№ 5-74/2010
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Тюмень 10 августа 2010 года
Судья Центрального районного суда г. Тюмени Валеева Р.Э.,
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности Ходорика М.Ю. - Горбуновой Т.Н., действующей на основании доверенности от 14.04.2010 года,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ТПО филиала ОАО «Тюменьэнерго» ТРС Ходорика Михаила Юрьевича, родившегося 26.01.1969 года в г. Татарске Новосибирской области, гражданина РФ, имеющего двоих несовершеннолетних детей, зарегистрированного по адресу: г. Тюмень, ул. Мельникайте, д. 135, кв. 373, ранее привлекавшегося к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
08.07.2010 года в Центральный районный суд г. Тюмени поступил протокол об административном правонарушении № А 10/136 от 17.06.2010 года и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ТПО филиала ОАО «Тюменьэнерго» ТРС Ходорика М.Ю., выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии путем необоснованного отказа (уклонения) от приведения проекта договора технологического присоединения с Хасановым А.С. в соответствие с требованиями Правил, результатом которых является или может являться ущемление интересов Хасанова А.С.
Представитель заявителя Горбунова Т.Н. в судебном заседании пояснила, что какого - либо вреда законным интересам Хасанова А.С. действиями Ходорика М.Ю. по отказу в приведении условий проекта договора по требованию Хасанова А.С. в соответствии с положениями Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, причинено не было, имущественный вред также причинен не был. Какой - либо угрозы, в том числе охраняемым общественным отношениям, действиями Ходорика М.Ю. по отказу в приведении проекта договора технологического присоединения в соответствие с Правилами по требованию Хасанова А.С. также осуществлено не было. Кроме того, Ходорик М.Ю. занимает должность директора в Тюменском территориальном производственном отделении, то есть в структурном подразделении филиала ОАО «Тюменьэнерго» - «Тюменские распределительные сети» и фактически находится в непосредственном подчинении директора филиала. Как должностное лицо, Ходорик М.Ю. осуществляет лишь исполнительно - распорядительные функции внутри структурного подразделения филиала и действует на основании выданной ему доверенности. В связи с чем, Ходорик М.Д. непосредственное управление юридическим лицом, филиалом не осуществляет, должности в исполнительном органе управления юридического лица не занимает, что позволяет сделать вывод о том, что субъектом дисквалификации Ходорик М.Ю. быть не может.
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области № К 10/79 о нарушении антимонопольного законодательства от 02.06.2010 года в действиях ОАО «Тюменьэнерго», занимающего доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, признано нарушение п. 15, 16, 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям и ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся во включении в проект публичного договора об осуществлении технологического присоединения условий договора, не соответствующих требованиям законодательства в сфере электроэнергетики, отказе от приведения проекта договора технологического присоединения № 18/1442 от 31.12.2009 года в соответствие с Правилами по требованию Хасанова А.С., результатом которых является или может являться ущемление интересов Хасанова А.С. и иных физических лиц путем навязывания невыгодных условий договора и нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
13.01.2010 года ОАО «Тюменьэнерго» направило Хасанову А.С. проект договора технологического присоединения № 18/1442 от 31.12.2009 года. 15.01.2010 года Хасанов А.С., не согласившись с отдельными условиями полученного проекта договора, направил сетевой организации отказ от подписания проекта договора, мотивировав его несоответствием отдельных пунктов договора положениям Правил, и потребовал привести их в соответствие с Правилами. 21.01.2010 года Хасанову А.С. вновь был направлен проект договора в новой редакции, однако, в проекте было изменено лишь название договора, остальные пункты были оставлены в первоначальной редакции. 16.02.2010 года Хасанов А.С. повторно направил письмо в ОАО «Тюменьэнерго» с просьбой привести пункты проекта договора технологического присоединения в соответствии с требованиями Правил. 24.02.2010 года ОАО «Тюменьэнерго» вновь направило Хасанову А.С. проекта договора технологического присоединения, изменив дополнительно в п. 1.5 договора срок осуществления мероприятий технологического присоединения с 12 месяцев на 6 месяцев, который также не был подписан Хасановым А.С.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в редакции от 23.11.2009 года) технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Согласно ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
ОАО «Тюменьэнерго», как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу положений ст. 3 и ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ (в ред. от 25.12.2008 года) «О естественных монополиях», определяющих, что субъект естественной монополии - это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Пункт 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 данных Правил устанавливает обязанность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения.
Согласно п. 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет один экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор. В случае несогласия с представленной сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам заявитель вправе направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами. В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания.
Следовательно, ОАО «Тюменьэнерго», используя свое доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в нарушение требований п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам необоснованно отказалось привести условия проекта договора в соответствие с требованиями вышеуказанных Правил. При этом, включение пунктов 1.6, 2.2.4, 3.3, 4.2, 4.3.3 в типовой проект договора технологического присоединения соответствует исключительно интересам ОАО «Тюменьэнерго», но ущемляет интересы заявителей, поскольку их включение и реализация позволяет сетевой компании увеличить предусмотренные Правилами сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителей, уйти от установленной Правилами ответственности за нарушение сроков присоединения, по своему усмотрению устанавливать плату за технологическое присоединение к электрическим сетям, а также направлены на расторжение договора в одностороннем порядке в случае неисполнения заявителем установленных обязанностей по подписанию дополнительных соглашений.
Доводы представителя заявителя о малозначительности деяния должностного лица ОАО «Тюменьэнерго» не нашли подтверждения в судебном заседании, поскольку действия директора ТПО филиала ОАО «Тюменьэнерго» Тюменского территориального производственного отделения Ходорика М.Ю. нарушили право Хасанова А.С. на заключение договора технологического присоединения в соответствии с действующим законодательством и ущемляют интересы Хасанова А.С., выразившиеся в навязывании ему невыгодных условий договора. Кроме того, совершенное административное правонарушение посягает и существенно угрожает охраняемым общественным отношениям в сфере осуществления предпринимательской деятельности и защиты конкуренции.
Суд квалифицирует действия директора ТПО филиала ОАО «Тюменьэнерго» Тюменского территориального производственного отделения Ходорика М.Ю. по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства суд учитывает признание вины, раскаяние в содеянном, устранение нарушений на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, наличие на иждивении несовершеннолетних детей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Санкция статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трех лет.
Принимая во внимание изложенное, с учетом характера совершенного правонарушения и всех обстоятельств, влияющих на вид и размер назначаемого наказания, суд считает возможным назначить директору ТПО филиала ОАО «Тюменьэнерго» Тюменского территориального производственного отделения Ходорику М.Ю. наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.7, ст. ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Директора ТПО филиала ОАО «Тюменьэнерго» ТРС Ходорика Михаила Юрьевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности на счет получателя:
Управление федерального казначейства по Тюменской области (ИФНС по г. Тюмени № 2)
р/с 40101810300000010005
ИНН 7202020002
БИК 047102001
КБК 182 1 16 03030 01 0000 140
КПП 720401001
ОКАТО 71401000000
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, судья, вынесший постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административное наказание в виде административного ареста до пятнадцати суток.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления через Центральный районный суд города Тюмени.
Текст постановления изготовлен в совещательной комнате с применением компьютерной техники.
Судья Р.Э. Валеева