19.04.2011г. по иску Демушкиной о предоставлении мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2011 годаг. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Турчиной Т.Е.,

при секретаре Егоровой Ю.В.,

представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Шестакова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1781/11 по иску Демушкиной Нины Николаевны к Государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и приобретения льготного проездного билета,

у с т а н о в и л:

Демушкина Н.Н. обратилась в Центральный районный суд г. Тулы с исковым заявлением к Государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и приобретения льготного проездного билета.

Исковые требования мотивированы тем, что она имеет удостоверение «Ветеран труда». По мнению истца, она имеет право на меры социальной поддержки установленные Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

В связи с этим, она обратилась 04.04.2011 года в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» Отдел социальной защиты населения по Центральному району с заявлением о предоставлении указанных мер социальной поддержки, но ей было отказано в предоставлении мер социальной поддержки ввиду того, что она не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, с чем она не согласна и считает это неправомерным.

С учетом изложенного, Демушкина Н.Н. просит суд признать за ней право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты с 04.04.2011 года, приобретения льготного проездного билета и обязать ответчика предоставить указанные меры социальной поддержки.

В судебное заседание истец Демушкина Н.Н. не явилась, о дне и времени слушания дела извещена, представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Шестаков М.С. иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, сославшись на то, что правовых оснований согласно Закону для назначении истцу мер социальной поддержки не имеется, поскольку она не достигла возраста 60 лет, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с федеральными Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с которым законодатель связывает наличие права на получение мер социальной поддержки. Просил освободить от уплаты государственной пошлины, поскольку Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» фактически осуществляет функции государственного органа в сфере социальной защиты населения на территории города Тулы.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы», суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося истца Демушкиной Н.Н.

Выслушав объяснения представителя ответчика ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» по доверенности Шестакова М.С., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместно ведения Российской Федерации и субъектов.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Вместе с тем, п. 2 ч.1 ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» определил, что ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на ежемесячную денежную выплату, размер которой подлежит индексации один раз в год с 01 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции (ст. 5 Закона).

Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что истец Демушкина Н.Н. в порядке, установленном действующим законодательством, является ветераном труда.

Данный факт подтвержден удостоверением серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ на имя Демушкиной Н.Н. ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» (л.д. 9), которое является бессрочным и действительным на всей территории Российской Федерации, что ответчиками не оспаривается.

Как усматривается из заявления Демушкиной Н.Н. (л.д. 13) и ответа Отдела социальной защиты населения по Центральному району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» от 05.04.2011 года № (л.д.10-12) истец в установленном порядке обратилась в органы социальной защиты населения по месту своего жительства с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты и приобретения льготного проездного билета, но в удовлетворении данных требований истцу было отказано.

Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.

Согласно Порядку назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденному Постановлением администрации Тульской области № 201 от 15.03.2005 года «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года ( п.п. 2 п.2 Порядка).

В силу п. 8 вышеуказанного Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В силу ст. 3 Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 N 745-ЗТО, от 31.10.2009 N 1352-ЗТО);

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке (в ред. Законов Тульской области от 26.11.2008 N 1145-ЗТО, от 31.10.2009 N 1352-ЗТО).

Указаний на то, что ограничение в виде достижения возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), т.е. 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, подлежит распространению и на иные меры социальной поддержки, в том числе и на получение ежемесячной денежной выплаты, в названном выше Законе не содержится, кроме случаев, установленных статьей 3 Закона.

Оценивая изложенное, суд приходит к выводу о том, что отказ органа социальной защиты населения города Тулы в выплате Демушкиной Н.Н. единовременной денежной выплаты является незаконным, основанном на неправильном толковании норм действующего законодательства, а потому находит подлежащим удовлетворению требования истца о признании за ней права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, с возложением этой обязанности на ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы».

Как усматривается из искового заявления Демушкиной Н.Н., она просит суд обязать ответчика назначить ей ежемесячную денежную выплату с 04.04.2011 года, с заявлением о предоставлении указанных выше мер социальной поддержки истец обратилась 04.04.2011 года.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что в силу п. 8 вышеуказанного Порядка требования Демушкиной Н.Н. о назначении ей ежемесячной денежной выплаты с 04 апреля 2011 года подлежат удовлетворению.

Разрешая возникший между сторонами спор о предоставлении Демушкиной Н.Н. льгот на приобретение единого месячного льготного проездного билета, суд исходит из следующего.

В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области, оказания мер социальной поддержки, государственная социальная помощь которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания, администрацией Тульской области за № 83 от15.02.2006 года было принято Постановление «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».

В силу п.п. 20 п. 1 вышеназванного Постановления (в редакции Постановлений администрации Тульской области от 03.07.206 года № 311 и от 29.03.2008 года № 160) на территории Тульской области для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, введен единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси).

Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.

Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями, стоимость которого устанавливается пунктом 2 Постановления администрации Тульской области от 15.02.2006 года за № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».

Возрастных ограничений для предоставления ветерану труда мер социальной поддержки в виде права на приобретение единого месячного льготного проездного билета действующее законодательство не содержит.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца Демушкиной Н.Н. в части признания за ней права на приобретение единого льготного проездного билета и о понуждении ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета подлежат безусловному удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ относит государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, а также п.п. 3 п. 2 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец подлежит освобождению, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, а поэтому подлежит взысканию с ответчика.

Доводы представителя ответчика о том, что он в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, поскольку Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» фактически осуществляет функции государственного органа в сфере социальной защиты населения на территории города Тулы, суд находит несостоятельным.

Так, согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» государственным органом не является, а поэтому на него не могут быть распространены положения названной выше нормы закона.

Из чека-ордера ОСБ № 8604/0114 от 12.04.2011 года за № (л.д. 4) следует, что Демушкиной Н.Н. была оплачена государственная пошлина в сумме 200 рублей.

Изложенное свидетельствует о том, что с ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы», как лица, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в пользу истца возврат государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования Демушкиной Нины Николаевны удовлетворить.

Признать за Демушкиной Ниной Николаевной, как ветераном труда, право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и приобретения льготного проездного билета.

Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» назначить Демушкиной Нине Николаевне ежемесячную денежную выплату, как ветерану труда, с 04 апреля 2011 года.

Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Демушкиной Нине Николаевне справку установленного образца для приобретения ежемесячного льготного проездного билета.

Взыскать с ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Демушкиной Нины Николаевны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

ПредседательствующийТ. Е. Турчина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200