Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень, 28 июня 2010 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего - судьи Вингалова М.В., с участием:
представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кустова К.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),
представителей Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области ФИО1 (доверенность № № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО2 (доверенность № № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев жалобу Чалковой Алефтины Сергеевны, <данные изъяты>, на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области ФИО3 № № от ДД.ММ.ГГГГ года о назначении административного штрафа за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
25 мая 2010 года руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области ФИО3 рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении управляющего государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области Чалковой А.С. и вынесено постановление о назначении ей наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
На данное постановление Чалковой А.С. в Центральный районный суд г. Тюмени подана жалоба, в которой она не согласна с указанным постановлением, просит его отменить.
Из представленных суду материалов дела следует, что на основании удостоверений от 11 января 2010 года № №, от ДД.ММ.ГГГГ года № № выданных руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области за ДД.ММ.ГГГГ года, в ходе которой установлено, что Отделением Пенсионного фонда допущено направление и использование средств Пенсионного фонда Российской Федерации на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.
Так, в ДД.ММ.ГГГГ году Отделению Пенсионного фонда согласно сметы доходов и расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности на ДД.ММ.ГГГГ год с учетом вносимых изменений и дополнений в течение года Пенсионным фондом Российской Федерации доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 130 002 000 рублей, в том числе по статье классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 290 «Прочие расходы» (раздел 10 «Социальная политика», подраздел 01 «Пенсионное обеспечение», целевая статья расходов 0015500 «Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов», вид расходов 270 «Органы управления государственных внебюджетных фондов») в сумме 1 021 200 рублей, по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (раздел 10 «Социальная политика», подраздел 01 «Пенсионное обеспечение», целевая статья расходов 0015500 «Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов», вид расходов 270 «Органы управления государственных внебюджетных фондов») в сумме 1 154 600 рублей.
В соответствии с п. 4 раздела IV, разделом V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № №, на статью КОСГУ 290 «Прочие расходы» относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ, не связанные с оплатой труда, приобретением услуг для оказания государственных (муниципальных) услуг, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, в том числе на прием и обслуживание делегаций (представительские расходы); на статью КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по оплате договоров на приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов материальных запасов, не относящихся к основным средствам.
В соответствии с частью II (План счетов бюджетного учета) Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № №, продукты питания относятся к материальным запасам и учитываются на счете 010502000 «Продукты питания».
Однако 15 октября 2009 года средства, выделенные Отделению Пенсионного фонда на представительские расходы по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы» (раздел и подраздел 1001 целевая статья расходов 0015500, вид расходов 270) в сумме 3 497 рублей 57 коп., использованы на приобретение продуктов питания по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Указанное подтверждается авансовым отчетом от 15 октября 2009 года и кассовым чеком от 14 октября 2009 года, на основании которых Отделением Пенсионного фонда приобретены, оприходованы на склад и списаны продукты питания.
В соответствии с Инструкцией № № оплата представительских расходов наличными денежными средствами осуществляется путем выдачи денег в подотчет и отражается в бюджетном учете бухгалтерской записью: Дебет счета 0 208 00 560 «Увеличение дебиторской задолженности по расчетам с подотчетными лицами» - в разрезе соответствующих счетов аналитического учета, кредит счета 0 201 04 610 «Выбытие из кассы». Начисление представительских расходов отражается как Дебет счета 1 401 01 290 «Расходы учреждения», кредит счета 0 208 00 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по расчетам с подотчетными лицами» - в разрезе соответствующих счетов аналитического учета.
Согласно авансовому отчету ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ года № № за счет средств, полученных в кассе по расходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ года № № по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы» в сумме 5000 рублей, приобретены продукты питания по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» на сумму 3497,57, которые оприходованы на счет аналитического учета 1 105 02 340 «Продукты питания». Согласно актам о списании материальных запасов приобретенные продукты питания списаны на нужды отделения.
В связи с тем, что Чалковой А.С. не соблюдены требования ст. 162 БК РФ, п. 4 раздела IV, раздела V Указаний № №, ДД.ММ.ГГГГ года контролером-ревизором отдела финансового контроля в отраслях экономики, социальной сфере, внебюджетных фондах и органах управления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области Абрамовой Е.А. в отношении нее составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ, - использование средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно-наказуемого деяния.
