ДЕЛО № 2-5014/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 01 ноября 2011 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Ховренковой Л.В.,
при секретаре Авазовой Н.А.,
с участием представителя истицы Марченко А.С., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Третьяковой С.А. к Управе Центрального административного округа Администрации г. Тюмени о признании незаконным акта окружной межведомственной комиссии и признании права собственности на самовольно реконструированный жилой дом,
У С Т А Н О В И Л :
Истица Третьякова С.А. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным акта окружной межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и приказа Управы Центрального АО г. Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта окружной межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во вводе в эксплуатацию самовольно реконструированного жилого дома по <адрес>, в <адрес>», а так же просит признать право собственности на самовольно реконструированный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что истица является собственником жилого дом с жилым пристроем, площадь: общая 52,90 кв.м., баня, адрес: <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. При обращении к ответчику во вводе в эксплуатацию жилого дома было отказано. ДД.ММ.ГГГГ Окружная межведомственная комиссия издала Акт № об отказе во вводе в эксплуатацию самовольно реконструированного жилого дома, который был утвержден Приказом руководителя Управы Центрального АО № от ДД.ММ.ГГГГ. Во вводе в эксплуатацию жилого дома истице было отказано в связи с нахождением самовольной постройки в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1). Отказ ответчика истица считает незаконным, поскольку жилой дом построен ранее ДД.ММ.ГГГГ истица приобрела указанный жилой дом по договору купли-продажи и является пользователем жилого с указанного времени, обстоятельства, в результате которых жилой дом оказался в зоне размещения многоэтажных жилых домов, возникли без учета произошедших социально-экономических изменений и без учета сложившегося землепользования, что противоречит требованиям действующего законодательства, и препятствует реализации законных прав истицы.
Представитель ответчика Управы Центрального административного округа Администрации г. Тюмени в судебное заседание не явился о времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеются расписки, об отложении дела не просил, сведений об уважительных причинах неявки суду не представил.
Истица Третьякова С.А. в судебное заседание не явилась, о времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об отложении дела не просила, сведений об уважительной причине неявки суду не представила.
Представитель истицы Марченко А.С. в судебном заседании поддержал исковые требования Третьяковой С.А., просил их удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя истца Марченко А.С., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Третьяковой С.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено следующее.
Истица Третьякова С.А. является собственником жилого дома с жилым пристроем, площадь: общая 52,90 кв.м., баня, адрес: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ произведена запись регистрации №, на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ Управа Центрального АО г. Тюмени рассмотрев заявление Третьяковой С.А. о вводе в эксплуатацию жилого дома посчитала невозможным ввод в эксплуатацию самовольно реконструированного жилого дома по адресу: <адрес>, на основании пп. «е», «з» пункта 3.5 Положения о порядке осуществления самовольно строящихся и выстроенных строений и сооружений на территории г. Тюмени, утвержденного распоряжением Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с установлением несоответствия места размещения самовольной постройки Генеральному плану города Тюмени, утвержденному решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №; Правилам землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № и недопустимостью ввода в эксплуатацию самовольной постройки в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования <адрес> «Градостроительство, планировка и застройка населенных пунктов», ст.7, 10, 23, 59, 61 Правил землепользования и застройки <адрес>, в связи с нахождением части самовольно реконструированного жилого дома в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1), другой части за красными линиями застройки в зоне, предназначенной для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (ИТ-1) (л.д. 14-15).
ДД.ММ.ГГГГ Управой Центрального АО <адрес> издан приказ № «Об утверждении акта окружной межведомственной комиссии № 17 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в вводе в эксплуатацию самовольно реконструированного жилого дома по адресу: <адрес>» (л.д. 16).
Согласно преамбуле к Правилам землепользования и застройки города Тюмени, а также п.3 ч.1 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с п.п.3, 4 ч.1, п.3 ч.2 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, а также с учетом сложившейся планировки территориальных зон. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков.
Согласно ДД.ММ.ГГГГ Постановления Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Тюменской области «Градостроительство, планировка и застройка населенных пунктов», жилые здания с квартирами в первых этажах следует располагать, как правило, с отступом от красных линий. По красной линии допускается размещать жилые здания с встроенными в первые этажи или пристроенными помещениями общественного назначения, а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся застройки - и жилые здания с квартирами в первых этажах. В районах усадебной застройки, жилые дома могут размещаться по красной линии жилых улиц, если это предусмотрено градостроительной документацией и правилами застройки и землепользования.
