Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2011 годаг. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Скворцовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1565/11 по иску Чепуриной Т.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на его присвоение, обязании присвоить звание «Ветеран труда»,
установил:
Чепурина Т.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным отказа Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в присвоении звания «Ветеран труда», признании за ней права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» вынести решение о присвоении ей звания «Ветеран труда» с 15 марта 2011 года.
В обоснование своих требований Чепурина Т.Н. указала, что 15.03.2011 года она обратилась в орган социальной защиты населения по Пролетарскому району г. Тулы с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы.
Однако получила отказ со ссылкой на то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными правовыми актами субъектов РФ. В связи с этим, в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
По мнению Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», почетная грамота ФНПР, врученная Чепуриной Т.Н. 11 января 2011 года за длительную и безупречную работу в профсоюзах, не относится к ведомственной награде и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Просила суд признать незаконным решение орган социальной защиты населения по Пролетарскому району г. Тулы об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» вынести решение о присвоении ей звания «Ветеран труда» с 15 марта 2011 года.
Истец Чепурина Т.Н. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Гусева Т.А. исковые требования Чепуриной Т.Н. не признала, просила в иске отказать. В письменном возражении, представленном суду, указала на то, что в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
«Ведомство» определяется как центральный орган государственного управления, образуемый в случае необходимости для руководства отдельными сферами хозяйственного и социально-культурного строительства. Таким образом, к рассмотрению могут приниматься знаки отличия в труде, утвержденные ведомствами и выданные по их решению или от их имени.
Федеральный закон от 12.01.1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов и таким образом не входит в структуру органов исполнительной власти Российской Федерации, в связи с чем, награды данной общественной организации не могут служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда».
Полагала, что грамота, выданная Чепуриной Т.Н. Федерацией независимых профсоюзов России, не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца и представителя третьего лица.
Суд, выслушав объяснения представителя ответчика, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Чепурина Т.Н. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается трудовой книжкой, с первоначальной датой заполнения – 03.07.1969 года и вкладышем к ней.
Как следует из сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке, Чепурина Т.Н. с 22.05.2000 года работает в Тульской федерации профсоюзов в должности консультанта отдела по защите социально-экономических интересов членов профсоюза Тульской федерации профсоюзов.
На основании постановления Федерации независимых профсоюзов России от 11.01.2011 года №, Чепурина Т.Н. награждена <данные изъяты>
Вышеуказанная Почетная грамота подписана председателем ФНПР, данная подпись скреплена соответствующий печатью.
Сведения о награждении Чепуриной Т.Н. вышеуказанной Почетной грамотой внесены в трудовую книжку истца. Данная запись в трудовой книжке содержит сведения о названии Почетной грамоты, кем она выдана и на основании какого постановления, с указанием его номера и даты.
15.03.2011 года Чепурина Т.Н. обратилась в отдел социальной защиты населения по Пролетарскому району управления социальной защиты населения г. Тулы департамента социального развития Тульской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.
Начальником отдела социальной защиты населения по Пролетарскому району Управления социальной защиты населения г. Тулы принято решение об отказе Чепуриной Т.Н. в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В решении от 18.03.2011 года № 71 отдел социальной защиты населения по Пролетарскому району Управления социальной защиты населения г. Тулы указал на то, что «Ведомство» определяется как центральный орган государственного управления, образуемый в случае необходимости для руководства отдельными сферами хозяйственного и социально-культурного строительства. Таким образом, к рассмотрению могут приниматься знаки отличия в труде, утвержденные ведомствами и выданные по их решению или от их имени.
Также отдел социальной защиты населения по Пролетарскому району управления социальной защиты населения г. Тулы, отказывая Чепуриной Т.Н. сослался на то, что Федеральный закон от 12.01.1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов и таким образом не входит в структуру органов исполнительной власти Российской Федерации, в связи с чем, награды данной общественной организации не могут служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», следовательно, представленная Чепуриной Т.Н. почетная грамота не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Отказ Чепуриной Т.Н. в присвоении звания «Ветеран труда» и позиция, поддержанная в судебном заседании представителем ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы», суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).
В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 № 1093-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».
Согласно п. 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.