Из содержания жалобы Чалковой А.С., доводы которой поддержал в судебном заседании её представитель, начисление представительских расходов должно быть отражено проводкой дебет 1 401 01 290 кредит счета 0 208 00 660 в случае, если Отделение Пенсионного фонда заключит договор на буфетное обслуживание, а самостоятельно приобретать продукты питания не будет. Отделением же приобретены продукты питания самостоятельно. Так как все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий, это приобретение продуктов питания было отражено питания по счету 1 105 02 340 и дальнейшее их списание на счет 1 401 01 272 в соответствии с п. 50 - п. 63, п. 166, п. 232, п. 233 Инструкции по бюджетному учету. На 2009 год Отделению Пенсионного фонда утверждены средства по коду расходов 290 в размере 1 021 200,00 рублей, в том числе представительские расходы. Осуществление представительских расходов подтверждено всеми первичными документами. Кассовые расходы отражены в месячной, квартальной и годовой отчетности по коду расходов КОСГУ 290, фактические расходы отражены по коду расходов КОСГУ 340, что не является нецелевым использованием. По мнению Чалковой А.С., Отделением Пенсионного фонда полностью соблюдены положения ст. 162 БК РФ и осуществление направления и использования средств бюджета Пенсионного фонда не может быть квалифицировано как нецелевое использование средств. Согласно рекомендаций Минфина России (письмо от 18 декабря 2009 года № 02-07-10/5856), в случаях, если, по мнению органов Росфиннадзора, отражение по КОСГУ не соответствует применению КОСГУ, указанные факты отражаются органами Росфиннадзора, как факты несоблюдения методологии применения КОСГУ, и направляется предписание о необходимости внесения соответствующих уточнений в методические рекомендации (указания) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетные сметы и (или) госзадания, иные документы, являющиеся правовыми основаниями бюджетных средств. Официальная позиция Пенсионного фонда России - главного распорядителя бюджетных средств по указанному вопросу доведена до Отделения Пенсионного фонда письмом от 4 марта 2010 года № ТМ-03-25/2176.
Исследовав в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с диспозицией ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ законодателем предусмотрена административная ответственность за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно положениям ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств, выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В силу правил, предусмотренных ст. 221 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.
Утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.
В бюджетной смете бюджетного учреждения дополнительно могут утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения.
Показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы бюджетного учреждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, по смыслу приведенных положений закона нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов может иметь место в том случае, если данные средства используются получателем средств государственных внебюджетных фондов, вопреки целям, специально предусмотренным решениями главного распорядителя. В рассматриваемом случае административная ответственность руководителя Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области может наступать в случае, если учреждением ненадлежащим образом были израсходованы полученные им средства Пенсионного фонда Российской Федерации.
В то же время из содержания письма заместителя председателя Правления Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № № главный распорядитель средств государственного внебюджетного фонда сообщает об отсутствии нецелевого использования Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской в обстоятельствах приобретения названным учреждением продуктов питания, связанного с представительскими расходами. Более того, по смыслу упомянутого письма такое расходование полученных средств государственного внебюджетного фонда согласовано с их главным распорядителем и соответствует определенным им целям.
Следовательно, установленные Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области при проверке финансово-хозяйственной деятельности в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области, факты относятся лишь к несоблюдению методологии применения кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Причем не только со стороны отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области, но и самого Пенсионного фонда РФ.
В таких случаях согласно разъяснениям Министерства Финансов Российской Федерации, изложенных в Письме от 18 декабря 2009 года № 02-07-10/5856, в целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по кодам КОСГУ кассовых операций, осуществляемых в секторе государственного управления, обусловленных указанными договорами и аналогичных по экономическому содержанию операциям, могут быть урегулированы бюджетной сметой, государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам, методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.
Учитывая изложенное, а также положения статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы Росфиннадзора не вправе квалифицировать осуществление кассовых расходов как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если вышеуказанные кассовые расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетной сметой и (или) госзаданием, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств (но при этом, по мнению органов Росфиннадзора, их отражение по КОСГУ не соответствует методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями), или порядок их проведения по кодам КОСГУ отсутствует в указанных документах, являющихся правовым основанием получения бюджетных средств.
Вместе с тем в целях реализации эффективного контроля за использованием средств федерального бюджета указанные случаи отражаются органами Росфиннадзора как факты несоблюдения методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями, в отчетах органов Росфиннадзора о нарушении бюджетного законодательства. При этом с учетом положений пункта 122 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н, главным распорядителям средств федерального бюджета органами Росфиннадзора направляются предписания о необходимости внесения соответствующих уточнений (дополнений) в методические рекомендации (указания) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетные сметы и (или) госзадания, иные документы, являющиеся правовыми основаниями использования бюджетных средств.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ, в действиях Чалковой А.С. отсутствуют, поскольку факт нецелевого использования Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области не установлен.
Постановление от 25 мая 2010 года руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области ФИО3 № № подлежит отмене, а дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Чалковой А.С. - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Чалковой Алефтины Сергеевны на постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ года руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области ФИО3 удовлетворить. Обжалуемое постановление отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Чалковой А.С. прекратить за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Федеральный судья ________________