Решение от 23.05.2012 по делу 2-2555/2012



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2012 года                                  г.Тюмень

    Центральный районный суд г.Тюмени в составе: председательствующего судьи Курилковой Н.А., при секретаре Белозерцевой А.Б.,

    с участием заявителя Судуб Ж.А., представителя Садуб Ж.А. - адвоката Бутаковой И.В., представителя заинтересованного лица Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени Михайлова Р.А., представителя третьего лица Правительства Тюменской области, Представитель третьего лица Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области - Тарасовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2555/2012 по заявлению Садуба Ж.А. о признании недействительным отказ в предоставлении социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

    Заявитель Садуб Ж.А. обратился в суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о признании недействительным отказ в предоставлении социальной выплаты.

Требования мотивированы тем, что в <данные изъяты> году Садуб Ж.А. обратился в администрацию г. Тюмени с заявлением о предоставлении субсидии на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес Садуба Ж.А., следует, что молодая семья Садуб Ж.А. включена в резервный список семей-претендентов на получение социальной выплаты, при этом было указано о возможном предоставлении субсидии в <данные изъяты> году. Однако, социальная выплата предоставлена не была. Заявитель, ссылаясь на положение ст. 4.1 Закона Тюменской области от 03.08.1999 года №128 «О предоставлении субсидий и займов граждан на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета» указывает, что вправе рассчитывать на получение безвозмездной субсидии для оплаты за приобретаемое жилье.

Заявитель также указывает, что в целях улучшения жилищных условий приобрел квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. Для того, чтобы произвести оплату за указанную выше квартиру, заявитель оформил займ в Фонде «Областной фонд развития жилищного строительства Тюменской области» и кредит в ОАО «Сбербанк России», что подтверждает кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель вновь обратился в администрацию г.Тюмени с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, предоставив необходимые документы для погашения ипотечного жилищного кредита средствами социальной выплаты в <данные изъяты> году. ДД.ММ.ГГГГ департаментом имущественных отношений администрации г.Тюмени принято решение об отказе в перечислении социальной выплаты на том основании, что ипотечный жилищный кредит был получен после ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель полагает, что оснований для принятия решения об отказе в перечислении социальной выплаты не имелось, поскольку семья Садуба Ж.А. в настоящее время состоит из четырех человек, а приобретенная квартира меньше установленной нормы площади на одного человека.

    Заявитель Садуб Ж.А. его представитель Бутакова И.В., в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснили, что займ в Фонде «Областной фонд жилищного строительства Тюменской области Садуб получил как работник бюджетной сферы.

    Заинтересованное лицо - Департамент имущественных отношений администрации г.Тюмени в лице представителя Михайлова Р.А., действующего на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что одним из оснований участия в подпрограмме является признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях. Однако подпунктом «д» пункта 1.1. Положения установлено ограничение в использовании социальной выплаты: социальная выплата не может быть направлена на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам, полученным после ДД.ММ.ГГГГ.Возможность использования средств социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам, была предусмотрена в Правилах и Положении не сразу: в первоначальной редакции правовых актов она отсутствовала, и была введена постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 №575 и постановлением Правительства Тюменской области от 16.08.2011 №260-п, при этом законодатель установил ограничение по сроку заключения кредитного договора: они должны быть заключены до ДД.ММ.ГГГГ, тогда как молодая семья Садуб Ж.А. обратилась с заявлением ДД.ММ.ГГГГ именно на погашение ипотечного жилищного кредита, полученного после ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 1 Закона Тюменской области от 03.08.1999 № 128. гражданин имеет право получить субсидию или заем на строительство или приобретение жилья один раз, за исключением случаев, установленных действующим законодательством; к этим случаям в частности относятся, согласно ст. 5.1. указанного Закона Тюменской области от 03.08.1999 № 128, молодые семьи, имеющие трех и более детей, которые указаны в свидетельстве о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья; эти многодетные молодые семьи, помимо социальной выплаты, также дополнительно имеют право на получение займа на приобретение жилого помещения либо на погашение кредита на приобретение жилого помещения. Таким образом, молодая семья Садуб Ж.А., имеющая менее 3 детей не вправе претендовать на получение одновременно и займа и субсидии (социальной выплаты) в рамках подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей», а с учетом правила о предоставлении государственной поддержки в форме субсидии или займа (ст.1) только один раз, полученный семьей Садуб Ж.А. займ, исключает в дальнейшем получение иной государственной поддержки на приобретение (строительство) жилья, в том числе в виде субсидий (социальных выплат).

    Представитель третьего лица Правительства Тюменской области, Представитель третьего лица Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области - Тарасова А.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований, поддержав доводы представителя заинтересованного лица.

    Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы учетного дела, представленных для обозрения представителем заинтересованного лица Михайловым Р.А., считает заявление Садуба Ж.А. не подлежащим удовлетворению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011г. №78-п утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Согласно п. 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства наряду с другими документами - документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 6.4.1. Положения в случае если до момента предоставления социальной выплаты органом местного самоуправления будет установлено, что у молодой семьи отсутствуют основания для участия в подпрограмме, орган местного самоуправления отказывает молодой семье в перечислении социальной выплаты.

Одним из оснований участия в подпрограмме является признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях.

Судом установлено, что на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья Садуб Ж.А., по результатам проведенной Администрацией города Тюмени проверки, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ , была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 г.

Действие указанной Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. закончилось ДД.ММ.ГГГГ.

Семья Садуб в рамках реализации данной программы не воспользовалась правом на получение социальной выплат.

Пунктом 2.6. принятого Положения предусмотрено, что в 2011 году участниками подпрограммы признаются молодые семьи, включенные в 2006 - 2010 годах в резервные списки на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и не использовавшие право на получение социальной выплаты. На основании приказа Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжение Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья Садуб Ж.А. была включена в список молодых семей -участников на получение социальных выплат в 2011 году.

При этом, в абзаце 2 пункта 2.6. Положения указано, что органы местного самоуправления формируют списки молодых семей - участников подпрограммы в 2011 году в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением, и представляют указанные списки в уполномоченный орган исполнительной власти области в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Положения.

Право использовать субсидию на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам и займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям – участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора.

Согласно п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 в качестве приложения к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы социальные выплаты используются:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. (пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 N 575)

Социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному кредиту, заключенному после ДД.ММ.ГГГГ данными Правилами не предусмотрено. Способы использования средств социальной выплаты устанавливаются не ранее действовавшими правовыми актами, а Правилами и Положением утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 и постановлением Правительства Тюменской области от23.03.2011№78-п.

В соответствии с п. 1.6 Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области № 78-п от 23 марта 2011 года, также не предусмотрено предоставление социальной выплаты на погашение долга и уплаты процентов по ипотечным кредитам, выданным после 1 января 2011 года.

Из материалов дела следует, что семья Садуб Ж.А. приобрела квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с использованием кредитных средств банка, заключив с ОАО «Сбербанк России» кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ Садуб Ж.А. обратился с заявлением о предоставлении социальной выплаты для погашения ипотечного жилищного кредита, полученного после ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, департамент имущественных отношений, рассмотрев заявление семьи Садуб о предоставлении социальной выплаты для погашения основного долга и уплаты процентов по ипотечному кредиту, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Садуб и ОАО «Сбербанк России», правильно мотивировал отказ, ссылаясь на положение п. 6.4.1 Положения, поскольку на момент получения Садубом Ж.А. ипотечного кредита в <данные изъяты>, возможность получения свидетельства для погашения кредита не была предусмотрена.

Доводы Садуба Ж.А. о том, его семья является нуждающейся, поскольку на момент подачи заявления состав его семьи составлял 4 человека, а общая площадь приобретенной квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., являются несостоятельными.

Так, семья Садуб Ж.А. обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, предоставив необходимые документы именно для погашения ипотечного жилищного кредита средствами социальной выплаты в 2011 году, а не для получения субсидии (займа) на приобретение жилого помещения, учитывая состав семьи 4 человека. Кроме того, Садуб А.Ж., родившейся ДД.ММ.ГГГГ участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. не являлся. В связи с чем, при проверке сведений в представленных семьей Садуб документах, площадь квартиры <данные изъяты> кв.м, приобретенной на кредитные средства по ипотечному жилищному кредиту, полученному после ДД.ММ.ГГГГ, учтена при определении нуждаемости молодой семьи в жилом помещении в составе трех человек. На основании изложенного, отказ департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени на том основании, что семья Садуб в составе трех человек не является нуждающейся в жилом помещении, является обоснованным.

На момент заключения Садуб Ж.А. кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ , Правительством РФ уже было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии возможности гашения ипотечных жилищных кредитов средствами социальной выплаты. При этом ни Положение о порядке предоставления социальных выплат, ни правила молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства не предусматривают и не устанавливают обязанность Администрации г.Тюмени доводить до сведения участников подпрограммы информацию о возможном изменении условий Положения и Правил.

Представленный заявителем договор займа от ДД.ММ.ГГГГ в материалах учетного дела отсутствует, то есть на момент принятия решения Департамент имущественных отношений администрации г.Тюмени указанными сведениями не располагал и давал оценку тем документам, которые были приложены Садуб к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, оснований к удовлетворению заявления Садуба Ж.А. об оспаривании отказа Департамента имущественных отношений администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ в перечислении социальной выплаты для погашения ипотечного жилищного, - не имеется.

    На основании изложенного и руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050 (ред. от 06.10.2011 года) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011г. №78-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома», ст.ст. 56, 67, ст. 194-199, гл. 25 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Садуба Ж.А. о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений администрации в перечислении социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Тюмени.

Председательствующий судья Н.А. Курилкова

Мотивированное решение составлено 28 мая 2012 года.