В соответствии с п.п. «е», «з» п.3.5 Положения «О порядке осуществления сноса самовольно строящихся выстроенных строений и сооружений на территории г. Тюмени», утвержденного распоряжением Администрации г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № отказ во вводе в эксплуатацию самовольной постройки, являющейся объектом индивидуального жилищного строительства, допускается в случае: установления несоответствия самовольной постройки или места ее размещения генеральному плану, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории или установления невозможности представления земельного участка под самовольную постройку в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленных федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд), иных случаях, когда ввод в эксплуатацию самовольной постройки в соответствии с действующими нормативными правовыми актами является недопустимым.
Суд считает неправомерной ссылку окружной межведомственной комиссии на вышеназванные нормативные акты, поскольку жилой дом приобретен Третьяковой С.А. ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано в ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> предоставила земельный участок по <адрес> гр. ФИО1 в аренду на 5 лет под существующий самовольно выстроенный жилой дом, надворные постройки и для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. л.д.17, 18), из чего следует, что дом существовал ранее на 1996 г., в акте Окружной межведомственной комиссии год постройки указан как неизвестен. Истица Третьякова С.А. значится пользователем дома с 2002 года. Генеральный план <адрес> утвержден решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, Правила землепользования и застройки <адрес> утверждены решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после постройки, приобретения дома и возникновения на него права собственности истицы Третьяковой С.А. В связи с чем суд считает, что требования вышеперечисленных нормативных актов Третьяковой С.А. не могли быть нарушены.
В связи с этим суд считает, что решение Окружной межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, нарушающим права истицы по вводу в эксплуатацию самовольно реконструированного дома.
Суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок был изъят для государственных или муниципальных нужд в силу ст.45 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании решения суда.
Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что иных оснований кроме указанных (нахождение части самовольно реконструированного жилого дома в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1), другой части за красными линиями застройки в зоне, предназначенной для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (ИТ-1)) для отказа во вводе дома в эксплуатацию не имелось, суд считает, что решение окружной межведомственной комиссии об отказе во вводе в эксплуатацию самовольно реконструированного жилого дома по адресу: <адрес>, изложенное в акте окружной межведомственной комиссии Управы Центрального АО Администрации <адрес> № 17 от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном приказом Управы Центрального АО Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, должно быть признано недействительным.
Из технического заключения ООО «<данные изъяты>», усматривается, что несущие и ограждающие конструкции, а так же инженерные коммуникации, частного индивидуального жилого дома (литера А1, А3, А4, а1), бани (литера Г4), гаража (литера Г9) и службы (литера Г5), расположенные по адресу: <адрес>, находятся в удовлетворительном состоянии, за исключением случаев оговоренных выше, соответствуют требованиям СНиП 31-02-2001, СНиП II-25-80, СНиП II-3-79*, СНиП 3.03.01-87 в отношении прочности, устойчивости и пригодны для дальнейшей эксплуатации (л.д. 26-66).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В связи с внесением ДД.ММ.ГГГГ изменений в положение о порядке осуществления сноса самовольно строящихся и выстроенных строений и сооружений на территории г. Тюмени, утвержденного распоряжением Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ №, в настоящее время ввод в эксплуатацию самовольных построек, в том числе самовольно реконструированных индивидуальных жилых домов в городе Тюмени не осуществляется.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Часть 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривает, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, поскольку жилой дом (литера А1, А3, А4, а1), баня (литера Г4), гараж (литера Г9) и служба (литера Г5), расположенные по адресу: <адрес>, отвечают санитарно-эпидемиологическим, строительным нормам и правилам, государственным стандартам, не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью, учитывая что данная постройка расположена на предоставленном в установленном порядке земельном участке, то суд пришел к выводу о том, что исковые требования Третьяковой С.А. о признании за ней право собственности на указанный самовольно реконструированный жилой дом, по адресу: <адрес>, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-199, 249, 254-258 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Третьяковой С.А., удовлетворить.
Признать незаконным решение окружной межведомственной комиссии Управы Центрального АО Администрации г. Тюмени об отказе во вводе в эксплуатацию самовольно реконструированного жилого дома по адресу: <адрес>, изложенное в акте № от ДД.ММ.ГГГГ утвержденном приказом Управы Центрального АО Администрации г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ №.
Признать за Третьяковой С.А. право собственности на самовольно реконструированный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.
Мотивированное решение составлено и подписано судьей 07 ноября 2011 года.
Судья Л.В. Ховренкова