Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 апреля 2011 годаг. Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В.,
при секретаре Давыдовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1365\2011 по заявлению Извековой Любови Николаевны об оспаривании бездействий начальника государственной жилищной инспекции Тульской области Новиковой Т.В.,
установил:
Извекова Л.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействий начальника государственной жилищной инспекции Тульской области Новиковой Т.В., ссылаясь в обоснование заявления на тот факт, что после сильных морозов в зимой ДД.ММ.ГГГГ система отопления в <адрес> была разморожена.
До настоящего времени в квартире не функционирует система отопления, не работает унитаз; не восстановлены канализационные стоки, разморожены водопроводные трубы, отсутствует фундамент под квартирой.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к начальнику государственной жилищной инспекции Тульской области с заявлением, на которое получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий юридическую консультацию по существу вопроса.
ДД.ММ.ГГГГ она вновь обратилась к начальнику государственной жилищной инспекции Тульской области, одновременно направив заявление и <адрес>, которое было направлено им для рассмотрения в Жилищную инспекцию Тульской области.
Ответ на заявление она до настоящего времени не получила.
Полагала, чтодолжностное лицо - начальник жилищной инспекции Тульской области обязан был по ее заявлениям осуществить внеплановое инспекционное обследование ее жилища по ее заявлению, что сделано им не было.
Ссылалась на тот факт, что в результате бездействия начальника государственной жилищной инспекции Тульской области она произвольно лишена жилища.
Просила суд обязать должностное лицо - начальника государственной жилищной инспекции Тульской области провести инспекционное обследование ее квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Государственная жилищная инспекция Тульской области.
В судебном заседании заявитель Извекова Л.Н. поддержала заявление по тем же основаниям.
Заинтересованные лица начальник Государственной жилищной инспекции Тульской области Новикова Т.В., представитель Государственной жилищной инспекции Тульской области по доверенности Логинов В.И. не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представитель Государственной жилищной инспекции Тульской области по доверенности Логинов В.И. просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассматривать гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Как следует из возражений, представленных в адрес суда, Извекова Л.Н. является нанимателем квартиры <адрес>. Согласно п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2005 г. № 315, в обязанность нанимателя входит поддержание в исправном состоянии жилого помещения, санитарного оборудования и иного оборудования, находящегося в нем, обеспечение их сохранности, осуществление ремонта внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Обязанности осуществления внепланового инспекционного обследования жилища по заявлению гражданина в должностном регламенте начальника государственной жилищной инспекции Тульской области не предусмотрено.
Право проведения в установленном порядке инспекционного обследования и проверки подконтрольных объектов предусмотрено подпунктом 1 пункта 5 Положения о государственной жилищной инспекции Тульской области.
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № такая проверка Инспекцией была проведена, что подтверждается указанным распоряжением, уведомлением о проведении мероприятия по контролю от ДД.ММ.ГГГГ №, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ №.
На обращения Извековой Л.Н. государственной жилищной инспекцией Тульской области были даны объективные разъяснения по существу поставленного вопроса (ДД.ММ.ГГГГ №; ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № №).
Кроме того, в нарушение положений п. 3 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязанность нанимателя жилого помещения по договору социального найма обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить текущий ремонт жилого помещения, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, Извекова Л.Н. указанную обязанность не выполняет, ее долг за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги составляет <данные изъяты> рублей.
Извекова Л.Н. длительное время не проживает по месту регистрации, жилое помещение содержится ненадлежащим образом, что ведет к нарушению прав собственника и других жителей.
Так, как следует из акта обследования квартиры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, квартира имеет не жилой вид, длительное время не производился текущий ремонт, комнаты захламлены, за исключением спальной комнаты 22 кв.м. (где стены оклеены обоями и стоит кровать с постелью), во всех комнатах отсутствуют радиаторы отопления, по периметру квартиры проложена металлическая труба отопления диаметром 50 мм, в квартире не соблюдается температурный режим, ощущается запах сырости, в туалете установлен унитаз (основание унитаза забетонировано) без смывного бачка, при сливании воды в унитаз, наблюдается растекание у основания унитаза по поверхности пола, ванная не подсоединена к канализационной системе, система водоснабжения в ванной функционирует, в кладовой комнате площадью 4 кв. м. пол прогнил, в наружной стене наблюдается разрушение, на кухне у газовой плиты доски пола поражены гнилью, узел ввода, расположенный в ванной комнате, не закрыт щитом.При данных обстоятельствах в соответствии с частью 1 ст. 91 Жилищного кодекса РФ имеются основания по выселению Извековой Л.Н. и проживающих совместно с ней членов ее семьи из жилого помещения по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц в судебном порядке без предоставления другого помещения.
На основании изложенного, просил в удовлетворении заявления Извековой Л.Н. отказать.
Суд, выслушав объяснения заявителя Извековой Л.Н., исследовав письменные материала дела, пришел к следующему.
Часть 1 статьи 254 ГПК РФ предусматривает право гражданина, организации оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Указанное право гражданина обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями государственных органов нарушены его права и свободызакреплено и в Законе РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Как следует из ордера №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на основании постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, Извекова Л.Н. является нанимателем жилого помещения - квартиры <данные изъяты>.
