Дело № 2 –4655/2011
Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Тюмень, 05 октября 2011 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Малининой Л.Б.,
при секретаре Себехова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова Н.В. к Департаменту социального развития Тюменской области о признании бездействия незаконным, обязать выдать специальные талоны на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте на протезирование, компенсация морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истец Иванов Н. В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Департаменту социального развития Тюменской области с требованиями признать бездействия незаконным, обязать выдать специальные талоны на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте на протезирование или официально отказать. Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом с детства <данные изъяты> группы, ампутирована нога выше колена. В мае 2011 года истец получил направление на протезирование в г. Екатеринбург в Свердловское протезно-ортопедическое предприятие и ему была выдана федеральным государственным учреждением МСЭ индивидуальная программа реабилитации инвалида, карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, которая является обязательной для исполнения Департаментом социального развития Тюменской области. Согласно постановлению Правительства Тюменской области за № ответчик обязан выдать истцу как инвалиду специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте на протезирование, в чём последний ему отказывает без объяснений причин, чем нарушил его права. Механизм же выплаты компенсации за приобретенные билеты длительный, требующий сбора доказательств.
Истец Иванов Н. В. в судебном заседании второе требование уточнил, также просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, т.к. в результате необоснованного отказа ответчика выдать специальный талон на право бесплатного получения проездных документов ему причинены нравственные страдания.
Представитель ответчика Департамента социального развития Тюменской области Болденко Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Иванов Н. В. является инвалидом с детства <данные изъяты> группы. (л.д.7)
ДД.ММ.ГГГГ Иванов Н. В. получил направление на протезирование в г. Екатеринбург в ФГУП Свердловское протезно-ортопедическое предприятие» и ему была выдана федеральным государственным учреждением МСЭ индивидуальная программа реабилитации инвалида, карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, которая является обязательной для исполнения Департаментом социального развития Тюменской области. (л.д.8,10, )
Согласно Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 249, при необходимости проезда инвалида к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами (изделиями), уполномоченный орган выдает специальный талон. При проезде инвалида за счёт собственных средств к месту нахождения организации и обратно, ему выплачивается компенсация расходов на оплату проезда.
В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № заключенным между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Тюменской области о передаче Правительству Тюменской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно указанные полномочия с 01 января 2011 года реализует департамент социального развития Тюменской области.
Постановлением Правительства Тюменской области за № 394-п от 30.12.2010 г. «О порядке осуществления переданных федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» установлено, что при необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно центр социального обслуживания населения по месту жительства выдает (высылает) специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте. (п.п. «б» п. 13 приложение № 3 «Положение о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями»). В пункте 22 данного Положения определено, что при проезде инвалида (ветерана, сопровождающего лица) за счёт собственных средств к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно ему выплачивается компенсация расходов на оплату проезда, подтвержденных проездными документами, при наличии указанной организацией письменного подтверждения необходимости поездки в случае, если использовались установленные виды транспорта, но не более чем за 4 поездки к месту нахождения организации и за 4 поездки в обратном направлении. Из приведенных правил следует, что ответчик обязан выдать истцу как инвалиду специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте на протезирование.
Из пояснений Иванова В.А. в суде следует, что Департамент социального развития Тюменской области отказывает в выдаче ему специального талона на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте на протезирование, предлагает оформить заказ на получение проездных билетов по маршруту Тюмень - Екатеринбург - Тюмень или компенсационные выплаты к месту нахождения протезно-ортопедического предприятия и обратно, с чем истец не согласен, поскольку механизм выплаты компенсации за билеты, покупка билетов носит длительный характер, неудобный, требующий сбора доказательств, что является для него обременительным, т.к. он является инвалидом.
Представитель ответчика Департамента социального развития Тюменской области Болденко Е.В. в судебном заседании пояснила, что действительно до ДД.ММ.ГГГГ указанные полномочия осуществлял Фонд социального страхования Российской Федерации. Между ФСС РФ и ОАО «Российские железные дороги» был заключен договор в соответствии, с которым на всей территории Российской Федерации действовали единые специальные талоны на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте, которые в кассах железнодорожных вокзалов можно было обменять на проездные билеты. В настоящее время подобный договор между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и ОАО «Российские железные дороги» не заключен. Таким образом, на данный момент отношения между органами социального обслуживания и транспортными организациями по вопросу применения специальных талонов не урегулирован, в связи с чем выдача талонов не осуществляется. В целях обеспечения прав граждан на бесплатный проезд к месту протезирования и обратно органы социальной защиты населения осуществляют выплату компенсации расходов за самостоятельно приобретённые билеты либо по предварительной заявке гражданина осуществляет приобретение для них соответствующих билетов. Так, истец был направлен АУСОН Тюменской области «Областной центр реабилитации инвалидов» на протезирование (изготовление протеза нижней конечности) в ФГУП «Свердловское протезно-ортопедическое предприятие» (г. Екатеринбург). За четыре поездки по маршруту Тюмень-Екатеринбург-Тюмень (01 марта, 16 мая, 02 августа и ДД.ММ.ГГГГ) истцу была выплачена компенсация стоимости проезда в размере <данные изъяты> руб. службой доставки пенсии. Таким образом, на сегодняшний день сложилась ситуация, не по вине ответчика, при которой невозможно осуществить выдачу специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов для проезда. Заместителем Губернатора Тюменской области, директором департамента социального развития Тюменской области в августе 2011 года направлен запрос в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации о возможности заключения соглашения на обеспечение граждан специальными талонами до места нахождения протезно-ортопедического предприятия и обратно. До настоящего времени ответ из Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации не получен. (л.д. )
При указанных обстоятельствах суд полагает, что требование истца обязать ответчика выдать специальные талоны на право бесплатного получения проездных документов подлежит удовлетворению, поскольку данная обязанность возложена на него вышеприведенным постановлением Правительства Тюменской области, которое не изменено и не отменено в этой части в установленном законом порядке. Но вместе с тем суд не находит оснований для удовлетворения требования о признании бездействия ответчика незаконным, поскольку данная ситуация с выдачей специальных талонов сложилась не по вине ответчика, в целях обеспечения прав истца на бесплатный проезд ему была выплачена компенсация стоимости проезда на протезирование в размере <данные изъяты> руб.
Требование о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению, поскольку не основано на законе.
На основании изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Тюменской области за № 394-п от 30.12.2010 г. «О порядке осуществления переданных федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 249, ст. ст. 12, 55, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Иванова Н.В. к Департаменту социального развития Тюменской области о признании бездействия незаконным, обязать выдать специальные талоны на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте на протезирование, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить в части.
Обязать Департамент социального развития Тюменской области выдать Иванову Н.В. специальные талоны на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте на протезирование.
В остальной части иска, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд Центрального района г. Тюмени в течение 10 дней с момента изготовления его мотивированной части.
Мотивированное решение изготовлено и подписано судьёй 11.10. 2011 года.
Судья Л.Б. Малинина