Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-1642/2011
г. Тюмень22 марта 2011 г.
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Н.В.,
при секретаре Легенькой А.Ю.,
с участием представителя истца Ксенжук В.В., представителя ответчика Зверева А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управы Центрального административного округа Администрации г. Тюмени к Каменских А.В. о сносе самовольной постройки – объекта незавершенного строительства,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Управа Центрального АО Администрации г. Тюмени обратился в суд с иском к ответчику Каменских А.В. о сносе самовольной постройки – объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес>.
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя Главы Администрации города Тюмени ФИО1 поступило письменное обращение за № директора Главного управления строительства и коммунального хозяйства Тюменской области и ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управы Центрального административного округа Администрации города Тюмени поступило письменное обращение за № начальника управления инспекции Госстройнадзора по Тюменской области об осуществлении самовольного строительства объекта капитального строительства - здания по <адрес> в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В пределах полномочий, определенных Положением об управе Центрального административного округа Администрации города Тюмени, утвержденным распоряжением Главы Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № (пункт 3.39), Управой ЦАО установлено следующее: Распоряжением департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № Каменских А.В. предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 753,4 кв.м. под незавершенный строительством жилой дом по адресу: <адрес>. Вышеназванным распоряжением на Каменских А.В. возложены следующие обязанности: зарегистрировать право собственности на земельный участок в установленном законом порядке; использовать земельный участок в соответствии с требованиями ст. 42 Земельного кодекса РФ. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ №, запись регистрации №). Также зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства (Свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ №, запись регистрации №). Гражданином Каменских А.В. в нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть в отсутствие оформленного в установленном порядке разрешения на строительство ведутся работы по строительству дома по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела надзора по Центральному административному округу г. Тюмени Управления инспекции Госстройнадзора по Тюменской области ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (строительство объекта капитального строительства без разрешения на строительство). Согласно описательной части протокола «Установлено нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации: при проведении проверки объекта капитального строительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в 10 час. 00 мин ДД.ММ.ГГГГ установлено строительство здания по <адрес>, ведутся работы по армированию фундаментной плиты монолитной железобетонной, в нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на разрешение на строительство здания по вышеуказанному адресу в установленном законом порядке не получено... Каменских А.В. не получено разрешение на строительство, не представлен документ, который удостоверяет соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, техническим регламентам (нормам и правилам), иным нормативно-правовым актам». Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в области строительства, вынесенным начальником управления инспекции Госстройнадзора по Тюменской области ФИО3, Каменских А.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за строительство объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства предусмотрено получение разрешение на строительство, в виде административного штрафа. ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела надзора по Центральному административному округу г. Тюмени Управления инспекции Госстройнадзора по Тюменской области ФИО2 повторно составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (строительство объекта капитального строительства без разрешения на строительство). Согласно описательной части протокола «Установлено нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации: при проведении проверки объекта капитального строительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в 10 час. 00 мин установлено, что на объекте капитального строительства «здание» расположенного по адресу: <адрес> выполнены работы по устройству кирпичной кладки несущих стен и перегородок цокольного, первого второго этажей, начата кирпичная кладка несущих стен третьего этажа. На момент проверки строительно-монтажные работы не велись. В ходе проверки также установлено, что строительство данного объекта проводилось без разрешения на строительство органа местного самоуправления в нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на разрешение на строительство здания по вышеуказанному адресу в установленном законом порядке не получено... Каменских А.В. не получено разрешение на строительство, не представлен документ, который удостоверяет соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, техническим регламентам (нормам и правилам), иным нормативно-правовым актам». Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в области строительства, вынесенным начальником управления инспекции Госстройнадзора по Тюменской области ФИО3, Каменских А.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за строительство объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства предусмотрено получение разрешение на строительство, в виде административного штрафа. Согласно письменной информации Департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ Каменских А.В. за получением разрешения не обращался. Таким образом, на лицо признак самовольной постройки - отсутствие разрешения на строительство. Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. По общему правилу самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 ГК РФ). Строительная деятельность (как при новом строительстве, так и при реконструкции объектов капитального строительства) является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих (ч. 1 ст. 1079 ГК РФ), сложным технологическим процессом, результат которого должен отвечать требованиям безопасности эксплуатирующих его (пользующихся им) лиц. Кроме того, строительная деятельность затрагивает интересы не только лица, разместившего (реконструировавшего) объект недвижимости, собственника (иного законного владельца) земельного участка, потенциальных пользователей соответствующего объекта, но и самого неопределенного круга лиц. Ведь возведенный (реконструированный) объект становится частью соответствующего архитектурного (градостроительного) пространства, влияя тем самым на общий вид того или иного населенного пункта, его атмосферу, историю (надо заметить, что каждый объект формирует историю того населенного пункта, в котором он возведен).