В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, на чем настаивали представители ответчиков, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции.
Как следует из материалов дела Чепурина Т.Н. награждена Почетной грамотой подписанной председателем Федерации независимых профсоюзов России.
Согласно частям 1, 5 ст. 2 ФЗ от 12.01.1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.
В соответствии с Положением о Почетной грамоте, являющейся приложением к постановлению Генерального Совета ФНПР от 28.11.1997 года № 4-5, Почетная грамота ФНПР учреждается для награждения профсоюзных работников за длительную и безупречную работу в профсоюзах, активистов профсоюзного движения за многолетний добросовестный труд и активную работу в профсоюзах, а также профсоюзных организаций, внесших большой вклад в работу по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов, и трудовых коллективов. Почетной грамотой награждаются лица, проработавшие в профсоюзных органах не менее 10 лет и награжденные ранее почетными грамотами профорганов общероссийских (межрегиональных) профсоюзов и территориальных объединений организаций ФНПР.
Доводы представителей ответчика, что почетная грамота Федерации независимых профсоюзов России не является ведомственной наградой и не может служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», являются несостоятельными, поскольку Чепурина Т.Н. была награждена Почетной грамотой за подписью председателя ФНПР, на основании постановления № от 11.01.2011 года.
Хотя федеральное законодательство не содержит определения «ведомственного знака отличия в труде» и перечня таких знаков, суд приходит к выводу, что по сущностным признакам Почетная грамота за подписью председателя ФНПР, может быть признана таковым, поскольку присвоена за длительную и безупречную работу в профсоюзе.
Изменение порядка применения п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям.
Судом принимается во внимание также и то обстоятельство, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30. Согласно данному письму к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. N 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 7 октября 1998 г. N 5635-КС при присвоении звания "Ветеран труда" наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы и указано, что при присвоении звания «Ветеран труда» учитывается в том числе и Почетная грамота Главнокомандующего Военно-воздушными Силами «За большой вклад в поддержании боеготовности Военно-Воздушных Сил и активную работу в профсоюзе».
Одновременно Минтруд России разъяснил, что приведенный в данном письме перечень не является исчерпывающим и поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названия той или иной награды в этом перечне является необоснованным.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.
Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда", принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч.1, 2, 18, 54 ч.1, 55 ч.2, 57 Конституции Российской Федерации.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства права будет уважаться властями и будет реализовано.
С учетом изложенного, суд считает установленным, что Чепурина Т.Н. на момент обращения в отдел социальной защиты населения по Пролетарскому району Управления социальной защиты населения города Тулы с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имела необходимый трудовой стаж, достигла возраста 55 лет и была награждена ведомственной наградой, в совокупности дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах суд считает необходимым и возможным признать за Чепуриной Т.Н. право на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с чем решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Чепуриной Т.Н. звания «Ветеран труда» является незаконным.
В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами.
Чепурина Т.Н. обратилась с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в отдел социальной защиты населения по Пролетарскому району Управления социальной защиты населения города Тулы с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы, 15.03.2011 года.
Вместе с тем, требования истца об обязании ответчика принять решение о присвоении звания «Ветеран труда» со дня обращения с заявлением о присвоении звания, то есть с 15.03.2011 года, не подлежат удовлетворению в силу п. 9 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО, предусматривающего, что решение о присвоении звания "Ветеран труда" либо об отказе в присвоении этого звания принимается государственным учреждением Тульской области, осуществляющим функции в сфере социальной защиты населения, в пятнадцатидневный срок со дня поступления заявления с приложением документов, указанных в частях 3 или 4 настоящей статьи.
В силу ст. 98 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Чепуриной Т.Н. понесенные по делу судебные расходы по оплате госпошлины при подаче иска в суд в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Чепуриной Т.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран Труда», признании права на его присвоение, обязании присвоить звание «Ветеран труда», удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в присвоении Чепуриной Т.Н. звания «Ветеран труда».
Признать за Чепуриной Т.Н. право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» присвоить Чепуриной Т.Н. звание «Ветеран труда».
В остальной части иска Чепуриной Т.Н. отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Чепуриной Т.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий