14.04.2011 года по иску Матвеева о присвоении звания `Ветерн труда`



Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2011 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

при секретаре Давыдовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1320/11 по иску Матвеева Владимира Алексеевича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», об обязании ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда»,

установил:

Матвеев В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», об обязании ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

В обоснование своих требований Матвеев В.А. указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и предоставил для этого необходимые документы.

Однако получил отказ от ДД.ММ.ГГГГ № в выдаче удостоверения «Ветеран труда» на том основании, что его награда – <данные изъяты>», не относятся к ведомственным знакам отличия в труде и не может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда», а организация, выдавшая награду, не входит в структуру союзных органов исполнительной власти.

Полагает, что данный отказ не основан на нормах действующего законодательства и нарушает его право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных в связи с присвоением звания «Ветеран труда».

Он с ДД.ММ.ГГГГ работает в <данные изъяты>. На протяжении всей своей непрерывной трудовой деятельности, работает честно, не имеет взысканий. За достигнутые заслуги в труде был награжден <данные изъяты>. Награждение произведено от имени <данные изъяты>. В связи с этим полагает, что имеет право на присвоение ему звания «Ветеран труда».

Просил суд признать незаконным решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязать ответчика вынести решение о присвоении звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

В судебном заседании истец Матвеев В.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Хамитова О.В. в судебном заседании исковые требования Матвеева В.А. не признал, просил в иске отказать.

В письменных возражениях, представленных суду, указала на то, что «ведомство» определяется как центральный орган государственного управления, образуемый в случае необходимости для руководства отдельными сферами хозяйственного и социально-культурного строительства. Таким образом, к рассмотрению могут приниматься знаки отличия в труде, учрежденные ведомствами и выданные по их решению или от их имени.

<данные изъяты>», врученный от имени <данные изъяты> не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде.

В связи с этим просит отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Матвеев В.А. является <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией пенсионного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27).

Как следует из сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке с первоначальной датой заполнения – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-26), Матвеев В.А. с ДД.ММ.ГГГГ работает в <данные изъяты> в должности: инспектора <данные изъяты>. В связи с преобразованием <данные изъяты> в <данные изъяты> Матвеев В.А. переведен на должность <данные изъяты>. В связи с преобразованием <данные изъяты> в <данные изъяты> переведен на ту же должность, затем работал в должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ был уволен в порядке перевода в <данные изъяты>, затем был переведен на должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> реорганизовано путем присоединения к <данные изъяты>.

Матвеев В.А. по настоящее время работает в должности главного специалиста-апдеррайтера в отделе массовых видов страхования <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ от имени <данные изъяты>, Матвеев В.А. награжден <данные изъяты>». Данные обстоятельства подтверждаются исследованным в судебном заседании наградным удостоверением № (л.д. 9).

Сведения о награждении Матвеева В.А. вышеуказанной наградой внесены в трудовую книжку истца. Данные записи в трудовой книжке содержат сведения о названии награды.

Матвеев В.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в отдел социальной защиты населения по <данные изъяты> району Государственного учреждения Тульской области «Управлении социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.

Отделом социальной защиты населения по <данные изъяты> району Государственного учреждения Тульской области «Управлении социальной защиты населения г. Тулы» принято решение об отказе Матвееву В.А. в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что представленная им награда - <данные изъяты>, врученный от имени Правления <данные изъяты> не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде и, следовательно, не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда», а организация, выдавшая награду, не входит в структуру союзных органов исполнительной власти.

Отказ Матвееву В.А. в присвоении звания «Ветеран труда» и позиция, поддержанная в судебном заседании представителем ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).

В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 22.07.2010 года № 1470-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».

Согласно п. 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.

В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции.

Право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют граждане, награжденные ведомственными знаками отличия за успехи в трудовой деятельности.

Как следует из материалов дела, Матвеев В.А. награжден <данные изъяты>» за значительный вклад в деятельность <данные изъяты>.

Согласно положению «О Главном управлении Государственного страхования СССР (Госстрах СССР), утвержденному Приказом Министра финансов СССР от 14 декабря 1967 года № А-1093, Главное управление государственного страхования СССР (Госстрах СССР) является центральным органом союзно-республиканской системы органов государственного страхования. Главное управление государственного страхования СССР находится при Министерстве финансов СССР.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Матвеев В.А. был награжден знаком отличия Госстраха СССР, входящего в состав Минфина СССР за достигнутые заслуги в труде, в связи с чем, довод ответчика о том, что Госстрах СССР не входил в структуру союзных исполнительных органов власти, является необоснованным.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что награждение юбилейным памятным знаком «70 лет государственного страхования в СССР» является ведомственным знаком отличия в труде, данный знак получен за успехи истца в трудовой деятельности, факт наличия у истца пенсии по старости, ответчиком не оспаривается.

Изменение порядка применения п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям.

Судом принимается во внимание также то обстоятельство, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30. Согласно данному письму, к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. № 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 7 октября 1998 г. N 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются нагрудные знаки, знаки и значки, почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы.

Одновременно Минтруд России разъяснил, что приведенный в данном письме перечень не является исчерпывающим и поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названия той или иной награды в этом перечне является необоснованным.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.

Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает установленным, что Матвеев В.А., на момент обращения в отдел социальной защиты населения по <данные изъяты> району Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имел необходимый трудовой стаж и был награждена ведомственной наградой, в совокупности дающими право на присвоение звание «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение отдела социальной защиты населения по <данные изъяты> району г. Тулы Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Матвееву В.А. звания «Ветеран труда» является незаконным.

В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами.

Матвеев В.А. обратился с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в лице отдела социальной защиты населения по <данные изъяты> району с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.

В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда».

Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».

В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Матвееву В.А. удостоверение «Ветеран труда».

Однако, поскольку обращение Матвеева В.А. разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Матвеева В.А. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения истец приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу.

Суд в силу ст. 98 ГПК РФ взыскивает с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Матвеева В.А. государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Матвеева Владимира Алексеевича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», об обязании ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда», удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Матвееву Владимиру Алексеевичу звания «Ветеран труда».

Признать за Матвеевым Владимиром Алексеевичем право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» присвоить Матвееву Владимиру Алексеевичу звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Матвеева Владимира Алексеевича государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200