В судебном заседании представитель Управы Центрального АО Администрации г. Тюмени Ксенжук В.В. иск поддержал по основаниям изложенным в иске.
Ответчик Каменских А.В., представитель третьего лица Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области г. Тюмени в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Зверев А.Г. в судебном заседании с иском не согласился по основаниям, изложенным в возражениях, в которых указал, что истцу на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства по адресу: <адрес> соответствующим земельным участком который также принадлежит ему на праве собственности. Земельный участок предоставлен Каменских А.В. Распоряжением директора Департамента Имущественных отношений Тюменской области под незавершенный строительством жилой дом. В связи с чем, применение термина «самовольная постройка» указанному объекту незавершенного строительства считает безосновательным. Считает, что протоколы об административных правонарушениях были составлены с явным превышением инспектором Госстройнадзора по Тюменской области своих полномочий, незаконно и необоснованно, поскольку осуществление государственного строительного надзора в данном случае законом не предусмотрено, а пункт положения об этом признан не действующим. Указал, что в соответствии с Федеральным законом до 01 марта 2015 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также предоставление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объект, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта. Градостроительный кодекс предусматривает случаи, когда разрешение на строительство не требуется, а также дает понятие объекта индивидуально жилищного строительства.Жилой дом <адрес> является отдельно стоящим жилым домом не выше двух этажей, площадь дома не превышает 1500 кв. метров, дом предназначен для проживания одной семьи. В ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Центрального АО г. Тюмени проводилась проверка по факту строительство указанного объекта незавершенного строительства, и как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ каких-либо нарушений действующего законодательства в сфере градостроительных и строительных норм со стороны Каменских А.В. не выявлено.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании Распоряжением департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № Каменских А.В. предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 753,4 кв.м. под незавершенный строительством жилой дом по адресу: <адрес>. Вышеназванным распоряжением на Каменских А.В. возложены следующие обязанности: зарегистрировать право собственности на земельный участок в установленном законом порядке; использовать земельный участок в соответствии с требованиями ст. 42 Земельного кодекса РФ. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ №, запись регистрации №). Также зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства (Свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ №, запись регистрации №) (л.д. 14-22).
В соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ № Департамента Земельных ресурсов Администрации г. Тюмени самовольно выстроенный объект – незавершенное строительством здание по адресу <адрес>, общей площади застройки 753,40 км, выложены стены третьего этажа без плит перекрытия, земельный участок принадлежит на праве собственности Каменских А.В. Самовольно выстроенный объект расположен в границах земельного участка. Строительство ведётся без разрешения на строительство (л.д. 77-79).
Из искового заявления и пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что в нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство здания по вышеуказанному адресу в установленном законом порядке Каменских А.В. не получено, не представлен документ, который удостоверяет соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, техническим регламентам (нормам и правилам), иным нормативно-правовым актам, за что он дважды был привлечен к административной ответственности.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», которым утверждено «Положениео государственном строительном надзоре в Российской Федерации» государственный строительный надзор осуществляется: а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы;
б) при реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ до 01 марта 2015 г. «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Суду не представлено каких либо доказательств того, что строительство жилого дома Каменских А.В. осуществляется с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил.
Анализ вышеизложенных норм закона и представленных доказательств, позволяет суду прийти к выводу, что поскольку незавершенный строительством жилой дом по <адрес> является отдельно стоящим жилым домом не выше трёх этажей, площадью застройки 753,40 м.кв., предназначен для проживания одной семьи, объект расположен в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности Каменских А.В., право собственности на объект незавершенного строительства жилой дом по указанному адресу уже зарегистрировано в установленном законом порядке, оснований для удовлетворения исковых требований истца к Каменских А.В. о сносе как самовольной постройки – объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес>, не имеется.
На основании изложенного, ст.ст. 49, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ до 01 марта 2015 г. «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Управы Центрального административного округа Администрации г. Тюмени к Каменских А.В. о сносе самовольной постройки – объекта незавершенного строительства, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено 29 марта 2011 г.
Судья Пономарева Н.В.