Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень, 5 марта 2012 года дело № 2-1855-2012
Центральный районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Иванова А.Г.
при секретаре Хамидуллиной Г.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Черепанова А.К., Чертищева В.С., Целых С.М., Савелкова М.А. об оспаривании действий Администрации г. Тюмени,
У С Т А Н О В И Л:
Черепанов А.К., Чертищев В.С., Целых С.М., Савелков М.А. обратились с заявлением в суд оспаривании действий Администрации г. Тюмени по отказу в согласовании шествия, мотивируя свои требования тем, что заявители как организаторы обратились в Администрацию г. Тюмени с уведомлением о проведении митинга и шествия на ДД.ММ.ГГГГ. Шествие было заявлено по <адрес> в г. Тюмени от дома № <адрес> (место сбора) до Центральной площади с <данные изъяты> часов до <данные изъяты> часов количеством участников <данные изъяты> человек и проведение митинга на Центральной площади с <данные изъяты> часов до <данные изъяты> часов количеством участников <данные изъяты> человек. Письмом Администрации г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ организатором публичных мероприятий было предложено проведение организовать сбор на Центральной площади ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> часов до <данные изъяты> часов без выхода на проезжую часть прилегающих улиц. Заявители полагают, что органом местного самоуправления фактически было запрещено проведение шествия, что противоречит ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Закона Тюменской области «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Тюменской области».
В ходе рассмотрения дела в суде требования были дополнены заявлением о признании незаконными действий Администрации г. Тюмени в части предложения о переносе шествия с проезжей части на тротуар.
Заявители Черепанов А.К., Целых С.М., Савелков М.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям изложенным в заявлении, полагают, что Администрация г. Тюмени подвергла расширительному толкованию нормы права, регулирующие проведение публичных мероприятий.
Заявитель Чертищев В.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об отложении дела не просил.
Представитель Администрации г. Тюмени Устинов В.И. в судебном заседании просит отказать в заявленных требованиях, так как согласно письма УГИБДД УМВД Российской Федерации по Тюменской области проведение шествия на проезжей части нарушит организацию движения транспортных средств, в связи с чем, организаторам шествия было предложено шествие по тротуару без выхода на проезжую часть с сохранением места сбора и маршрута движения. Данные действия не нарушают права и законные интересы организаторов публичного мероприятия.
Заслушав пояснения сторон, показания свидетеля Фуртаевой К.К., исследовав материалы дела, суд находит требования заявителей необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
ДД.ММ.ГГГГ Черепанов А.К., Чертищев В.С., Целых С.М., Савелков М.А. обратились в Администрацию г. Тюмени с уведомлением о проведении ДД.ММ.ГГГГ шествия по <данные изъяты> в <адрес> от дома № <данные изъяты> (место сбора) до Центральной площади с <данные изъяты> часов до <данные изъяты> часов количеством участников <данные изъяты> человек и проведение митинга на Центральной площади с <данные изъяты> часов до <данные изъяты> часов количеством участников <данные изъяты> человек. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Тюмени предложила провести митинг с <данные изъяты> часов до <данные изъяты> часов на площади около здания Западно-Сибирского инновационного центра «Тюменский технопарк» (<данные изъяты>) без выхода на проезжую часть, так как шествие затруднит движение общественного транспорта по центральной улице города.
ДД.ММ.ГГГГ организаторы уведомили о проведении публичных мероприятий в такой же форме, только ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя, тем, что указанный день является нерабочим.
ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления по тем же доводам предложил проведение митинга по ранее указанному адресу. Кроме того, в Администрацию г. Тюмени ранее поступило уведомление о проведении на Центральной площади пикетирования другими лицами.
В ходе переписки с заявителями письмом от ДД.ММ.ГГГГ им предложено проведение митинга на Центральной площади в связи с договоренностью с организаторами проведения пикета изменить место проведения пикетирования.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Тюмени было предложено проведение ДД.ММ.ГГГГ шествия по тротуару в истребуемое время по заявленному маршруту и проведения митинга на Центральной площади без выхода на проезжую часть дороги.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации, предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Согласно требований ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. Порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу требований п.2 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Ст. 6.1 Закона Тюменской области «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Тюменской области» предусмотрено, что уполномоченный орган (должностное лицо) не позднее первой половины рабочего дня, следующего за днем поступления уведомления, направляет копию уведомления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль в области безопасности дорожного движения.
В случае поступления от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль в области безопасности дорожного движения, информации по проведению публичного мероприятия, она доводится органом местного самоуправления до сведения организатора публичного мероприятия и учитывается органом местного самоуправления при реализации полномочия, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона.
Согласно ответа УГИБДД УМВД Российской Федерации по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ проведение шествия на проезжей части нарушит организацию движения транспортных средств, передвижения пешеходов, осложнит работу транспорта перевозящего грузы и оказывающие сервисные услуги, нарушит работу общественного транспорта. В связи с указанными обстоятельствами Администрацией г. Тюмени предлагается с учетом мнения и доводов органов исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль в области безопасности дорожного движения организовать движение участников шествия по тротуару четной стороны ул. Республики до <данные изъяты> Ширина тротуара позволяет беспрепятственно проследовать участникам до места проведения митинга, что не будет препятствовать движению транспортных средств и не повлечет ухудшению безопасности дорожного движения.
Суд находит не заслуживающими внимание доводы заявителей о фактическом запрете органов власти в проведении шествия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, так как они основаны на неверном толковании закона.
В силу п. 3 ч. 4 ст. 5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Из анализа приведенной нормы следует, что при проведении публичного мероприятия в условиях, когда оно может представлять угрозу жизни и здоровья участников и иных лиц, нарушить нормальную жизнедеятельность либо затронуть права и законные интересы иных лиц, допускается согласование с органами местного самоуправления.
Администрацией г. Тюмени было предложено с указанием веских мотивов организаторам публичного мероприятия изменить порядок движения, без изменения формы мероприятия, времени, маршрута движения, что само по себе не является запретом на проведение шествия, а действиями по достижению согласия на основе баланса интересов, как организаторов публичного мероприятия, так и других участников публичных правоотношений.
Определением Конституционного суда Российской Федерации № 484-О-П от ДД.ММ.ГГГГ признано, что правомочие органа публичной власти сделать организаторам публичного мероприятия мотивированное предложение об изменении места и (или) времени его проведения, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителей в их конкретных делах.
В связи с указанными обстоятельствами доводы заявителей о запрете Администрацией г. Тюмени в проведении публичных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 31 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 5, 8, 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ст. 6.1 Закона Тюменской области «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Тюменской области», ст. ст. 12, 56, 67, 98, 100, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований Черепанова А.М., Чертищева В.С., Целых С.М., Савелкова М.А. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 30 дней со дня его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 11.03.2012 года.
Председательствующий Иванов А.Г.