№ 12-804/2010
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Тюмень 16 декабря 2010 года
Судья Центрального районного суда города Тюмени Валеева Р.Э.,
с участием: заявителя Кильтау В.В.,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Полухина Д.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев жалобу Кильтау В.В., на постановление о назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства № от 12.10.2010 года, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Веретенниковым И.В., за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Веретенникова И.В. № от 12.10.2010 года Кильтау В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
На данное постановление Кильтау В.В. подана жалоба, в которой он просит признать незаконным и отменить постановление от 12.10.2010 года, производство по делу прекратить.
В судебном заседании заявитель Кильтау В.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства № от 12.10.2010 года, производство по делу прекратить.
Из жалобы Кильтау В.В. следует, что к отношениям, связанным с водоснабжением и водоотведением, возникающим между организацией водопроводно - коммунального хозяйства и абонентом - юридическим лицом, применяются Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года № 167. 12.04.2010 года ООО в соответствии с п. 83 Правил, направило абоненту предупреждение о возможном ограничении водоснабжения в связи с задолженностью, которая составила 1 379 564 рубля 28 копеек, и поскольку задолженность не была погашена, то было принято решение ограничить подачу воды абоненту 29.04.2010 года, о чем были уведомлены соответствующие органы. Исполнителем коммунальных услуг является ООО которое должно было принять меры для приобретения или самостоятельного производства коммунальных ресурсов, необходимых для оказания коммунальных услуг, то есть тех обязательств, которые оно взяло на себя по договору управления многоквартирным домом. Таким образом, к нарушению прав граждан привели не действия ООО , а бездействие управляющей компании по выполнению взятых на себя обязательств, следовательно, в действиях ООО отсутствует объективная сторона и состав вмененного правонарушения. При введении процедуры ограничения водоснабжения абонента должностное лицо руководствовалось Правилами № 167, а также положениями договора, заключенного с ООО которые наделают ООО правом ограничивать отпуск исполнителю питьевой воды и прием от него сточных вод в случае неуплаты исполнителем отпущенной питьевой воды. Нарушение требования п. 85 Правила № 307 является следствием недобросовестности исполнителя коммунальных услуг, не способного надлежащим образом обеспечивать исполнение взятых на себя обязательств по оказанию услуг своим потребителям. ООО действовало на основании Правил № 167 и условий договора, а соответственно в действиях должностного лица отсутствуют признаки нарушения законодательства. При вынесении постановления Управление федеральной антимонопольной службы по Тюменской области применило к отношениям, связанным с ограничением водоснабжения Правила № 307, однако, не учло, что договор не должен противоречить не только Правилам № 307, но и иным нормативно - правовым актам, правила № 167 тоже относятся к иным нормативно - правовым актам, следовательно, договор ресурсоснабжения не должен противоречить и этим Правилам. Отношения, связанные с ограничением водоснабжения абонента - юридического лица, не входят в предмет регулирования Правил № 307. Согласно пунктам 1,2 Правил № 307 настоящие правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, то есть, между гражданами и ООО Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Что касается не противоречия условий договоров Правилам № 307, то п. 81 Правил содержит прямой запрет на приостановление услуг холодного водоснабжения, но допускает ограничение таких услуг. Следовательно, условия договора между ООО и ООО предусматривающие также ограничение, но не прекращение водоснабжения абонента, в этом смысле не противоречат Правилам № 307. Следовательно, вина Кильтау В.В. во вменяемом правонарушении отсутствует.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Полухин Д.А. просил постановление о назначении административного наказания оставить без изменения, а жалобу Кильтау В.В. - без удовлетворения.
Исследовав представленные материалы, выслушав мнение заявителя, суд приходит к следующим выводам.
ООО включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов с долей, более 50 %. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение на рынке по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения по границам присоединенных сетей водоснабжения на территории муниципального образования г. Тюмени.
25.02.2009 года между ООО и ООО заключен договор № на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, в соответствии с которым управляющая компания действует в интересах потребителей - собственников помещений в многоквартирном доме. На момент ограничения водоснабжения жилых домов задолженность ООО составила 1 027 447 рублей 77 копеек, которая возникла по причине дебиторской задолженности населения.
09.04.2010 года ООО направило в адрес ООО предупреждение о возможном ограничении подачи воды и приема сточных вод в случае непогашении задолженности в течение 7 дней со дня получения предупреждения, а в случае непогашения задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения - об отключении подачи воды и приема сточных вод. В день ограничения водоснабжения 29.04.2010 года ООО уведомило ООО заместителя Главы Администрации г. Тюмени, директора Департамента городского хозяйства, руководителя территориального Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, начальника главного Управления МЧС России по Тюменской области об ограничении подачи питьевой воды и приема сточных вод. 30.04.2010 года подписан акт о возобновлении водоснабжения с 10 часов.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается злоупотребление доминирующим положением на рынке. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействия) лиц, занимающих доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Перечень оснований для приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг установлен пунктами 79-86 вышеуказанных Правил.
При этом п.п. «а» п. 80 Правил установлено, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке. Исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу. При непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя. В случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Потребителем в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам является, в частности, гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с п. 9 Правил должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Пунктом 85 Правил установлено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителями, полностью выполняющими обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается. Действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить к нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме (п. 86 Правил).
Таким образом, отключив соответствующие дома от водоснабжения, заявитель допустил необоснованное прекращение услуги (отпуск питьевой воды), на которую имеется спрос, необходимость прекращения не была обусловлена экономически или технологически, а также такое прекращение не предусмотрено нормативными правовыми либо судебными актами.
Изучив доводы заявителя о том, что к данным отношениям необходимо применять Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации № 167, а также что к нарушению прав граждан привели бездействия ООО суд пришел к следующим выводам.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией. В силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из толкования во взаимосвязи названных норм Жилищного кодекса РФ следует, что управляющая организация в рассматриваемых отношениях не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся у неё в управлении. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с собственниками помещений многоквартирных домов.
Кроме того, пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам для сторон договора ресурсоснабжения установлено обязательное требование, в соответствии с которыми условия договора не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В целях обеспечения надлежащего выполнения своих обязательств исполнителями коммунальных услуг, абзацем 4 Письма Министерства регионального развития РФ от 29.11.2007 года № 21492-СК/07 установлены исключительные условия договора ресурсоснабжения, которые не должны противоречить императивным гражданско - правовым нормам Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. В частности, условия договора ресурсоснабжения не должны противоречить пунктам 79-86 Правил, устанавливающих порядок приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов.
В соответствии с абзацем 8 Письма Министерства регионального развития РФ от 13.02.2007 года № 2479-РМ/07 «О применении пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307» требование пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусматривает необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), в частности, регулирующих основания и порядок приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов с целью недопущения нарушения прав потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договорами.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям применяются положения Правил предоставления коммунальных услуг, устанавливающие порядок ограничения и прекращения поставки коммунальных услуг. Действия ООО привели к нарушению прав и интересов ООО в сфере его предпринимательской деятельности, так как заявитель создал препятствия для исполнения управляющей компанией своих обязанностей перед добросовестными гражданами по предоставлению им коммунальных услуг.
С учетом вышеизложенного, действия ООО выраженные в неправомерном ограничении водоснабжения жилых домов по адресу 1 от водоснабжения с 14 часов 29.04.2010 года по 10 часов 30.04.2010 года, в связи с неоплатой задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения ООО являются нарушением ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». ООО злоупотребило своим доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения путем неправомерного ограничения подачи коммунальных ресурсов для обеспечения водоснабжения жилых домов, ущемив при этом интересы граждан, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги по бесперебойному получению коммунальной услуги водоснабжения.
Таким образом, заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Веретенниковым И.В. вынесено мотивированное, законное и обоснованное постановление о привлечении Кильтау В.В. по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, жалоба Кильтау В.В. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области № от 12.10.2010 года, которым Кильтау В.В. привлечен к административной ответственности по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей - оставить без изменения.
Жалобу Кильтау В.В. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток с момента его вынесения путем подачи жалобы в Центральный районный суд города Тюмени.
Текст решения изготовлен в совещательной комнате с помощью применения компьютерной техники.
Судья Р.Э. Валеева