Дело № 5-161/2011 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Тюмень,
ул. 8 Марта, д.1 12 декабря 2011 года
Центральный районный суд г.Тюмени в составе:
Председательствующего – судьи Пигаловой Е.Г.,
С участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Еманова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Еманова А.Г., <данные изъяты>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
У С Т А Н О В И Л:
В период с 03 октября 2011 года по 10 октября 2011 года по адресу: <адрес> на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 26.09.2011 года №, проводилась плановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий, в отношении Образовательного учреждения. В ходе данной проверки установлено, что в нарушение п.п. «б» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 года № 174, п.39 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного правительством Российской Федерации от 14.02.2008 года № 71 и п. 6.3 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, рабочие учебные программы дисциплин: «Концепция современного естествознания» (для студентов специальности «Информационный менеджмент», направления подготовки бакалавров «Экономика»), «Современный литературный процесс» (для студентов направления подготовки бакалавров «Экономика»), «Философия» (для студентов специальностей «Информационный менеджмент», «Управление качеством», направлений подготовки бакалавров «Экономика», «Менеджмент»), «Палеозоология» не обновляются Образовательным учреждением в установленном порядке (отсутствуют ссылки на обновленные источники литературы). В связи с чем в отношении должностного лица Еманова А.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Еманов А.Г. вину в совершении правонарушения признал частично, суду пояснил, что подготовка по названным образовательным программам в настоящее время заканчивается, поэтому нет смысла в обновлении рабочих программ дисциплин. Обновление рабочих учебных программ дисциплины «Концепция современного естествознания» для студентов направления подготовки бакалавров «Экономика» не выполнено, однако библиотека новыми изданиями располагает, поэтому ответственность лежит на составителях программ; по дисциплине «Современный литературный процесс» для студентов направления подготовки бакалавров «Экономика» обновление не выполнено, поскольку подготовка по дисциплине не ведется, по дисциплине «Философия» для студентов специальностей «Информационный менеджмент» - закончилась образовательная программа для первого курса, поэтому обновления учебных программ не было, кроме того, отсутствуют работы по дисциплине, для студентов специальностей «Управление качеством» - обновления не было, так как нет новых работ по дисциплине; для студентов направлений подготовки бакалавров «Экономика» и «Менеджмент» - обновления не было, поскольку преподавателями не включено в программу новое издание по дисциплине «Философия», по дисциплине «Палеозоология» новых учебников не издавалось.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлял. В связи с этим, в соответствии п.4 ч.1 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Проверив представленные материалы дела об административном правонарушении, выслушав участвующих лиц, суд пришел выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Еманова А.Г. по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Одним из лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, нарушение которых относится к числу грубых нарушений, согласно п.п. «б» п. 5, п.п. «а» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 года № 174, является наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
К числу таких требований, установленных Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 года № 71, относится требование, согласно которому высшее учебное заведение ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Судом установлено, что в период с 03 октября 2011 года по 10 октября 2011 года на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 26.09.2011 года № 2043, проводилась плановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий в отношении Образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе данной проверки установлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, в связи с чем, в отношении должностного лица Еманова А.Г. составлен протокол об административном правонарушении.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным Законом № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Так, в соответствии с положениями ч. 12 ст.9 указанного Закона, о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора) не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Нарушение указанных требований, в силу п.1 ч.2 ст. 20 Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», относится к грубым нарушениям.
Как следует из представленных материалов по делу об административном правонарушении, с копией приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № от 26 сентября 2011 года о проведении плановой выездной проверки юридического лица (л.д.5-9) ректор Образовательного учреждения был ознакомлен 03 октября 2011 года, то есть в день начала проведения плановой проверки юридического лица, о чем имеется расписка в акте проверки № от 10 октября 2011 года, представленном суду в копиях и без приложений к нему (л.д.10-29).
В соответствии с ч.1 ст. 20 Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», результаты проверок, проведенных органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, оценив доказательства в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд пришел к убеждению, что проверка юридического лица Образовательного учреждения проведена должностным лицом Рособрнадзора с грубым нарушением требований Федерального Закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что влечет недопустимость использования результатов проверки в качестве доказательств по делу.
Кроме того, подлинник либо надлежащим образом заверенная копия акта проверки юридического лица Образовательного учреждения № от 10 октября 2011 года, и приложенные к нему документы, необходимые для рассмотрения дела по существу, дважды по запросу суда органом, осуществляющим государственный контроль (надзор), суду представлены не были. Исходя из принципа допустимости доказательств, на основании представленной в суд копии акта проверки без иных доказательств, имеющих значение для разрешения дела, суд лишен возможности сделать вывод о наличии события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, и иных обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела, в соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положений ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, его вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
На основании изложенного и в соответствии с п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд прекращает производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Еманова А.Г., в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Еманова А.Г. прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения, путем подачи жалобы в Центральный районный суд г. Тюмени.
Судья Е.Г. Пигалова