДД.ММ.ГГГГ Управой Центрального АО <адрес> издан приказ «Об утверждении акта окружной межведомственной комиссии № 17 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в вводе в эксплуатацию самовольно реконструированного жилого дома по адресу: <адрес>» (л.д. 16).

Согласно преамбуле к Правилам землепользования и застройки города Тюмени, а также п.3 ч.1 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с п.п.3, 4 ч.1, п.3 ч.2 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, а также с учетом сложившейся планировки территориальных зон. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков.

Согласно ДД.ММ.ГГГГ Постановления Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Тюменской области «Градостроительство, планировка и застройка населенных пунктов», жилые здания с квартирами в первых этажах следует располагать, как правило, с отступом от красных линий. По красной линии допускается размещать жилые здания с встроенными в первые этажи или пристроенными помещениями общественного назначения, а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся застройки - и жилые здания с квартирами в первых этажах. В районах усадебной застройки, жилые дома могут размещаться по красной линии жилых улиц, если это предусмотрено градостроительной документацией и правилами застройки и землепользования.

В соответствии с п.п. «е», «з» п.3.5 Положения «О порядке осуществления сноса самовольно строящихся выстроенных строений и сооружений на территории г. Тюмени», утвержденного распоряжением Администрации г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ отказ во вводе в эксплуатацию самовольной постройки, являющейся объектом индивидуального жилищного строительства, допускается в случае: установления несоответствия самовольной постройки или места ее размещения генеральному плану, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории или установления невозможности представления земельного участка под самовольную постройку в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленных федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд), иных случаях, когда ввод в эксплуатацию самовольной постройки в соответствии с действующими нормативными правовыми актами является недопустимым.

Суд считает неправомерной ссылку окружной межведомственной комиссии на вышеназванные нормативные акты, поскольку жилой дом приобретен Третьяковой С.А. ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано в ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> предоставила земельный участок по <адрес> гр. ФИО1 в аренду на 5 лет под существующий самовольно выстроенный жилой дом, надворные постройки и для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. л.д.17, 18), из чего следует, что дом существовал ранее на 1996 г., в акте Окружной межведомственной комиссии год постройки указан как неизвестен. Истица Третьякова С.А. значится пользователем дома с 2002 года. Генеральный план <адрес> утвержден решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, Правила землепользования и застройки <адрес> утверждены решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после постройки, приобретения дома и возникновения на него права собственности истицы Третьяковой С.А. В связи с чем суд считает, что требования вышеперечисленных нормативных актов Третьяковой С.А. не могли быть нарушены.

В связи с этим суд считает, что решение Окружной межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, нарушающим права истицы по вводу в эксплуатацию самовольно реконструированного дома.

Суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок был изъят для государственных или муниципальных нужд в силу ст.45 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании решения суда.

Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что иных оснований кроме указанных (нахождение части самовольно реконструированного жилого дома в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1), другой части за красными линиями застройки в зоне, предназначенной для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (ИТ-1)) для отказа во вводе дома в эксплуатацию не имелось, суд считает, что решение окружной межведомственной комиссии об отказе во вводе в эксплуатацию самовольно реконструированного жилого дома по адресу: <адрес>, изложенное в акте окружной межведомственной комиссии Управы Центрального АО Администрации <адрес> № 17 от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном приказом Управы Центрального АО Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , должно быть признано недействительным.

Из технического заключения ООО «<данные изъяты>», усматривается, что несущие и ограждающие конструкции, а так же инженерные коммуникации, частного индивидуального жилого дома (литера А1, А3, А4, а1), бани (литера Г4), гаража (литера Г9) и службы (литера Г5), расположенные по адресу: <адрес>, находятся в удовлетворительном состоянии, за исключением случаев оговоренных выше, соответствуют требованиям СНиП 31-02-2001, СНиП II-25-80, СНиП II-3-79*, СНиП 3.03.01-87 в отношении прочности, устойчивости и пригодны для дальнейшей эксплуатации (л.д. 26-66).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

В связи с внесением ДД.ММ.ГГГГ изменений в положение о порядке осуществления сноса самовольно строящихся и выстроенных строений и сооружений на территории г. Тюмени, утвержденного распоряжением Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ , в настоящее время ввод в эксплуатацию самовольных построек, в том числе самовольно реконструированных индивидуальных жилых домов в городе Тюмени не осуществляется.

В соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Часть 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривает, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, поскольку жилой дом (литера А1, А3, А4, а1), баня (литера Г4), гараж (литера Г9) и служба (литера Г5), расположенные по адресу: <адрес>, отвечают санитарно-эпидемиологическим, строительным нормам и правилам, государственным стандартам, не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью, учитывая что данная постройка расположена на предоставленном в установленном порядке земельном участке, то суд пришел к выводу о том, что исковые требования Третьяковой С.А. о признании за ней право собственности на указанный самовольно реконструированный жилой дом, по адресу: <адрес>, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-199, 249, 254-258 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Третьяковой С.А., удовлетворить.

Признать незаконным решение окружной межведомственной комиссии Управы Центрального АО Администрации г. Тюмени об отказе во вводе в эксплуатацию самовольно реконструированного жилого дома по адресу: <адрес>, изложенное в акте от ДД.ММ.ГГГГ утвержденном приказом Управы Центрального АО Администрации г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ .

Признать за Третьяковой С.А. право собственности на самовольно реконструированный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.

Мотивированное решение составлено и подписано судьей 07 ноября 2011 года.

Судья                      Л.В. Ховренкова