Ссылаясь на тот факт, что после сильных морозов зимы ДД.ММ.ГГГГ. в квартире, находящейся в ее пользовании пришли в негодность система отопления, водопровод, унитаз, Извекова Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к начальнику Государственной жилищной инспекции Тульской области с заявлением о понуждении собственника жилого помещения устранить указанные недостатки.
В дальнейшем с заявлением о понуждении собственника жилого помещения произвести капитальный ремонт жилого дома Извекова Л.Н. обратилась к начальнику Государственной жилищной инспекции Тульской области ДД.ММ.ГГГГ
Ссылаясь на бездействие должного лица - начальника Государственной жилищной инспекции Тульской области Новиковой Т.В., Извекова Л.Н. ставила перед судом вопрос о понуждении начальника государственной жилищной инспекции Тульской области привести инспекционное обследование ее квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации ( далее по тексту Положение).
Главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности ( п.1).
Как следует из п. 5 Положения, органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль:
за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий;
за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;
за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;
за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к сезонной эксплуатации;
за рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме топливно-энергетических ресурсов и воды;
за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.);
за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями;
за проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
за выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения;
за наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов.
В соответствии с п. 6 Положения, органы государственной жилищной инспекции имеют право:
проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением;
давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;
давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;
вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях;
участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта или реконструкции.
Государственные жилищные инспектора несут персональную ответственность за неисполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме ( п. 8).
Аналогичные нормы закреплены и в Положении о государственной жилищной инспекции Тульской области, утвержденном Постановлением администрации Тульской области от 01.04.2003 г. N 169.
В соответствии с распоряжением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № № на должность начальника государственной жилищной инспекции Тульской области с ДД.ММ.ГГГГ назначена Новикова Т.В.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регламентирован Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно статье 9 Федерального закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению ( п. 1).
В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место ( п.2).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона, Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при рассмотрении обращения граждан:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Статья 12 Федерального закона предусматривает 30-дневный срок рассмотрения обращения гражданина. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Как следует из материалов дела, обращение Извековой Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ к начальнику Государственной жилищной инспекции Тульской области, содержащей просьбу понудить собственника жилого помещения устранить недостатки, имеющиеся в жилом помещении, находящемся в ее пользовании, в виде неисправности внутриквартирного оборудования: унитаза, батарей, водопроводных труб, было рассмотрено в установленном порядке.
Так Главе муниципального образования <данные изъяты> ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ было поручено осуществить проверку доводов Извековой Л.Н., дать информацию о фактическом состоянии дел и принятых мерах по поставленным вопросам в срок до ДД.ММ.ГГГГ
На основании сообщения Главы муниципального образования <данные изъяты> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, акта обследования квартиры <адрес>, в адрес Извековой Л.Н. начальником государственной жилищной инспекции Тульской области был дан ответ ДД.ММ.ГГГГ. №.
Как следует из ответа, направленного в адрес Извековой Л.Н., поскольку в ходе обследования квартиры 10 <адрес> было зафиксировано отсутствие именно внутриквартирного оборудования, за сохранность и работоспособность которого отвечает наниматель жилого помещения, Извековой Л.Н. было предложено осуществить его восстановление за свой счет.
ДД.ММ.ГГГГ последовало повторное обращение Извековой Л.Н. к начальнику государственной жилищной инспекции Тульской области Новиковой Т.В. по вопросу возможного разрушения <адрес> с просьбой проверить указанные факты, понудить собственника жилого дома произвести его капитальный ремонт.
В ходе рассмотрения обращения Извековой Л.Н. на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № Инспекцией была проведена проверка сведений, указанных в обращении.
Так, Инспекцией осуществлялась проверка в отношении <данные изъяты>», что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, в ходе которой осуществлялось непосредственный осмотр и обследование состояния жилого дома <адрес>.
Как следует из того же акта, провести обследование квартиры Извековой Л.Н. не удалось по причине отсутствия жильца по месту ее жительства.
По результатам проверки в адрес <данные изъяты>» вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ №.
На обращение Извековой Л.Н. по результатам рассмотрения обращения был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Таким образом, обращения Извековой Л.Н. были рассмотрены в установленном законом порядке, в ходе рассмотрения обращения Извековой Л.Н. было осуществлено обследование жилого дома истца, на основании совокупности исследованных обстоятельств приняты меры реагирования, заявителю дан подробный ответ на ее обращения, в связи с чем, суд приходит к выводу, что доводы заявителя о допущенном бездействии начальника государственной жилищной инспекции Тульской области не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Несогласие Извековой Л.Н. с правовой позицией начальника государственной жилищной инспекции Тульской области не свидетельствует о нарушении ее прав, поскольку Извекова Л.Н. не лишена права на самостоятельное обращение в суд с исковыми требованиями о понуждении восстановить жилое помещение.
Нарушений порядка рассмотрения обращения Извековой Л.Н. судом также не усматривается.
С учетом изложенного суд не находит правовые основания для возложения на начальника государственной жилищной инспекции Тульской области обязанности произвести комиссионное обследование квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления Извековой Любови Николаевны об оспаривании бездействий начальника государственной жилищной инспекции Тульской области Новиковой Т.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий